Память его празднуется месяца ноября в 6-й день и 1-я пятница Петрова поста
+ 1192
Во второй половине XII века просиял в Великом Новгороде сей чудный подвижник. Хотя много уже было обителей иноческих, устроенных князьями и владыками внутри и в окрестностях Новгорода в течение первых двух веков его христианства, и Варлаам был уже одним из позднейших основателей. Он и преподобный Антоний Римлянин, за полвека до него живший, почитаются истинными отцами иночествующих в пределах Новгородских, подобно как Антоний и Феодосий Печерские были насадителями иночества на юге, а преподобный Сергий - в средней полосе России. Посему оба пустынные подвижника, Антоний и Варлаам, с особенной любовью чествуются в Великом Новгороде; преподобный Варлаам Хутынский вместе с Сергием Радонежским часто встречается и на иконах Московских, ибо его пустынное влияние благодетельно было в первопрестольной столице, и нередко являлся он в сонных видениях нашим Державным как ревностный заступник Церкви.
Преподобный отец наш Варлаам родился в Великом Новгороде от благочестивых и богатых родителей и во святом крещении наречен был Алексием. Отца его звали Михаилом, имя матери - Анна. По местному преданию, родители преподобного Варлаама Хутынского жили на Софийской стороне, в Неревском конце, где и проводил юные годы будущий великий подвижник. Это место впоследствии отличено было каменным крестом, а потом часовнею. Он получил доброе воспитание в страхе Божием. Научен был грамоте, постиг книжную мудрость и легко проникал в разум Божественного Писания. Ещё будучи ребенком, Алексий не любил игр и не предавался смеху. При сем он отличался воздержанием и никогда не ел чего-либо услаждающего вкус; занимался не земным, а небесным, постился и молился. Родители его были даже опечалены его необычайным воздержанием, но уговоры их не могли остановить усердия юного подвижника.
Рано пришел преподобный к мысли о суетности мирской жизни и сказал себе: «Истинно жизнь наша, как тень и сон, вертится, как колесо». Он возненавидел мир и его прелести, оставил славу мира сего и богатство и вышел из родного города в пустынное место на берегу реки Волхов. Родители Алексия тогда уже померли.
Место, избранное преподобным для подвигов, называлось «Хутынь». Хутынь – худынь, худое место. По народному преданию, здесь обитала нечистая сила. Тут находилось болото, слывшее в народе под именем Видынь, где, по народному представлению, виделись нечистые. Место находилось в 10 верстах к северу от Новгорода, на правом берегу реки Волхов, и представляло значительную возвышенность, далеко видимую со всех сторон. Подвижник не один вышел на Хутынь для отшельнического жития. С ним были и другие знатные, богатые новгородцы, пожелавшие разделять с преподобным труды пустыни: Порфирий Малышевич и брат его Феодор. Монашеское пострижение Алексий Михайлович принял на месте подвигов своих в Лисицком монастыре от некоего инока - иерея, причем получил имя Варлаама.
Преподобный срубил себе небольшую келийцу; день и ночь непрестанно воссылал в ней молитвы и пение, неослабно трудясь в посте и бдении. Как строга была пустынная, отшельническая жизнь преподобного Варлаама, можно судить о том по сохранившимся доселе в монастыре его веригам и власянице. Вериги его висят в настоящее время подле раки его мощей, вроде монашеского параманда (параманд – четвероугольный плат с изображением креста, возлагаемый при пострижении в монашество и носимый на персех или на раменах под одеждой) из железных звеньев, с большими крестами спереди и сзади. Вериги эти в настоящее время возлагают на богомольцев, приложившихся к раке преподобного. Преподобный твердо помнил слова святого Апостола: «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь» (2 Фес. 3, 10), много трудился: рубил дрова, возделывал нивы.
Враги нашего спасения, бесы, восстали против святого: они являлись ему в виде то змиев, то различных зверей, стараясь устрашить его и прогнать с того места; но подвижник, ограждая себя знамением креста, сам прогонял их от себя. Иногда с той же целью они научали мирских людей наносить ему всякие обиды, но и «поколебались и пали» (Пс. 3.19. 9), так как наталкивались на твердый камень и сами стирались в пыль, а его поколебать не могли.
Слух о подвижнике пронесся по всей округе, и воздыхающие о небесной отчизне с усердием стали стекаться к нему, чтобы послушать его наставлений. К святому приходили князья и вельможи, шли и бедные люди, чтобы получить от него полезное наставление, и все получали желаемое.
Преподобный кротко поучал их: «Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимания, пристрастного суда; оставьте ложную присягу, воздерживайтесь от блуда, особенно имейте кротость и любовь - мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами».
