Мученица Кира Оболенская († 1937)

Дни памяти:

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

4/17 дек. – День мученической кончины

3-я неделя по Пятидесятнице (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых


Новомученица Кира Оболенская принадлежала к древней фамилии Оболенских, которая вела свою родословную от легендарного князя Рюрика. Ее отец, князь Иван Дмитриевич Оболенский, служил полковым адъютантом 13-го Гусарского Нарвского полка. На 14-й год своей службы в действующей армии отставной штабс-ротмистр И.Д. Оболенский перешел в «гражданский чин» и получил назначение начальника Володавского уезда Седлецкой губернии Царства Польского. Незадолго до получения этого назначения, 6 марта 1889 года, в семье Ивана Дмитриевича и Елизаветы Георгиевны Оболенских родилась дочь Кира. По достижении 10-летнего возраста Кира была привезена отцом в Санкт-Петербург для определения в Смольный институт благородных девиц, одно из

самых привилегированных учебных заведений России. Учебная программа Смольного института была почти такой же, как и в женских гимназиях. Отличие состояло в уровне преподавания и в усиленном изучении новых языков. Важное место в системе обучения отводилось религиозному воспитанию. Выпускницы Смольного получали право на частную и государственную педагогическую деятельность. «Смолянки» в качестве воспитательниц и учительниц как своих, так и чужих детей, имели огромное влияние на умственное и нравственное развитие нескольких поколений русских людей.

Смольный институт изначально был разделен на две половины: Николаевскую, куда принимали дочерей лиц, имевших чин не ниже полковника или статского советника, а также потомственных дворян, и Александровскую, где учились дочери лиц чином пониже и дети протоиереев, мещанского сословия, купцов, почетных граждан и т.п. Каждая половина имела свою начальницу и своего инспектора. Кира, как дочь потомственного дворянина и лицо княжеского происхождения, была определена в Николаевскую часть института. Поступление в Смольный означало для нее долголетнюю разлуку с матерью, отцом, братьями и сестрами, с той атмосферой любви и тепла, которой наполнен был дом Оболенских, с укладом тихого уездного городка. Порядки института были строгими, девочек содержали в полной изоляции от внешнего мира, оберегая их от заражения «дурными примерами».

26 мая 1904-го года Кира Оболенская успешно, с особой наградой, заканчивает институт благородных девиц. После выпуска из института начинается для Киры, несмотря на ее княжеское происхождение, новая трудовая жизнь. Первые шесть лет по окончании Смольного она дает частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни - вплоть до самой мученической кончины, и даже октябрьский переворот не изменил рода ее деятельности.

В 1906 году семья Оболенских переезжает в Петербург. Благодаря переезду Кира Ивановна получила возможность широкой преподава-тельской деятельности. К этой работе в школах столицы и губернии побуждало ее искреннее стремление по-христиански служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь всегда человеком простым и исполненным ровного желания доброделания. В 1910 году Кира Ивановна становится учительницей в бесплатной школе для бедных, преподает в ряде других школ города.

В этих трудах застала Киру Ивановну Мировая война 1914-го года, первые же месяцы которой обернулись для всей семьи Оболенских глубоко личной трагедией: на ее фронтах погибли сыновья Вадим и Борис. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры Ивановны, но, может быть, впервые заставила ее остро почувствовать временный характер земного бытия и относительность всего в нем происходящего, по-новому осмыслить свою жизнь. Тем не менее, жизнь продолжала идти своим чередом, ставила свои вопросы и настойчиво требовала их деятельного разрешения. В сентябре 1916-го года Кира Ивановна поступает на высшие курсы французского языка, чтобы получить документ, предоставляющий право преподавать французский язык в средних учебных заведениях города. Отметки «хорошо» по этому предмету, стоявшей в ее аттестате Смольного института, по правилам Министерства народного просвещения, было недостаточно. Меньше года потребовалось Кире Ивановне для окончания двухгодичных курсов и получения соответствующего документа. В мае 1917-го года княжна К. Оболенская комиссией курсов была признана выдержавшей испытания. Однако применить на практике полученные знания помешал захват власти большевиками, совершившийся через несколько месяцев после окончания ею учебного заведения.

