390

19 января 2020 года, в день Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение.

За Литургией после чтения Евангелия епископ Арсений обратился к молящимся со словом: «Праздник Богоявления, как в древней Церкви, так и сейчас, отмечался именно 6 января по старому стилю, и он включал в себя целую палитру смыслов. Это не только воспоминание крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна на Иордане, но тогда он включал в себя и воспоминание о Рождестве Спасителя - Богоявлении, поклонение волхвов, это и начало общественного служения Господа Иисуса Христа, и первое чудо на браке в Кане Галилейской. Это многогранный праздник, который говорил в общем-то об одной главной спасительной вести христианства - Бог явился в этом мире ради каждого из нас, ради нашего спасения. Уже позже, в IV веке, от него обособляется Рождество Христово и отмечается уже отдельно, 25-го декабря.

Сейчас, когда мы отмечаем эти праздники, мы видим, как на богослужебном уровне сохранилась память о том, что это был один праздник, потому что они похожи, как праздники двойники - строгим сочельником, царскими часами, торжественным богослужением, двумя праздничными Литургиями накануне и в сам день праздника. Они говорят об одном и том же – о явлении в мир Спасителя. «Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе», - так поем мы в церковном кондаке этого праздника. О чем же говорит именно воспоминаемое событие крещения Спасителя на Иордане? Иоанн проповедовал покаяние для всех, кто хотел его слушать: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). И в знак покаяния души предлагает омовение, то есть крещение в водах реки Иордан. Этот обряд был известен в ветхозаветной Церкви – омовение, погружение, по-славянски крещение, но он применялся для тех, кто, будучи язычником, присоединялся к народу Божиему – Израилю. И тут Иоанн обращает свою проповедь к самим израильтянам, точнее иудеям, говоря им – покайтесь.

Не все были готовы принять такую проповедь, зная, что первосвященники и фарисеи не верили Иоанну и завидовали. Но народ шел к нему, потому что Иоанн был тем, о котором в пророческом писании было сказано: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3:3), он был Предтечей, Провозвестником Христа. Но самое удивительное, что и сам Христос Спаситель пришел на Иордан, чтобы принять это крещение покаяния, покаяние, в котором Ему не было нужды. Когда Иоанн таинственным образом предузнав, Кто перед ним стоит, хотел остановить Его, то в ответ услышал: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15) и затем только допускает Его до погружения.

После этого он стал свидетелем необычайного - явления Духа Святого в виде голубя и глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Само данное событие, Богоявление, это явление всей Святой Троицы, которое происходит в момент крещения Господа на Иордане, это, прежде всего, знамение того, что земное служение, проповедь, чудеса, помощь страждущим начинаются с этого момента для Христа. Он вступил на этот путь, но вместе с тем Он знал, чем этот путь закончится, а закончится он на Голгофе. Крестным путем было не только осуждение на Голгофу, но все земные годы служения Христа людям. Принимая крещение от Иоанна, Он соглашался с волей Отца проделать путь до конца – вот, что означают эти слова «Так надлежит нам исполнить всякую правду».

Вода во многих древних культурах символизировала бездну, хаос, смерть, и повествование о всемирном потопе как раз напоминало людям о разрушительной силе этого хаоса, оно показывало, какой вред и разрушение может принести эта стихия для творения, которое оставило Бога. Вместе с тем именно из этого хаоса, из этой бездны, когда-то творческим словом Божиим зарождается жизнь, об этом повествует Шестоднев: «Тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). И во Христе, в момент крещения от Иоанна на реке Иордан, прежде всего, выражается именно это согласие войти в тьму смертную для того, чтобы извести нас к жизни. Незримым образом и мы, когда принимаем крещение, особенно там, где оно совершается полным погружением, это более наглядно демонстрирует, то мы погружаемся в смерть Христову для того, чтобы с Ним совосстать, воскреснуть к жизни вечной. Так вот и для Христа такое крещение, погружение в воды Иордана, было уже началом умирания за жизнь мира.

Он, безгрешный, добровольно принял эту смерть за грехи всего мира для того, чтобы нас сделать причастниками Своей жизни вечной. К тому же эту страшную для древних людей стихию Он уже Своим крещением начинает преображать, начинает освящать. «Днесь вод освящается естество», - поем мы сегодня, это относится не только к тому, что совершается в храмах 19-го января на освящении воды, но прежде всего ко крещению Христа на Иордане. Он не просто соглашается с волей Отца, которая приведет на смерть за жизнь мира, но, по всей вероятности, замысел Божий гораздо шире, чем спасение человечества, каждого из нас, это преображение всего мира, всего созданного, всего мироздания. Оно начинается с Богоявления, с явления Бога в этом мире.

Освящение воды - это только начало того последнего Преображения, того последнего полного Богоявления, о котором писал апостол Павел, говоря о последних временах, что «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28), а апостол Петр говорит, что мы «ожидаем нового неба и новой земли» (2 Пет. 3:13). Вот что предзнаменует праздник Богоявления. Обряд освящения воды, который мы совершаем в этот день - это конечное торжество Бога в этом мире, это слава Божия, явленная во всем творении, и это новая жизнь, которая дарована всему миру и каждому из нас. И мы должны задаваться вопросом: «Чем мы и каждый из нас в отдельности можем ответить на это Богоявление»?  Только надеждой на Бога, твердым упованием во всех жизненных обстоятельствах, какими бы тяжкими они ни были, но в этом и заключается главная христианская добродетель - это вера, безусловное доверие к Богу, в ответ на Его веру в нас. Ведь для того, чтобы явиться в этом мире и отдать Себя на смерть, у Бога должна была быть невообразимая высокая вера в человека, в каждого из нас. И мы должны ответить на эту веру своей верой и доверием, и наконец, ответить на Его всеобъемлющую любовь, хотя бы малой каплей своей любви».

По заамвонной молитве был совершен чин Великого освящения воды. После отпуста было совершено славление перед иконой праздника.


Его Преосвященству сослужили иеромонах Григорий (Побожин) и иеромонах Серафим (Игнатьев). Богослужение сопровождалось пением хора Свято-Юрьева монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.