365

Вечером 20 сентября 2019 года, накануне престольного праздника церкви Рождества Пресвятой Богородицы поселка Волот, епископ Арсений возглавил всенощное бдение в храме.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Праздник Рождества Богородицы - это первый из двунадесятых праздников в церковном году, начало которого, согласно древней традиции, праздновалось, когда-то 1 сентября. Этот праздник открывал собой череду праздников, повествующих о нашем спасении, о новозаветной истории, о том, что Господь совершил ради каждого из нас. Хотя событие Рождества Богородицы не рассказывается в новозаветных книгах, Церковь с древности сохранила воспоминание о событиях, которые легли в основу нынешнего праздника. «Когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего Единородного» (Гал. 4:4), - пишет апостол Павел.

Отмечая праздник Рождества Богородицы, мы мысленно подходим уже к исполнению того, что апостол Павел назвал «полнота времен». Когда человечество, по крайней мере в лице своих лучших представителей, было готово к принятию спасения, то в этом мире, который был отлучен от Бога грехом, отчаянием и смертью, зажглась заря нового дня, которая предвозвещает пришествие Христа - Солнца Правды. Сегодня мы празднуем появление этой зари, когда тьма рассеивается, когда Бог скоро станет близок к Своему творению через воплощение от Пречистой Девы. Уже явилась в мире Та, Которая от лица всего мира, даст Свое согласие Богу, чтобы Он совершил наше спасение: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). В этих словах заключалось согласие Той, Которая дала плоть и кровь Господу Иисусу Христу для того, чтобы Он, освятив наше человеческое естество, воспринятое от Марии, вернул его нам, как Свои Тело и Кровь.

Мы в Таинстве Причастия в Церкви становимся не просто общиной верующих, а причастными Христу, одним Телом с Господом. Так совершается наше спасение, процесс которого начинается в истории с воплощением Бога Слова. В жизни каждого из нас процесс спасения начинается с нашего воцерковления, а затем продолжается через участие в церковных Таинствах, исполнение заповедей, следование воле Божией. Завершится он тогда, когда все злое и недостойное Бога, страдание и неправда будут изгнаны из этого мира, и тогда, по слову апостола Павла, «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28). Мы ожидаем этого дня, ожидаем воскресения нашего в жизнь вечную.

Но сегодня мы снова и снова возвращаемся к тем событиям, которые послужили началом этой великой истории спасения, которая для каждого из нас еще ожидает своего завершения.
Пресвятая Дева родилась от престарелых родителей Иоакима и Анны, которые прошли вместе долгий жизненный путь, но них не было детей, а это, как мы помним, считалось большим несчастьем. В то время считалось нормальным иметь как можно больше детей, и каждый ребенок воспринимался как благословение Божие, а бездетность считалась величайшим наказанием, следствием каких-то грехов. И вот человеческое поношение Иоаким и Анна должны были нести всю свою жизнь, не ведая, что Бог их избрал для того, чтобы они стали в конце своей жизни родителями Той, Кто Сама станет Матерью Жизни.

Это рождение, как во времена древних праведников, ясно давало понять, что ребенок от Бога, когда по законам человеческого естества невозможно уже иметь детей, Она явилась, как Божиий дар. Как когда-то таким даром был Исаак или пророк Самуил, родившийся от престарелых родителей, так и явление в этом мире Пречистой Девы было ярким свидетельством того, что это бесценный дар, что Господь держит в руках наше спасение и не выпустит его из рук, пока не доведет все до конца. Этот праздник должен стать для нас вдохновением для более ответственной христианской жизни в исполнении заповедей, верности Богу, благодарении Ему за все, что мы имеем, особенно за детей, за родителей, за любовь близких, за этот мир, в котором мы родились, и также за тот мир, в котором мы родились от воды Крещения. Мы должны благодарить Бога за каждый прожитый день, за возможность сегодня быть в храме. Ведь в жизни каждого из нас есть очень много хорошего, что нас окружает, но мы этого не замечаем, потому что сосредоточены только на своих проблемах. Вместо того, чтобы благодарить Бога за те великие блага, которые у нас есть, ворчим и ропщем из-за каких-то несоизмеримо меньших проблем, которые у нас есть, но которые нам нужны для духовного роста.

Как ребенок не проходит свой рост безболезненно на разных стадиях младенчества и отрочества, так и мы не можем возрасти к жизни вечной без того, чтобы нести крест, без каких-то тягот и испытаний. Надо только помнить, что Господь все равно нас хранит, и то, что у нас есть, в виде испытаний, болезней или каких-то жизненных неурядиц - это то малое, что мы можем понести. От неизмеримо большего Господь закрывает и охраняет нас, как птица своих птенцов. Будем же благодарить Бога и за это, не только за свои семьи, не только за возможность жить в этом мире и быть причастными к вере православной, но и благодарить за Его неустанную заботу о каждом из нас. Пусть настоящий праздник послужит для нас именно таким напутствием!».