В 1918 году князь Юрий Оболенский, родной брат Киры Ивановны, стал офицером Добровольческой армии, а в 1920 году погиб в бою с частями Красной армии. Тогда же, в 1920 году, как брат белогвардейца, был арестован другой сын Оболенских - князь Павел Оболенский. Ему, раненному в челюсть, удалось бежать прямо из-под расстрела и эмигрировать во Францию, но это спасение Павла обернулось для Оболенских пожизненной разлукой. Со своей родной семьей он больше так и не увидится. 11 сентября 1918-го года последовало увольнение главы семейства Оболенских - Ивана Дмитриевича - «вследствие упразднения в межевом отделе должности заведующего канцелярией». А еще через некоторое время, 25 октября 1920-го года, его супруга Елизавета Георгиевна стала вдовой. Не исключено, что безвременная смерть Ивана Дмитриевича Оболенского вызвана была непосильной тяжестью пережитых испытаний. Крушение самодержавия, которому он и его предки служили верой и правдой всю свою жизнь, страшный расстрел Императора и его семьи, в котором Иван Дмитриевич видел неприкосновенного Помазанника Божия, гибель троих сыновей и вынужденная эмиграция четвертого - эта ноша подорвала его силы и обусловила его преждевременную кончину. «Вот было у меня столько детей, любивших друг друга и нас с мужем, а осталась я, на 90-м году жизни, одна с больной Варей», - с горечью и болью писала Елизавета Георгиевна в одном из своих писем, адресованных дочери Кире, сосланной в 1935 году в Малую Вишеру.

С 1918 по 1930 год Кира Ивановна продолжала работать в школе. В анкете для арестованных, приобщенной к ее следственному делу 1930-го года, в графе «место работы с 1917 г. по сей день ареста» записано: «32-я советская школа - преподавательница, 84-я советская школа - преподавательница, 73-я советская школа - библиотекарь». Перевод «бывшей княжны-учительницы на библиотекарскую должность объяснялся, вероятно, появлением у Советов к 1930 году собственного педсостава, способного удовлетворять нужды социалистической школы. По мере «всестороннего внедрения завоеваний «октября» в жизнь советского общества» необходимость в использовании старых кадров царского времени на различных должностях, в том числе и в сфере образования, отпадала. Теперь можно было избавиться не только от услуг, но и от самого присутствия «бывших» людей, являвшимися носителями чуждой, «буржуазной» культуры.

Первый арест княжны Киры Оболенской последовал 14 сентября 1930 года. Дело, по которому она проходила, было озаглавлено ее же именем и называлось «Оболенская Кира Ивановна и другие». По нему проходило еще два человека: дочь бывшего министра внутренних дел фрейлина Императрицы Н. П. Дурново и бывшая экономка Эльбен О. Р. Их обвиняли не в том, что они что-то противозаконное сделали, а в том, что они могли это противозаконное сделать. «Все эти упоминаемые здесь Эльбен О. Р., Дурново Н. П. - говорилось в обвинительном заключении, - потенциально являются идеологической базой для недокорчеванной пока нашей внутренней и внешней контрреволюции, моментами проникающей даже на работу в наши культурные и учебные заведения, как, например, проходящая по данному делу б. княжна Оболенская К. И., и там взращивающей в миропонимании подрастающего поколения вредную идеалистическую философию». Других обвинений арестованным предъявлено не было. На допросе Кира Ивановна открыто и безбоязненно говорила о своем отношении к советской власти. Этот документ, исполненный спокойного бесстрашия и неподкупного благородства, со временем стал достоянием русской истории и своеобразным учебником человеческого достоинства: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои разногласия с конституцией начинаются от вопроса об отделении Церкви от государства. Себя отношу к «сергиевцам», т.е. к людям, придерживающимся чистоты Православия. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Я считаю себя обязанной быть лояльной к советской власти, потому что служу ей и тем самым имею некое материальное обеспечение. На службе я являюсь библиотекарем, от непосредственного общения с молодежью я изолирована самим характером своей работы, так как я являюсь классификатором. Общественной работы я никакой не несу и ее избегаю, довольна тем, что моя служба поглощает много времени и не заставляет меня проявляться активно на общественном фоне школьной жизни. Должна заявить, что с моими воззрениями общественными и политическими я, естественно, не могу в советском духе нести общественной работы. С политикой советской власти в области сельскохозяйственной жизни страны не согласна. Раскулачивание считаю мерой несправедливой по отношению к крестьянам; карательную политику, как террор и пр., считаю неприемлемыми для гуманного и цивилизованного государства. Категорически заявляю, что своими мыслями и настроениями я, кроме семьи - матери, сестры и брата - ни с кем не делилась. Переписку с заграницей вела с теткой Чебышевой и с братом, который эмигрировал с начала революции во Францию и сейчас там служит на ипподроме наездником. Никаких к-р группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии, если бы речь шла об их причастности к политическому криминалу против советской власти, считаю недостойным себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности, вроде «крестов», высылок и т.п.». Это ее прямодушие и органическая неспособность ко лжи были использованы органами против нее же: из ее показаний извлекали отдельные фразы и, объявив их контрреволюцией, осудили на пять лет исправительно-трудовых лагерей.

