Священномученик Павел Кушников, иерей (+1918)
Дни памяти:
25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
23 февр./8 март. – День мученической кончины
_________________________________________________________________
Священномученик Павел Кушников родился 16/29 декабря 1880 года в семье священника Спасо-Преображенской церкви села Модно Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне Вологодская обл.) Александра Михайловича Кушникова и его супруги Клавдии Стефановны.
Отец его, Александр Михайлович Кушников, отличался крепкой верой и благочестием. За ревностное исполнение пастырских обязанностей он был удостоен множества церковных наград, включая сан протоиерея и орден святой Анны II-й степени. А «знак любви и признательности» — золотой наперсный крест — поднесли священнику (с разрешения епархиального начальства) любящие его прихожане. Для богомольцев из дальних деревень, которые на праздничные и воскресные дни во множестве стекались в Спасо-Преображенский храм, предоставлялся верхний этаж двухэтажного дома, устроенного стараниями отца Александра. Как видим, у юного Павла перед глазами был достойный пример для подражания, которому он и старался следовать в течение всей своей жизни.
Показательным фактом жизни приходского священника является избрание детьми отца Александра пути служения Богу: три его сына стали священниками и продолжали служить в годы самых жестоких гонений на верующих. Двое из них, Павел и Анатолий, пострадали за веру, явив тем самым свидетельство преданности Богу и православной вере. Сестра вышла замуж за священника.
Путь юного Павла был традиционен для детей священников: сначала он окончил духовное училище, затем поступил в Новгородскую духовную семинарию, из которой был выпущен в 1905 году с аттестатом 2 разряда. Новгородскую духовную семинарию окончил и его брат Анатолий, который в 1907-1916 гг. служил священником Спасо-Преображенской церкви в Новгороде на Ильиной улице.
Отец Павел начал свое служение учителем церковно-приходских школ, неся свет Евангелия в народные массы. 17 сентября 1905 года он был назначен учителем Слудской церковно-приходской школы, располагавшейся в 7 верстах от его родного селения, неподалеку от Филаретовой пустыни.
По прошествии двух лет, 12 сентября 1907 года, отец Павел был переведен учителем в Соминскую второклассную церковно-приходскую школу (ныне с. Сомино Бокситогорского р-на Ленинградской обл.).
20 января 1909 года Павел Александрович получил новое место назначения: его переводят на должность второго учителя Охонской второклассной церковно-приходской школы Устюженского уезда (ныне дер. Охона Пестовского р-на Новгородской обл.).
В 1913 году происходят новые важные перемены в жизни Павла Кушникова: сначала его назначают первым учителем (и по совместительству учителем пения) Охонской церковно-приходской школы, а 31 июля 1913 года резолюцией архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) по прошению определяют на священническую вакансию к Бельской церкви Устюженского уезда (ныне д. Бельское Чагодощенского р-на Вологодской обл.).
В селе Бельское было два храма – каменный Богоявленский (1842 года постройки) и старинный деревянный Флоро-Лаврский на кладбище (возведен в середине XVIII века). В приходе было 4 земских школы, в трех из которых (двухкомплектной в селе Бельском, Басловской (в 7 верстах от храма) и Полятинской (в 6 верстах)) законоучительствовал отец Павел.
Здесь все последующие годы – вплоть до своей мученической кончины — отец Павел как священнослужитель покажет себя с наилучшей стороны. В клировой ведомости его поведение получило очень высокую оценку — «отлично-хорошее», а поведение жены, Серафимы Васильевны (род. 25.07.1889) – «весьма скромное».
О нестяжательности и бескорыстии священника свидетельствует тот факт, что батюшка на протяжении всей службы в Бельском приходе, так и не приобрел собственного дома, а довольствовался небольшим домиком, устроенным прихожанами для псаломщика.
С установлением советской власти в Череповецкой губернии священнику стало трудно жить в окружении недоброжелателей, агрессивно настроенных как против Церкви, так и против него лично. О многих горестях и бедах, которые пастырю приходилось претерпевать от окружающих, сообщает отрывок из беседы священника с митрополитом Новгородским и Старорусским Арсением (Стадницким), о котором владыка рассказал, председательствуя на заседании Всероссийского Поместного Собора, состоявшегося в Москве 27 марта/9 апреля 1918 года: «…отца Павла Кушникова я прекрасно знал. Он был на последнем съезде и изъявил себя очень усердным деятелем. Он говорил о своих скорбях, говорил о том, что некоторые из прихожан, только временно живущие в приходе, потому что занимаются на фабрике, агитируют против него, подкапываются, и просил совета, что делать. Я сказал: «Мы все несем крест, и Вы несите крест». Он сказал: «Это соответствует моему направлению. Если Богу угодно будет, чтобы отняли у меня жизнь, прошу помолиться о мне».
В нелегкое для всей страны время — революции, Первой мировой войны — пастырь заботился не только о духовно-нравственном благополучии своей паствы, но и о хлебе насущном для своих пасомых. С этой целью им была создана приходская общественная потребительская лавка, распределяющая продукты питания между жителями прихода. Управление лавкой было передано прихожанам. Но впоследствии «делом стали управлять не лица, выбранные всем приходом и облеченные их доверием, а люди, не отличающиеся порядочностью, но нахальством, ибо они сами себя выбрали». Когда их отстранили от управления, то стали появляться ложные доносы в приверженности отца Павла старому строю, что явилось фактически актом мести священнику.
