3-4 октября 2012 года, по благословению Митрополита Новгородского и Старорусского Льва, в Валдайском Иверском мужском монастыре состоялась Всероссийская научно-практическая конференция: «Школа и православная культура: философия, педагогика, практика».
В работе конференции приняли участие Митрополит Новгородский и Старорусский Лев, представители духовенства Новгородской Митрополии, руководители и педагоги общеобразовательных учреждений, преподаватели высшей школы и учреждений повышения квалификации учителей, деятели культуры. Всего 120 человек из 9 субъектов Российской Федерации, а также 4 человека из республики Беларусь.
Цель данной конференции была обозначена следующим образом: проанализировать философско-методологические и педагогические основания изучения православной культуры в школе, определить возможные стратегии и формы взаимодействия школы и Церкви, а также представить имеющийся практический опыт по данной проблеме.
С приветственным словом к участникам конференции обратился Митрополит Новгородский и Старорусский Лев. Владыка акцентировал внимание на основных аспектах современной жизни подрастающего поколения. Митрополит Лев отметил, что многие люди сегодня мало знают о своих предках, о своей земле, потеряна родословная связь.
«Люди постепенно забывают о богатой русской культуре, традициях, русской религиозной мысли», - добавил Владыка. Именно поэтому, целью конференции должно быть размышление о том, как правильно донести до сознания детей уникальную православную культуру.
Завершая свое слово, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев напомнил присутствующим о важности педагогической деятельности – именно от того, что вложит учитель в сердце и разум ребенка, будет зависеть не только судьба этого человека, но и судьба государства.
С первым докладом выступил президент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва) Эдуард Никитин. Профессор напомнил собравшимся, что с 1 сентября 2012 года 1 млн. 400 тысяч четвероклассников начали изучать предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который вызывает сегодня очень много вопросов: финансирование, обеспечение учебно-методическими пособиями, подготовка квалифицированных кадров. По словам докладчика, Россия сегодня входит в новую область – духовно-нравственную. И от того, как будут решаться вопросы, связанные с преподаванием данного предмета, зависит судьба нашей страны через несколько лет.
Председатель отдела религиозного образования и катехизации Новгородской Митрополии протоиерей Александр Ранне в своем выступлении рассказал об опыте преподавания в церковно-приходских школах России в 19 веке. Отец Александр подчеркнул, что именно эти школы прививали детям любовь к культуре.
Маргарита Белова, член Экспертного совета Санкт-Петербургской государственной педагогической академии постдипломного образования обозначила тему своего доклада: « Философская картина мира: человек светский и человек верующий». Кандидат педагогических наук попыталась в форме сопоставления проследить отношение к жизни человека светского и человека верующего.
В завершении конференции прозвучал доклад заместителя директора Новгородского музея-заповедника Татьяны Царевской, которая с использованием видеоряда, рассказала всем собравшимся о том, что фонды Новгородского музея-заповедника – это уникальная возможность прикоснуться к истории Православия.
В послеобеденное время у участников конференции была возможность познакомиться с внутренним укладом жизни Валдайского Иверского мужского монастыря.
Программа первого дня работы конференции завершилась презентацией Воскресной школы церкви св. блгв. князя Александра Невского г. Великий Новгород и концертом ее воспитанников.
Во второй день за круглым столом состоялась открытая дискуссия на тему: «Разработка государственной программы преподавания Основ православной культуры и этики в средних общеобразовательных учреждениях».
Целью дискуссии было выявление организационных, административных, методических и научно-педагогических проблем в деле проведения основ православной культуры и этики в общественной жизни средствами педагогического воспитания подрастающего поколения.
В завершении работы конференции каждый учитель получил сертификат участника Всероссийской научно-практической конференции.