Такое поведение арестованной вызывало невольное уважение к личности Киры Ивановны даже у самих инквизиторов. Своим обаянием и редкой внутренней красотой она располагала к себе даже деятелей революции. В материалах следственного дела 1930 года сохранился документ, свидетельствовавший о той любви, которую питали к Кире Ивановне даже соратники Ленина. «Учительницу школы в поселке «Самопомощь» Киру Ивановну Оболенскую, - писала сестра вождя октябрьской революции Анна Ильинична Елизарова-Ульянова в своем ходатайстве об освобождении арестованной Оболенской, - я знала в 1904-1907 годах, когда жила на станции Саблино и часто бывала в Поповке. Знала ее как человека, трудящегося со школьной скамьи, ничем не проявлявшего своего княжеского происхождения. Теперь, когда она является единственной поддержкой старухи-матери, потерявшей во время Мировой войны двоих сыновей, я поддерживаю ходатайство матери освободить ее дочь. А. Елизарова-Ульянова. Партстаж с 1898 г. Партбилет № 0001150. 5 октября 1930 г. Москва, Манежная, 9».

Это ходатайство было направлено в Ленинградское ГПУ из Москвы, но местная ЧК оставила его без внимания. 15 января 1931 года в дело «Оболенская и другие» была подшита выписка из протокола заседания Тройки ПП ОГПУ в ЛВО: «Оболенскую Киру Ивановну заключить в концлагерь сроком на пять лет, считая срок с 13.09.30 г. Дело сдать в архив».

После вынесения приговора Кира Ивановна была отправлена этапным порядком в Кемь и определена в Белбалтлаг, затем была переведена в Сивлаг. В 1934 году заключенная К. И. Оболенская была освобождена досрочно и поселилась на 101 километре от Ленинграда, так как въезд в город ей воспретили. О том, как складывалась ее жизнь в лагере и после освобождения, можно судить по одному документу, приобщенному к другому ее следственному делу, от 1937-го года. «Отбывая пятилетнюю ссылку, - писала в 1940 году мать Киры Ивановны, Елизавета Георгиевна, наркому внутренних дел Л. П. Берии, - она работала как педагог и медсестра в больнице лагеря Беломорстроя и считалась отличницей и ударницей, за что получила книжку ударника за № 4299 и была освобождена в 1934 году с наилучшим отзывом. В 1934-1935 гг. она работала в Маловишерской и Солинской (Солецкой? - Прим. авт.) больницах, о чем также получила хороший отзыв. С 1936-го года она работала в г. Боровичи преподавательницей немецкого языка в Вельгийской школе и школе № 12, где считали ее и ценили как прекрасного методиста и серьезного воспитателя детей. Инспектор Ленгороно обещал ей перевод в Ленинград, чтобы дать ей возможность жить со мной. Ее рассудительный, честный характер был ее руководителем в работе и мне в моей старости единственной поддержкой».

