327

7 апреля 2021 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Софийском соборе. Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в этом же храме.

По окончании Литургии епископ Арсений обратился к молящимся со словом: «Благая весть - это весть о том, что Господь любит мир, как сказано у евангелиста Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). В этот праздник мы вспоминаем тоже самое, что и в праздник Рождества Христова - пришествие в мир Спасителя, исполнение древнего обетования, данного нашим прародителям ещё в раю, что придёт семя жены, которое сотрёт главу змия. Архангел возвестил Пречистой Деве, что Она избрана стать Матерью Спасителя, лестницей небесной или вратами, которые отверзают небеса, как возвещает о ней Церковь. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», - любой человек очень бы испугался и смутился, услышав эти слова. Тут же совсем молодая ещё девушка, хотя уже обручённая с Иосифом, но давшая при этом обет девства, слышит от небесного вестника такую необычайную весть, что Она станет Матерью Спасителя: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1: 35).

Сквозь сомнения, страх и недоумение проявилась Её глубокая вера и смирение. Она не могла, наверное, предвидеть, но, скорее всего, чувствовала, что путь, который Ей предстоит, будет трудным, и люди не всегда будут Её понимать. Вспомним, что во время Рождества Христова Ей и Иосифу негде было даже заночевать в Вифлееме. После Благовещения Пречистая Дева, не в силах удержать в себе всю гамму чувств, которые проносились в Её сердце, отправилась к Своей родственнице во град Иудин, в нагорную страну, где жили Елизавета и её муж Захария, родители будущего Предтечи Господня Иоанна. Елизавета была на шестом месяце, будучи в преклонных летах, но у Бога не остается бессильным никакое слово. Когда Мария встретилась с ней, то Елизавета, была сама осенена Духом Святым и пророчески поприветствовала Её такими же словами, как и ангел: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1: 42 - 43).

Она уже все знала, более того, знал даже младенец Иоанн в её чреве, который проявил свою радость от встречи с Тем, Кто был во чреве Марии, и Которого ему надлежало, спустя много лет, крестить в водах Иордана. В этот же момент Пречистая Дева тоже исполняется пророческим даром и говорит: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1: 46 - 48). Действительно, несмотря на гонения и ненависть тех, кто гнал Ее Пречистого Сына и первых Его учеников, первые христиане и все последующие, до сего дня почитают Ее, и так исполнились эти слова: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1: 48). Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы - это древний праздник в честь Пречистой Девы, который соотносится с праздником Богоявления. Уже в III веке Церковь знала этот праздник, а после раскрытия учения о Божестве и человечестве Христа на Вселенских соборах, она всё больше обращала внимание на Ту, Которая послужила этой неизреченной тайне нашего спасения. Её почитание было закреплено Третьим Вселенским собором, и вообще вся православная традиция проникнута почтением перед Ней.

Пречистая Дева предизобразила Собой всю Церковь Христову, став в высшем и абсолютном смысле этого слова, Храмом, Домом Божиим, каким является Церковь. Также Она - глубочайший и нравственный пример для всех последующих святых и для каждого из нас. Глубокая святость, чистота и преданность Богу - подвиг Её святости, который превосходит все другие примеры Ветхого и Нового Завета, и сделал Её причиной нашего спасения, как говорит о Ней святой Ириней Лионский. Её смеренные слова: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), - означали начало спасения мира. Она стала лучшим плодом, который человечество смогло принести Богу, и Господь принимает этот дар, принимает от Неё человечество для того, чтобы сделать Его Своим. Он воплощается от Неё, чтобы впоследствии спасти всех нас, даровать нам Самого Себя не только в Кресте и Воскресении, но и каждый раз в Таинстве Причастия. Ведь мы вкушаем Его человеческое Тело и Кровь, воспринятые от Пречистой Девы, но пронизанные Божеством для того, чтобы и самим проникнуться этой Божественной жизнью. Мы делаем это, чтобы стать причастниками Божественного естества, как говорит апостол Пётр, для того, чтобы наша человеческая природа исцелилась от греха и преобразилась.

Мы должны брать пример с Пречистой Девы, чтобы сказать в самых тяжких испытаниях и обстоятельствах нашей жизни: «Се раба Господня, или се раб Господень, да будет мне по слову твоему. Не моя воля, но Твоя, Господи, да будет». Будем помнить о том, что Его воля - это наше спасение, каким бы ни был тернистым наш путь, Господь ведёт и воспитывает нас для вечности. Если мы в своей жизни будем каждый день стараться проводить, ощущая себя в присутствии Христа, каждый раз выбирая добро, желая исполнить Его волю, то наша жизнь постепенно будет соответствовать Его замыслу о нас. Тогда она станет на нужное направление, попадет в нужный тон, будет созвучна с Божественной волей, которая ведет нас ко спасению и к жизни вечной».

Затем было совершено славление празднику и поклонение Кресту.