374

29 сентября 2019 года, в Неделю по Воздвижении, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером владыка возглавил в этом же храме обители всенощное бдение.

На Литургии после чтения Евангелия проповедь произнес иеромонах Сергий (Шардаков).

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «В апостольском чтении на праздник Воздвижения Креста Господня у апостола Павла есть такие слова: «Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:22-24). Обратим внимание на слова «иудеи требуют чудес» (по-славянски «знамений»). Но иудеи хотели бы видеть не просто чудеса от того, кого они признают Христом, потому что такие чудеса, как умножение хлебов, воскресение мертвых их поражали и вдохновляли. Люди были готовы признать Иисуса как Мессию, Которого они все ждали в качестве земного царя.

Знамение - это знамение пришествия Сына Человеческого во главе воинств небесных для того, чтобы победить все мировое зло, которое, в данном случае, персонифицировалось в лице римлян, и установить Царствие Божие на земле. Одним из знамений этого пришествия Спасителя, каким Его ждали иудеи, будет воскресение праведных. Но часто под праведными тогда понимали именно тех, кто уже погиб, сражаясь с римлянами, зилотов, радикальных борцов за независимость. Вот этого знамения они ожидали до последнего, когда Христос входил в Иерусалим, но его Он им не дал, «кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39-40). Это знамение мы видим сейчас посреди храма, знамение вечной любви Бога к человеку, знамение победы Бога над человеческим предательством, над человеческим грехом, над самой смертью.

«Еллины ищут мудрости», - продолжает апостол Павел, - «а мы проповедуем Христа». Это собирательный образ образованных язычников – эллинов, которые воспитывались на философии, особенно на философии Платона, Сократа. Этих философов впоследствии иногда называли христианами до Христа - это высший цвет языческой, еще дохристианской мудрости. Если бы апостолы проповедовали не простым языком, прежде всего, а философским, говорили на отвлеченные темы, то у них сразу была бы большая языческая аудитория. Вспомним проповедь апостола Павла в Ареопаге. Согласно книге Деяний, сначала его слушали с удовольствием, потому что новый мудрец появился и о чем-то вещает. Но когда они поняли, что он вещает о Христе и Его Воскресении, отпустили его с насмешкой: «Об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32).

Согласно философской концепции Платона, самой распространенной в то время, невозможно было даже представить, чтобы верховный Единый Бог, а тогда было представление о Едином Боге, пришел в этот мир и принял плоть и кровь, не говоря о том, чтобы Он умер такой страшной смертью, был распят, погребен, а потом еще и воскрес. Все это переворачивало и отвращало людей, которые мыслили только духовно, все материальное в этой концепции считалось злом, проникнутым грехом. Бог же - это только чистый Дух, и рассуждать о Нем могут только высокодуховные мудрецы, как Сократ или Платон. Апостольская проповедь переворачивает первичное представление и иудеев, которые ждали вполне представляемого Мессию, и эллинов, которые жаждали мудрости, но мудрости внешней, которая, по сути говоря, была не мудростью, а софистикой. Когда одни и те же мудрецы могли отстаивать, ради интереса, противоположные взгляды, приводя аргументы и упражняясь в красноречии.

Но апостол Павел говорит: «Мы проповедуем Христа... Божию силу и Божию премудрость». Это Премудрость Божия, о Которой говорил еще Ветхий Завет, Которая создала этот мир, Которая явилась в этом мире, и Которая Сама о Себе сказала: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Так вот для нас спасаемых, по мысли апостола Павла, для тех, кто узнал во Христе не только свет для мира, а свет для самого себя, кто увидел в Нем свой истинный путь и истину, и жизнь. Для нас Он вечная мудрость и Божия сила. «Иудеи и эллины» - этот образ из послания апостола Павла может быть применим и к нам, когда мы требуем чудес, доказательств, когда постоянно требуем чего-то материального от Бога. Все наши молитвы можно выразить одним только словом «дай», помоги нам или воздай. Иногда мы обращаемся с вопросами, требуем разъяснения того, что нам непонятно, смысла событий в этом мире, часто трагических и смущающих нас, когда мы требуем от Бога дать ответы на наши вопрошания. Но продолжающийся праздник Воздвижения Креста Господня нам ясно показывает, что, когда мы обращаем свой взор к распятию, это единственное вечное знамение, данное для всех времен и всех народов. Это единственный и вечный ответ на вопрошания всех народов и каждого человека. Воплощенная любовь, которая простирает руки на Кресте для того, чтобы принять весь мир и каждого человека и сделать нас причастными жизни божественной».


Его Преосвященству сослужили благочинный монастыря, иеромонах Григорий (Побожин); иеромонах Серафим (Игнатьев) и иеромонах Сергий (Шардаков).

Богослужение сопровождалось пением смешанного хора монастыря под управлением регента Ольги Вересовой.


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15