Сохранились также до наших дней крупицы переписки Елизаветы Георгиевны с родственниками, проживавшими во Франции. «Курнавочка (так Елизавета Георгиевна называла свою дочь Киру. - Прим. авт.) в данное время готовится к экзаменам, иначе она не может работать как медсестра, - писала она в январе 1935-го года во Францию семье сына Павла. - Видим ее очень редко, так что мы с Варечкой, по обыкновению, сироты». Живя в деревне на поселении, Кира Ивановна, несмотря на обычную загруженность работой, нелегально посещала Ленинград, чтобы проведать престарелую мать и больную сестру Варю. «Курнавочка приезжает к нам очень редко и ненадолго, приезжает ночью и на другой же день вечером опять уезжает. У нее теперь страшно много работы», - сообщает Елизавета Георгиевна в другом письме Павлу. В июле, благодаря присланным из Франции деньгам, она смогла приехать к Кире Ивановне и даже пожить у нее некоторое время. «Спасибо тебе, - благодарит она сына, - за присланные деньги, благодаря которым я смогла в последних числах июня выехать временно к Кире! Сейчас мы у Киры, но уж очень микроскопическая комната, в семье крестьян, удобств никаких, сада нет, а есть только двор, не особенно чистый, но я все-таки могу сидеть и дышать свежим воздухом».

В сентябре 1936-го года Кира Ивановна из деревни переезжает в Боровичи и, оставив медицину, возвращается на учительскую работу. Произошло это, вероятно, после снятия с бывшей заключенной К. Оболенской негласного запрета на школьную деятельность. «Кира перешла на свою специальность - педагогику - дает уроки немецкого языка, - извещает ее брата Павла Елизавета Георгиевна в очередном письме. - Конечно, деревню пришлось оставить, переселиться в город, но самое трудное здесь было найти квартиру, даже и небольшую комнату. И ей приходится тратить 2 часа на дорогу в школу и обратно».

Однако преподавание в школе и относительно спокойная жизнь в Боровичах продлилась чуть больше года. 21 октября 1937 года Кира Ивановна Оболенская была вновь арестована.

Боровичи в то время были местом ссылки духовенства, церковных активистов из числа мирян Ленинграда и его окрестностей. Здесь находился на поселении, после освобождения из лагеря, Ленинградский владыка архиепископ Гавриил (Воеводин), лица дворянского звания, чудом уцелевший генерал колчаковской армии Д. Н. Кирхман и многие другие. Все они были арестованы осенью 1937 года и объявлены единой контрреволюционной организацией. Главную роль отвели архиепископу Гавриилу, а всего по этому делу проходило около 60 человек: «служители культа, монахи, церковники, странствующий элемент, кулаки, торговцы, дворяне, князья, генерал Белой армии, бывший пристав». Среди прочих «завербованных» оказались и княжна Кира Оболенская. Ей, как и всем прочим, вменили в вину фантастические по своей сути вещи: активная борьба с советской властью и пропаганда установления фашистского строя в СССР, агитация против колхозного строительства, агитация за проведение в Верховный Совет своих единомышленников и пр. Сфальсифицированный характер всех этих чудовищных обвинений будет доказан через двадцать лет, в 1958 году. «В деле отсутствуют объективные доказательства о том, что из числа осужденных лиц по делу была организована контрреволюционная организация и что она проводила антисоветскую агитацию. К моменту ареста привлеченных лиц органы НКВД не располагали материалами, подтверждающими наличие контрреволюционной организации. Из материалов дела видно, что привлеченные лица осуждены были незаконно», - говорится в реабилитационной части Боровичского дела. Пятьдесят один (52?) человек был расстрелян по делу № 1а/1307 без всякого состава преступления, девять отправлены в концлагерь, из них один только дожил до освобождения.

