373

В Неделю 2-ю Великого поста епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме блаженной Ксении Петербургской в посёлке Тёсово-Нетыльский.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом: «Сегодня на Литургии мы слышали евангельское чтение, в котором рассказывается об исцелении Христом расслабленного в Капернауме. Из-за многолюдства приблизиться ко Христу было невозможно, и тогда друзья этого человека разобрали кровлю дома, где учил Господь, и опустили на носилках расслабленного к ногам Христа. В Евангелии сказано: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои … тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2: 5, 11). Неслучайно Церковь сегодня предлагает нам это чтение. Призвание Церкви в этом мире - вести нас ко Христу, готовить нас к встрече с Господом. В богослужебном круге сильнее всего это выражено в праздновании Пасхи - самого великого праздника церковного года, и в том, как усиленно Церковь готовит нас к этому празднику в течение Великого поста. И вот сегодня Церковь нам напоминает о том, что расслабленный человек - это не просто физически больной человек, а это образ каждого из нас, потому что каждый человек уязвлен грехами, немощами и страстями, это напоминание всем нам о том, где следует искать спасение. Господь Иисус Христос - Он наш Спаситель, Он способен восставить нас для жизни вечной, для жизни во свете перед Богом.


-цитата-

«Мы должны учиться у нашего Господа прощать и принимать наших ближних, служить там, где это необходимо, нести свет туда, где тьма, нести веру туда, где отчаяние и неверие»

Епископ Арсений


Второй момент, на который следует обратить внимание, вчитываясь в слова евангельского чтения, это вера друзей. Мы можем быть для какого-то человека таким другом, благодаря вере которого, Господь способен проявить Своё милосердие. Наша вера может открыть врата Божиего милосердия для кого-то из наших ближних. Иногда православные христиане впадают в некий эгоцентризм и думают только о себе, о спасении своей души, не замечая ничего вокруг. Но ведь нас окружает отчаяние, боль, страдание, люди нуждаются в нашей помощи. И, если мы Христовы ученики, то должны быть проводниками Его света, божественной любви, заботясь о ближних наших и вообще о всем творении Божием. Откуда окружающие люди, подчас далëкие от Церкви, могут узнать, что такое вера, что такое Церковь и Кто такой Господь, кроме как не от нас? Если они узнают об этом из какой-то внешней литературы, часто антицерковной, то нет ли здесь нашей с вами вины? Жизнь по вере способна одухотворить жизнь не только каждого из нас, но и жизнь окружающих нас людей. «Вы — соль земли … Вы — свет мира» (Мф. 5:13-14), - говорит Господь Своим ученикам.

Христос призвал нас быть верными Ему в этом мире, а это значит исполнять Его слова. Если мы исполняем Его слова, то и ближние наши способны прикоснуться к вере, почувствовать свет божественной вечности, который присутствует в людях глубокой веры. Есть много примеров в житиях святых и жизни современных подвижников благочестия, когда встреча с верующим человеком изменяла жизнь других людей. В очах этого человека они узрели свет присутствия Бога и почувствовали душой и сердцем, что Бог есть, что Он пребывает в этом человеке, а значит и в этом мире. В этом тоже предназначение Церкви, то есть каждого из нас - быть светом для этого мира, не соблазном, не поводом для насмешек, не тем, кто может, наоборот, кого-то оттолкнуть от веры своим поведением или оскорбительными словами. Мы должны всегда иметь перед собой тот вечный образец любви, который явлен нам в лике Христа. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16), - сказано в Евангелии. Когда мы смотрим на икону Христа, то созерцаем образ Бога, Который сделал Себя человеком ради Своего творения, ради каждого из нас. Бог не отталкивает никого, Он любит всех, готов простить нам всё и принять всехМы должны учиться у нашего Господа прощать и принимать наших ближних, служить там, где это необходимо, нести свет туда, где тьма, нести веру туда, где отчаяние и неверие.


-цитата-

«Можно прочитать многие тома, посвящённые учению святых, но в своей жизни быть далёкими от присутствия Бога»

Епископ Арсений


Также сегодня, на второй неделе Великого поста мы празднуем память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, который жил в XIV веке. Церковь установила особое чествование этого святителя сегодня, как бы продолжая празднование Торжества Православия. Учение святителя Григория было изложением всей святоотеческой традиции для людей того времени. Нам может быть сложно разбирать мысли Григория Паламы, например, о божественных энергиях и о нетварном свете. Можно прочитать многие тома, посвящённые учению великого святителя, но в своей жизни быть далёким от присутствия Бога. Именно о присутствии Бога в нашей жизни, в нашем мире, и о том, что мы можем почувствовать, приблизиться к этому присутствию и говорит святитель Григорий. Часто у христиан складывается впечатление, что то, о чём учит Церковь, имеет отношение к чему-то постороннему, к тому, что далеко от нас, что никак не влияет на нашу жизнь. Подчас мы живём так же, как и обычные люди, незнающие Бога, и христианство ничего в нашей жизни не меняет. Но учение Григория Паламы, как и вообще всё Евангелие, говорит о том, что Бог находится не в каком-то запредельном мире - Он здесь. Он пронизывает этот мир, сотворëнный Им, Он рядом с каждым из нас, и наша задача очистить себя таким образом, чтобы это присутствие наполнило наши сердце и нашу жизнь.

В Великом посту и в великие праздники, когда совершается великое повечерие, звучит торжественное провозглашение: «Яко с нами Бог». Это действительно так, и Он Сам обещал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Без Господа не было бы Церкви и нас с вами, как православных христиан. Он сейчас среди нас, Он сделал нас Своим Телом, то есть Церковью, потому что мы причастились от одной Чаши. Пусть ощущение присутствия Божия не оставляет нас каждое мгновение нашей жизни, будем ходить пред Богом, как древние праведники, осознавать себя в присутствии Божием. Будем помнить, что Он - Господь и Владыка нашей жизни, без воли Которого и волос с головы нашей не упадёт. Но присутствие Божие в нашей жизни возлагает на нас и ответственность: мы должны жить для Бога, жить для ближних, жить по слову Божию, исполняя заповеди. Это может показаться нелёгким для греховного человека, но, когда мы начнём этот путь, то осознаем, что он радостный и преображающий, это путь освобождения, ведущий к Воскресению. Как и говорит Христос: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные... Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28, 29- 30)».