Отец Павел, как истинный пастырь, не мог оставаться в стороне от того, что происходило в стране. Желая объяснить истинный смысл совершающихся событий, священник выступил в Вербное воскресение с проповедью на тему «Как строить», в которой раскрыл смысл отрывка из Евангелия от Матфея (Мф.7: 23-29). Эта проповедь послужила причиной доноса на батюшку со стороны негативно настроенных против него крестьян села Бельского. Священнику было предъявлено обвинение в приверженности к монархическому строю. На основании прошения в мае 1917 года Святейший Синод начал расследование по данному делу.
Большинство свидетелей говорило, что прямо против новой власти пастырь не агитировал. В проповеди через образ дома, построенного на камне, под которым подразумевался дом Романовых, просуществовавший 300 лет, но разрушившийся, и образ нового дома, который теперь нужно строить, батюшка доходчиво объяснил сложившуюся на тот момент в стране ситуацию. Некоторые в его словах увидели отрицательное отношение к временному правительству. Но, по словам многих свидетелей и очевидцев происходящего, священник, наоборот, призывал народ к единству, послушанию власти: «Чтобы быть едиными, будем слушаться объединенной воли нашего временного правительства и отвергать силою всякие попытки властвовать со стороны. Власть должна быть на Руси одна, иначе Русь распадется и нас заберут живьем голыми руками!». На защиту отца Павла встали хорошо знающие и любящие его прихожане. В ответ на предъявленное священнику обвинение прихожане, не убоявшись властей, написали свое заявление – ходатайство, свидетельствуя, что в своих проповедях отец Павел не говорил ничего предосудительного, и заверили заявление более чем 300 подписями.
По данному делу батюшка был оправдан.
Несмотря на постоянно довлеющую над ним угрозу наказания, отец Павел не бежал, не прятался, а остался до конца верен своему пастырскому долгу. С упованием на Господа он продолжал совершать свое служение Богу, Церкви и ближним.
Кровавая расправа без суда и следствия состоялась совсем неожиданно.
22 февраля 1918 года представитель Устюженского исполнительного комитета и командированный красногвардеец внезапно приехали в село Бельское и арестовали иерея Павла Кушникова. До этого они ночью зверски убили в соседнем селе Белые Кресты пятерых молодых людей, обвиненных в «контрреволюционном направлении, выражающемся в образе мыслей».
Священника обвинили в сокрытии оружия для «белогвардейцев», хотя при обыске ничего не нашли. Несмотря на это, 23 февраля убийцы вывели отца Павла за село к болоту, застрелили и тут же зарыли. Тело убитого так и не было возвращено для погребения на кладбище по уставу Православной церкви. Известие о кровавом злодеянии – расстреле 23 февраля (8 марта) 1918 года священника Бельской церкви Павла Кушникова быстро распространилось по России и было обнародовано не только в новгородской прессе, но даже в Красноярской газете «Свободная Сибирь».
О его подвиге свидетельствовал митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий), председательствуя на заседании Всероссийского Церковного Собора 9 апреля 1918 года. 20 сентября 1918 года на последнем заседании Собора секретарь Собора В.П. Шеин (будущий святой преподобномученик Сергий) в своем докладе «о гонениях на Церковь и о новых мучениках» в числе священнослужителей, «пострадавших за веру и Церковь» упомянул священника Павла Кушникова.
31 марта (13 апреля), Святейший Патриарх Тихон с членами Собора совершили первое поминальное моление об усопших мучениках за веру и Церковь в храме Московской Духовной Семинарии. На заупокойных ектениях и за панихидой поминались убиенные поименно, согласно Синодику. Список был открыт именем священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, седьмым по списку (и первым из иереев) шло имя отца Павла.
Его подвиг, как и подвиг большинства новомучеников, — это подвиг веры и крестных страданий, давший ему бессмертный мученический венец. Пострадал за веру и его брат протоиерей Анатолий Кушников, служивший с 1916 по 1934 год в Успенской церкви на кладбище в Парголово под Ленинградом. В декабре 1934 года он был арестован, по ст.58-10-11 приговорен к 8 годам исправительно – трудовых лагерей, к 1941 году освобожден. Во время войны служил на оккупированной территории Северо-Запада России в составе Псковской православной миссии, в 1944-1945 гг. – настоятель Петропавловской церкви пос. Вырица. Арестован 26 мая 1945 года, военным трибуналом войск НКВД Ленинградского военного округа приговорен к 10 годам исправительно – трудовых лагерей. Дальнейшая судьба неизвестна.
Канонизация:
Имя священномученика Павла Кушникова включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской 4 апреля 2019 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви.
Тропарь, глас 2:
Венценосного мученика яви нам Господь/ Устюженския земли славное прозябение,/ кровьми своими землю нашу удобрившаго/ и душею к Горнему Престолу возлетевшаго./ Ныне в лике новомучеников веселяся,/ Павле священне,/ призри на нас, долу поникших,// и молитвами своими воздвигни нас к покаянию.
Кондак, глас 5:
Иже по Христе усердно подвизався,/ Жертве служитель священнейший Павле,/ от беззаконных в жертву себя Творцу принесе./ Человеколюбца Владыку милостива нам сотвори./ Да твоими кровьми умоляем,// низпослет нам богатыя дары любве Своея.
Величание:
Величаем тя, / священномучениче Павле, / и чтим честная страдания твоя, / яже за Христа во утверждение на Руси Православия / претерпел еси.
Источники:
- Священномученик Павел Александрович Кушников, сайт Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии
- http://kanonizacia.cerkov.ru/svyashhennik-pavel-aleksandrovi...ov/