Арестованная Кира Ивановна Оболенская была подвергнута первому допросу в день ареста, 21 октября 1937 года. Он носил ознакомительный характер: потребовали назвать родственников и знакомых, в числе которых прозвучало имя архиепископа Гавриила, известного арестованной с 1923 года, когда она проживала в Ленинграде. Через три с половиной недели тюремного заключения, 14 ноября, Киру Ивановну вызвали на повторный допрос, оказавшийся очной ставкой. Ибо никаких признаний, даже после трех недель камеры и методов физического воздействия, добиться от самой арестованной не удалось. На этой очной ставке следователь устроил арестованной встречу с одним из невыдержавших давления священников, согласившимся дать против нее изобличающие показания. Органы надеялись, что эти показания вчерашнего единомышленника сломят дух арестованной и убедят ее в бессмысленности «запирательства». Священник говорил на очной ставке, что Воеводин сам поведал ему о принадлежности Оболенской к тайной контрреволюционной организации. Он также привел в качестве доказательства беседу между Воеводиным и Оболенской, подтверждающую наличие между ними политической связи. «Показания Л. не подтверждаю. Отрицаю категорически», - ответила Кира Ивановна на предложение следователя подтвердить показания свидетеля Л. На следующий день, 15 ноября, подследственная К. Оболенская была подвергнута очередному допросу, который также явился очной ставкой. Обвиняемый И. А. уличал ее в контрреволюционном заговоре с Воеводиным, происходившем на квартире священника Н. И. Воскресенского. На это новое обвинение последовал тот же ответ арестованной: «Показания И. А. И. не подтверждаю». В тот же день органы предприняли последнюю попытку склонить Киру Ивановну к даче ложных показаний:

-           Следователю известно, что вы состояли в контрреволюционной организации церковников и на деле проводили контрреволюционную работу. Настаиваю дать правдивые показания.

-           Нет, в контрреволюционной организации церковников я не состояла и работы в ней никогда не проводила.

Кире Ивановне Оболенской удалось остаться победительницей в этом противостоянии лжи. «Виновной себя не признала», - сказано в протоколе Особой Тройки УНКВД ЛО, приговорившей княжну К. И. Оболенскую к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 17 декабря 1937 года.

Племянница Киры Ивановны, Кира Константиновна Литовченко, вспоминает, что когда тетя Кира исчезла, мама, не желая и не имея возможности говорить правду, сказала, что «она ушла в монастырь. Шел 1937 год. Тогда можно было только молча молиться за нее».

Теперь не только она знает правду о своей родственнице, проявившей необычайную высоту духа и явившей образ святости в мире, охваченном мраком безбожия.


Канонизация:

Имя мученицы Киры Оболенской включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 7 мая 2003 г. по представлению Санкт-Петербургской епархии.

Тропарь, глас 4:

Отрасль пречестная рода древняго и именитаго,/ благоверная княжна Киро,/ в жизни временней потрудившаяся на ниве учительства,/ гонения и узы за веру истинную претерпела еси,/ и мученица за имя Христово явилася еси,/ молися о нас ко Господу,/ украситися и нам верою, любовию и благочестием.

Кондак, глас 5:

Яко агница кроткая,/ воспитанная на пажитех Церкве Русския,/ страстотерпице Христова Киро,/ посреде лютых мучителей/ тепле молилася еси:/ Господи, прости им,/ не ведят бо, что творят.


Источники:

•          Оболенская Кира Ивановна - Электронная база данных: Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. ПСТГУ pstbi.ccas.ru

•          Новомученики Санкт-Петербургской епархии. Иеромонах Нестор (Кумыш). Статис, 2003. pravoslavnyi.ru

•          Святая мученица княжна Кира Оболенская. boreparhia.ru

Январь

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор       новомучеников и исповедников Церкви Русской 
25 янв./7 февр. – День мученической кончины
Воскресенье перед 26 авг./8 сен. (переходящая) – Собор Московских святых 
3-я неделя по Пятидесятнице (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых 
28 авг./10 сен. – Собор Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах 
30 июля/12 авг. – Собор Самарских святых
14/27 июня – Обретение мощей (1992)
Священномученик Владимир (Богоявленский),
митрополит Киевский 
 †1918
25 янв. /7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

29 июнь (переходящая) – Соборы Вологодских и Новгородских святых

22 сен. /5 окт. – Собор Тульских святых

5 окт./18 окт. – день мученической кончины
Сщмч. Алексий,
архиепископ Великоустюжский 
†1937
25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской 
25 янв./7 февр. - День мученической кончины 
4/17 июня - Обретение мощей (1999) 
Воскресенье перед 26 авг./8 сен. (переходящая) - Собор Московских святых 
4/17 сент. - Собор Воронежских святых 
10/23 сент. - Собор Липецких святых 
Неделя 14-я по Пятидесятнице (переходящая) – Собор Нижегородских святых 
10/23 авг. – Собор новомучеников и исповедников Соловецких 
Священномученик Петр (Зверев),
архиепископ Воронежский

