Память его празднуется месяца января в 19-й день

  + 1392

Блаженный Феодор родился в XIV веке в Великом Новгороде, на Торговой стороне, близ торговых рядов. О родителях его известно только, что они были люди благочестивые. То обстоятельство, что блаженный был обучен чтению книг и имел возможность до выступления на свой главный жизненный подвиг свободно предаваться подготовительным подвигам благочестия, и, между прочим, творил обильную милостыню, позволяет думать, что он принадлежал к семье состоятельной и занимавшей не низкое общественное положение в городе. На древних иконах святой Феодор изображается в боярской одежде.

Родителями своими блаженный Феодор был воспитан в страхе Божием и добрых навыках и «изучен Божественному писанию». Доброе воспитание и просвещенный светом Божественного учения разум дали особо возвышенное направление всем его силам и способностям. Придя в совершенный возраст, Феодор решил всецело посвятить себя на служение Богу. Подражая жизни святых, он наложил на себя постоянный строгий пост, принимая пищу лишь один раз в день, по заходе солнца, а в среды и пятницы и совсем ничего не вкушал. Часто ходил к церковным службам, посещал для молитвы окрестные обители и заботился о бедных, подавая обильную милостыню нуждающимся, особенно же юродивым Христа ради, которых он любил, подвигам которых стремился подражать. Укрепив свои силы такими упражнениями, он принял на себя великий и трудный подвиг юродства, доступный только людям высокого нравственного совершенства. Подвиг юродства блаженный Феодор проходил там же, где жил ранее, на Торговой стороне Новгорода. Он проводил все время под открытым небом, не имея крова и пристанища, полунагой и босой под дождем и снегом, в зной и мороз. Соблюдая полную нищету и изнуряя себя постом, он всю милостыню, получаемую от почитателей-сограждан, раздавал бедным. Ночью мало спал, но обходил храмы, молясь за родной город и живущих в нем, прося у Господа избавления от нашествия иноплеменных, междоусобной брани, от голода и пожара. Днем же юродствовал на многолюдных улицах и рынках. Нередко за свои странные и смелые действия и речи, имевшие скрытой целью назидание и спасение ближних, блаженный принимал оскорбления, толчки и побои, но переносил их терпеливо, молясь за причинявших ему обиды.

Часто Феодор юродствовал вместе с блаженным Николаем Кочановым, юродивым, который одновременно с ним подвизался в Новгороде, но на другой, Софийской, стороне. Оба святые делали вид, что ненавидят друг друга, и постоянно находились во мнимой борьбе. Когда блаженный Николай приходил на Торговую сторону, Феодор бежал вслед за ним и прогонял его до половины Волховского моста, говоря: «Не  ходи на мою сторону, живи на своей».

Подобным же образом поступал и Николай, когда замечал Феодора на Софийской стороне. Один случай дал повод увековечить эти взаимные отношения в прозвании блаженного Николая «Кочановым». Какой-то житель Софийской стороны обратился к блаженному Феодору с просьбой посетить его дом. Феодор сначала отказывался идти за реку, ссылаясь на враждебность блаженного Николая к нему, но затем уступил усиленным просьбам и пошел вместе с приглашавшим. В это время блаженный Николай юродствовал на улицах. Услышав о приходе на Софийскую сторону своего противника, он быстро отыскал Феодора и стал бить его плетью, взятой у проезжавшего мимо всадника, приговаривая: «Зачем ты, Феодор, пришел на нашу сторону или ты хочешь что украсть у нас?» Укрываясь от Николая, блаженный Феодор побежал по улицам, потом по огородам и, наконец, по реке Волхову, идя по воде, как по суше. Николай продолжал погоню до половины реки и отсюда бросил в скрывавшегося беглеца вырванный перед тем в огороде кочан капусты. Видя, что Феодор взял с собой брошенный в него кочан, Николай долго стоял и кричал ему вслед: «Феодор, отдай кочан капусты, мой он, а не твой».

После этого случая народ прозвал блаженного Николая Кочановым. Цель этой видимой ненависти и борьбы святых заключалась в том, чтобы наглядно показать нелепость той взаимной вражды, которая весьма часто в вольном Новгороде по незначительным поводам разделяла между собой братьев сограждан и приводила их даже к вооруженным и кровопролитным столкновениям.

