272

Вечером 14 марта 2021 года, в Прощеное воскресенье, епископ Арсений совершил вечерню с чином прощения в Софийском соборе Великого Новгорода.

По окончании богослужения владыка обратился со словами проповеди к прихожанам: «Начало Великого поста для нас знаменует начало весны духовной, так пост называется в церковных песнопениях. Как природа пробуждается после зимнего сна, оживает и расцветает, таким образом и пост Церковью предназначен для того, чтобы мы, встряхнувшись от суеты, стали ближе к Богу, стали лучше, чище и святее. Пост является паломничеством к Пасхе. Мы постимся не для того, чтобы хорошо себя чувствовать или сэкономить на пище. Великий пост обретает свой смысл только в свете той цели, к которой он нас всех увлекает, в свете Христова Воскресения. Начиная Великий пост в прошлом году, мы, наверно, ещё не осознавали то, что нам всем предстояло пережить в связи с пандемией. Сегодня мы можем ставить перед собой вопросы, находить в Священном Писании, в святоотеческих творениях, в духовном опыте Церкви ответы на эти вопросы. За что Господь попускает такие испытания? В чем смысл каких-то ограничительных мер?

Каждый человек осознал ценность своего здоровья и жизни ближних своих. А православные христиане по-новому стали относиться к возможности собираться в храмах в тех условиях, когда в каких-то регионах и странах вообще была запрещена церковная молитва. За последние 30 лет богослужение для нас стало чем-то привычным и обыденным. Мало среди нас тех, кто помнит гонения, бывшие на Церковь, когда без последствий, без административных взысканий нельзя было прийти даже на Пасху, а еще раньше были кровавые гонения. Последний год отрезвил в этом отношении, мы по-новому стали ценить возможность общения с друг другом и возможность общения с Богом в церковной молитве вместе со своими братьями и сестрами, вместе с духовенством.

Отвечая на вопрос о смысле всех этих церковных установлений, которые так важны для христиан, в том числе о посте, мы должны понимать, что Церковь существует для того, чтобы позволить нам ощутить уже в этой жизни присутствие Христа Воскресшего. Пасха наделяет смыслом и все великопостное время, и всю мировую историю, ведь мы ожидаем как говорится в словах Символа веры: «Воскресения мертвых и жизни будущего века». Праздник Пасхи и последнее наше упование зиждется на Воскресении Христовом, без него не было нас с вами, как Церкви, как христиан. Святые апостолы возвещали Христа Воскресшего и Его силой Церковь была распространена. На протяжении всех веков церковной истории, люди, приобщавшиеся к вере, находили в себе силы, чтобы отвращаться от греха и тьмы к свету, святости и Богу. Каждый Великий пост должен нам напоминать, прежде всего, об этом желании встречи с Богом, о ценности покаяния и смирения, о молитве и милостыне.

Сегодня сосредоточим внимание на необходимости прощения, потому что и покаяние, и чувство смирения, и желание увидеть Бога, какое было у Закхея мытаря, побуждает нас к одному - почувствовать присутствие Божие в нашей жизни. В евангельском чтении на Литургии мы слышали такие слова: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 15). Эти слова Спаситель произнес во время Нагорной проповеди, сразу после того, как Он научил Своих учеников молитве «Отче наш». Это очень краткая и емкая молитва, в ней нет ничего лишнего, только самые важные прошения, которые объемлют всю нашу духовную и материальную жизнь. В ней есть такие слова: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим». Можно ли в течении дня из года в год повторять слова этой молитвы, и в тоже время копить в сердце обиды, не говоря уже о мести? Если мы ученики Христовы, то Его слова о прощении, молитве за врагов и его собственный пример, должны быть определяющими, а не наш эгоизм и гордость, когда мы не можем простить или попросить прощения, пока наш обидчик сам не смирится и не подойдет к нам.

Господь Иисус Христос - совершенный образ Божией любви, изливающейся на весь мир, Он прощает всех и призывает нас быть подражателями Отца нашего Небесного: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Совершенными, как Отец наш Небесный, мы никогда не станем, но призваны идти к этому, а для этого у нас целая вечность. Но только, если мы стремимся жить так, как заповедует нам Господь Иисус Христос, в том числе говоря: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Если бы мы помнили об этом всегда и жили достойно своего призвания, то Церковь не установила бы в последний воскресный день перед Великим постом традицию, когда мы можем примириться друг с другом. Но так случается, что многие не думают или не знают, что они могли чем-то оскорбить или обидеть ближнего своего. Пусть хотя бы этот день будет временем примирения и очищения, взаимного прощения, а значит, и получения благословения на это предстоящее благодатное время поста. Попросим друг у друга прощения, помня заповедь Спасителя: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23 - 24)».

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15