†1929

 

Февраль

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
4/17 февр. – День мученической кончины
Неделя 4-я по Пасхе (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших
4/17 февр. – Собор Клинских новомучеников

Священномученик Петр Соколов,
протоиерей

 †1938
25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая)
 - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
23 февр. / 8 марта (переходящая)
16 июня / 29 июня (переходящая) - Собор Вологодских святых
 
Священномученик  Павел Кушников,
пресвитер 
†1918
25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
14/27 фев. – День мученической кончины
22 сент./5 окт. – Собор Тульских святых
Священномученик Онисим (Пылаев),
епископ Тульский

 
†1937

 

Март

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
19 Мар. /1 Ап. - День памяти
30 июля/12 авг. – Собор Самарских святых
Ближайшее воскресенье к 13 сент. (переходящая) – Собор Саратовских святых
10/23 нояб. – Собор святых Ивановской епархии
Мученик Александр Медем

 

Апрель

       

 

Май

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
22 мая/4 июня – День мученической кончины
23 мая/5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

 
Священномученик Михаил Борисов, протоиерей
†1942
25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
31 мая/13 июня – День тезоименитства
3-я неделя по Пятидесятнице (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых
Священномученик Философ Орнатский, протоиерей
 
†1918

 

Июнь

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
22 мая/4 июня – День мученической кончины
23 мая/5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

 
Священномученик Михаил Борисов, протоиерей
†1942
25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
31 мая/13 июня – День тезоименитства
3-я неделя по Пятидесятнице (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых
Священномученик Философ Орнатский, протоиерей
 
†1918

 

Июль

       

 

Август

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
16/29 авг. – День мученической кончины

16 Авг /29 Ав.Священномученик Александр Соколов, иерей

†1937

 

Новомученики по дате 1

я

 

 

Книга «Небесная слава земли Новгородской» содержит избранные жития новопрославленных мучеников и исповедников Русской Православной Церкви, пострадавших за веру в ХХ столетии. Это архипастыри, пастыри, иноки и миряне, чья земная жизнь была связана с Новгородской землей рождением, обучением в духовных заведениях, служением, ссылкой или мученической кончиной. Разными дорогами шли они по пути Божию в Царство Небесное, но, по словам отца Иоанна (Крестьянкина), «так ярко горели их сердца к Богу, что свет этот не угас во времени, но достиг и нас, и нам светит теперь на нашем пути к Богу».

Месяцеслов новгородских новомучеников и исповедников Церкви Русской:

 

25 Ян. /7 Ф. 

Сщмч. Владимир, митрополит Киевский, †1918 

25 Ян. /7 Ф. 

Сщмч. Петр, архиепископ Воронежский, †1929

25 Ян. /7 Ф.

Сщмч. Алексий , архиепископ Великоустюжский, †1937

4 Ф. /17 Ф. 

Сщмч. Петр Соколов, пресвитер, †1938

10 Ф./ 23 Ф.

Сщмч. Павел Кушников, пресвитер, †1918 

14 Ф. /27 Ф. 

Сщмч. Онисим, епископ Тульский, †1937

19 Мар. /1 Ап. 

Мч. Александр Медем, †1931

22 М. /4 Ин. 

Сщмч. Михаил Борисов, пресвитер, †1942

31 М. /13 Ин. 

Сщмч. Философ Орнатский, пресвитер, †1918 

7 Ин. /20 Ин. 

Сщмч. Андроник, архиепископ Пермский, †1918 

16 Авг /29 Ав. 

Сщмч. Александр Соколов, пресвитер, †1937

2 С. /15 С. 

Сщмч. Варсонофий, епископ Кирилловский, †1918 

2 С. /15 С. 

Сщмч. Иоанн Иванов, пресвитер, †1918 

2 С. /15 С. 