Блаженный Феодор получил от Господа дар прозрения и пророчества. Иногда, видя умножение беззаконий в людях, он говорил: «Берегите хлеб, дорог будет хлеб». Действительно наступал голод. Иногда же предсказывал: «Все это место будет чисто, хорошо будет хлеб да репу сеять». И после этого случался пожар. Многим бездетным женщинам он предрекал рождение детей, говоря:  «Молись Богу, даст Бог сына», или: «Молись Богу, даст Бог дочь».

О времени своей кончины блаженный Феодор был предуведомлен чрез ангела Божия. Обрадованный этим извещением, он продолжал днем юродствовать на улицах, говоря всем: «Прощайте, я далеко иду».

Ночь он провел без сна, обходя храмы и молясь о себе и гражданах. 19 января 1392 г. последовала его блаженная кончина. Тело его, как и завещал блаженный, погребено близ торжища, при храме святого великомученика Георгия. (Церковь великомученика Георгия находится на Торговой стороне, на Знаменской улице, среди Гостиного ряда. Построена она в 1133 г. Не один раз горела и перестраивалась.) С течением времени над гробом Феодора была выстроена часовня с каменной гробницей, и приходившие с верой больные получали исцеления. В новой каменной часовне, построенной в 1832 г. на месте древней, и ныне (начало XX века - Сост.) почивают под спудом мощи блаженного Феодора. Торговые люди Новгорода считают его своим покровителем и особенно чтут его память.

Имеется рукописная служба блаженному Феодору, составленная не ранее второй половины XVI века, быть может, одновременно с установлением ему местного церковного празднования, совершаемого 19 января.

В наше время путь блаженного Феодора - путь, заросший травой. Но пусть этот путь, путь полного отречения от земного, слишком высок. Пусть купец остается купцом, чиновник-чиновником, земледелец-земледельцем, только бы жили, не забывая Господа, не оскорбляя святых заповедей Его. Чем занят век наш? О том только хлопочут, как отыскать новые средства к жизни, и, находя, расточают их безумно. Люди как в угаре от жадности к удобствам земной жизни. «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой», - таково определение Божие о грешном человеке. Но надобно, чтобы труд твой для земли не был потерянным или во вред для вечности твоей. Ужели для тебя, как и для язычника, и боги,  и жизнь только на земле? Трудись, работай, но всегда пред очами Бога, Судии всеведущего и строгого в правде. Не отнимай работой для земли ни времени, ни души твоей у дел служения Господу. Занимайся нуждами земными, но не иначе, как во славу Божию. Иначе, что ждет тебя, если ты пренебрегнешь Владыкой неба и земли? «Господи, кто может пребывать в скинии Твоей? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто поступает непорочно, творит правду и говорит истину от сердца, кто не клевещет языком своим, не делает другому зла, кто клянется ближнему и не изменяет, кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного» (Пс. 2. 14. 1-5). «Бесполезно богатство в день гнева, а правда спасает от смерти» (Притч. 11, 4). «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке» (Тит. 2, 11-12).   


Тропарь, глас 4

Православно проповедав, изъяснил еси догматы,Бога милостива сотвори, и сего ради Во юродство претворися, и шибание велие сотворил еси, и снег и зной приим на своем телеси, по преставлении же своем даеши много исцеления с верою приходящим к раце мощей твоих: сего ради вопием ти, Феодоре блаженне, моли Христа Бога непристанно о всех нас.

Кондак, глас 3

Яко злато в горниле, Феодоре блаженне, мира сего красоту отнюдь возненавидев, плоть свою зноем и жаждою увядил еси и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонился еси, и сего ради волею во юродство претворися, Феодоре блаженне.

Тропарь, глас 8

Яже на земли Христа ради волею в буйство преложився, мира сего красоты отнюд возненавидел еси и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием, от зноя же и студени, от дождя и снега и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонился еси, душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, отче преблаженне Феодоре, и ныне на Небесех предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы, но яко имея дерзновение многое, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Вышния красоты желая, нижния сладости и телесное деяние тощие оставил еси, нестяжание суетного мира возлюбил еси, ангелов житие проходя, блаженне Феодоре: с ними же  Христа Бога моли непрестанно о всех нас.