792

С 2013 года у стен Георгиевского собора монастыря ежегодно проводятся археологические исследования. О результатах исследовательской работы рассказывает член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник института археологии, доктор исторических наук Владимир Седов.

- Владимир Валентинович, как начинались работы?

- Работы начались в 2013 году, продолжаются каждый год. Инициировал работы митрополит Лев и институт археологии, поскольку мы внутри хотели исследовать недоделанную часть собора, которую не докопали во время исследований в 1930-е годы, и выйти на первоначальный уровень пола. А в дальнейшем оказалось, что возможно исследовать весь собор полностью, в том числе и по периметру, с тем, чтобы получить полную картину этого замечательного памятника примерно на XII век. Работы осуществляются Новгородским архитектурно-археологическим отрядом института археологии на государственные средства. Мы получаем гранд на это, и епархия нам оказывает различное посильное содействие.

Сначала 3 года подряд мы исследовали собор изнутри, фактически он внутри полностью исследован, потом последовательно с 2015 года начались исследования по периметру стен с внешней стороны. В последнее время сосредоточились на южном фасаде, и в этом году открыли восточную часть южного фасада.

- Что удалось открыть?

- Здесь обнаружены основания пристроек начала XIX века, снесенные в 1930-е годы, и самое интересное – это на уровне кладбища были найдены 6 каменных саркофагов, т.н. сборные саркофаги, собранные из 6 плит. Все они датируются XII– началом XIII века, т.е. это домонгольское время. Еще один не удалось исследовать, т.к. он под поздним фундаментом, туда просто не подобраться. Саркофаги скорее всего принадлежат монахам, в одном из них обнаружены останки кожаного креста, а еще 3 в середине под южным входом – это саркофаги семейные, новгородских бояр. Здесь похоронены мужчины вместе с женщинами и дети. Крышка на них несколько раз поднималась, т.е. люди еще подхоранивались в них. Теперь мы понимаем, что с северной стороны здесь и с южной есть участки престижных монашеских погребений и погребения боярских семей, вероятно связанных с Людиным концом, либо с каким-нибудь другими районами Новгорода. Очень осторожно можно думать о соответствии этих бояр, упомянутым в конце XII– начале XIII века, семейству Мирошкевичей, но это пока крайне осторожное предположение.

Самые интересные находки это все-таки сами стены, сами полы, престолы, каменные саркофаги, т.е. все то, что отрывается и пополняет историю собора. Есть серия интересных свинцовых печатей. В этом году нет, а так каждый год какая-нибудь печать находилась. Также одной из замечательнейших находок является нахождение большого количества фрагментов фресок, сбитых со стен при архимандрите Фотии в начале XIX века. Количество этих фрагментов измеряется тысячами, и уже есть около сотни ликов. Это очень яркое зрелище, которое дополняет историю русского искусства и вообще наше преставление о новгородской древности.

- Какие еще планируются работы?

Мы точно можем сказать о третьем годе гранта, т.е. точно будем работать еще в следующем году с восточной и западной стороны, дальше нужно будет думать, может быть удастся получить еще один трехлетний гранд, с тем, чтобы закончить начатое. Предварительно можно сказать, что объем работ до полного исследования примерно на 3 или 4 года.