Прмц. Серафима Сулимова, игумения, †1937

2 С. /15 С. 

Мч. Анатолий Барашков, †1918 

2 С. /15 С. 

Мч. Николай Бурлаков, †1918 

2 С. /15 С. 

Мч. Михаил Трубников, †1918 

2 С. /15 С. 

Мч. Филипп Марышев, †1918 

3 С. /16 С. 

Сщмч. Пимен, епископ Верненский, †1918

3 С. /16 С. 

Сщмч. Владимир Дмитриевский, пресвитер, †1918

7 С. /20 С. 

Сщмч. Лев Егоров, архимандрит, †1937 

1 Окт. /14 Окт. 

Сщмч. Алексий Ставровский, пресвитер, †1918

1 Окт. /14 Окт. 

Сщмч. Измаил Рождественский, пресвитер РПЦЗ, †1937 

6 Окт. /19 Окт. 

Исп. Михаил Союзов, пресвитер, исповедник, †1922

8 Окт. /21 Окт. 

Сщмч. Иона, епископ Велижский, †1937 

11 Окт. /24 Окт.

Сщмч. Иувеналий, архиепископ Рязанский, †1937 

22 Окт. /4 Н

Сщмч. Василий Богоявленский, пресвитер, †1937 

31 Окт. /13 Н. 

Прмч. Леонид Молчанов, игумен, †1918

6 Н. /19 Н. 

Сщмч. Гавриил Владимиров, пресвитер, †1937 

6 Н. /19 Н. 

Сщмч. Николай Дворицкий, пресвитер, †1937 

7 Н. /20 Н. 

Сщмч. Иосиф Петровых, митрополит РПЦЗ, †1937 

16 Н /29 Н 

Сщмч. Иннокентий, архиепископ Винницкий УПЦ МП, †1937 

20 Н. /3 Д. 

Сщмч. Арсений Дмитриев, пресвитер, †1937 

20 Н. /3 Д. 

Сщмч. Василий Канделябров, пресвитер, †1937

20 Н. /3 Д. 

Сщмч. Николай Покровский, пресвитер, †1937 

20 Н. /3 Д. 

Прмц. Иоанникия Кожевникова, игумения, †1937 

22 Н. /3 Д. 

Сщмч. Иоасаф, епископ Могилевский, †1937 

4 Д. /17 Д. 

Мц. Екатерина Арская, †1937 

4 Д. /17 Д. 

Мц. Кира Оболенская, †1937 

13 Д. /26 Д. 

Сщмч. Владимир Лозина-Лозинский, пресвитер, †1937

15 Д. /28 Д.

Сщмч. Викторин Добронравов, пресвитер, †1937 

18 Д. /31 Д. 

Мч. Виктор Матвеев, †1937

27 Д. /9 Ян. 

Сщмч. Тихон, архиеп. Воронежский, †1919

 

Новомуч. Кирилловские

 

Молитва новомученикам и исповедникам Церкви Русской


О, святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии! Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите. Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими Беззаконии отягченнаго. Умолите Господа Сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.  

Тропарь, глас 4:

Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новобмученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожна- го/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.

Ин тропарь, глас 4:

Цвети Российскаго луга духовнаго/ в годину лютых гонений дивно процветшии/ новомученицы и исповедницы безчисленнии:/ свябтителие, царственнии страстотерпцы и пастырие,/ монаси и мирстии, мужие, жены же и дети,/ добрый плод в терпении Христу принесшии,/ молитеся Ему, яко насадителю вашему,/ да избавит люди Своя от безбожных и злых,/ да утверждается же Церковь Русская/ кровь- ми и страдании вашими/ во спасение душ наших.

Кондак, глас 3:

Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу// во веки веков. Аминь. Кондак, глас 2: Новии страстотерпцы Российстии,/ исповеднически поприще земное прошедши,/ страданиями дерзновение приимшия,/ молитеся Христу на вас призревшему,/ яко да молящиися вам в час испытания веры их, / мужества дар приимут./ Образ бо есте нам, лобызающим стопы ваша,/ яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть,/ от любве Божия разлучити вас не возмогоша. Величание: Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.