Не одни поучения привлекали к преподобному Варлааму мирских посетителей. Дела открывали людям в преподобном великого подвижника и угодника Божия. Его строгая нестяжательность и духовная опытность всем приходившим к нему - вельможным людям и простолюдинам, богатым купцам и бездомным инокам - приносила великую душевную пользу. Высокие подвиги самоотречения очистили внутренние очи святого и стяжали ему благодатный дар прозрения и чудотворений. Князь Новгородский Ярослав (Владимирович, сын внука Мономахова Владимира Мстиславича) прибыл к преподобному.
«Буди здрав, добрый князь, и с сыном твоим», - сказал ему преподобный при первой встрече.
Князь изумился, но по возвращении домой узнал, что у него родился сын. По просьбе князя преподобный крестил новорожденного. Это было в 1190 г. Однажды преподобный Варлаам ехал в Новгород к владыке Новгородскому. На мосту он встретил толпу народа, которая собиралась сбросить в Волхов уличенного преступника. Взглянув на осужденного, преподобный сказал: «Отдайте мне его: он загладит вины свои на Хутыни». И народ отдал осужденного уважаемому пустыннику. Преподобный, послав его в монастырь, повелел работать на братию. И из него вышел усердный и способный ко всякой службе работник. Впоследствии Варлаам постриг его в иноческий чин, принял в число братии и, таким образом, спас его душу.
И в другой раз преподобный Варлаам проезжал мостом в то время, когда новгородцы готовились сбросить в Волхов осужденного, причем его родственники просили преподобного спасти несчастного от смерти; но святой молча проехал мимо. Когда же недоумевающие ученики его спросили, почему одного он спас, а другому не хотел оказать той же милости, преподобный отвечал: «Братия и отцы, судьбы Господни – бездна многая! Сами знаете, что Господь не хочет смерти грешника, но да обратится и жив будет, ради чего и сам сошел на землю в образе человеческом. Ведомо да будет вам, что первый осужденник за грехи свои праведно был осужден, но милосердый Господь избавил его от смерти чрез мое недостоинство, чтобы дать ему время покаяться, что действительно он исполнил в обители. Второй же был неправедно ведом на казнь, и, по словам Священного Писания, «чтобы злоба не изменила впоследствии его разума и лесть не прельстила души его» (Прем. Сол. 4, 11), восхищен был от земли, и Божественный промысл допустил ему невинно пострадать, чтобы мучеником предстал на небо и венец нетления принял от всещедрого Бога. Ему не нужно было молитвы моей ко Христу, ибо он имеет Его Самого помощником и избавителем. Вы же не соблазняйтесь о сем, такова, братия, тайна судеб Божиих.
Раз, когда приближался праздник Светлого Христова Воскресения, преподобный послал монастырских рыбаков ловить рыбу, и, по молитвам его, улов был очень хорош. Между прочим, пойман был огромный осетр, но рыбаки скрыли его и принесли к преподобному только мелкую рыбу. Разбирая рыбу своим посохом, он сказал: «Детей вы принесли, а куда девали мать?» Рыбаки пали ему в ноги, покаялись в своем грехе и принесли спрятанную рыбу.
В жизни Новгорода увековечен один случай прозорливости преподобного Варлаама. Однажды преподобному случилось быть у архиепископа Новгородского (тогда был святой Григорий, брат архиепископа святого Иоанна I и его преемник по кафедре) (См. также Житие архиепископа Антония (Добрыни Андрейковича) – Сост.), и святитель, отпуская его от себя, сказал, чтобы старец побывал у него спустя неделю. «Если Господу угодно, - отвечал преподобный, - в пятницу первой недели поста святых апостолов приеду к твоей святыне на санях». Архиепископ удивился, что старец в летнюю пору обещается приехать на санях, но не решился потребовать объяснения этих непонятных слов. Между тем в ночь перед указанной преподобным пятницей выпал глубокий снег, сделался сильный мороз, и подвижник действительно прибыл к владыке на санях. Когда же святитель начал скорбеть о том, что мороз может повредить рожь, которая тогда цвела, преподобный, утешая его, сказал: «Не скорби, но паче возблагодари Господа нашего Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь и всех святых, что ниспослал Господь Бог на нас милость Свою. Если бы не послал Он снега и мороза, то люди погибли бы от голода: ибо за умножение грехов наших Господь попустил быть голоду. Но, молитв ради Пречистой Богородицы и всех святых великих чудотворцев, даровал Он снег и мороз для того, чтобы черви, в изобилии находящиеся в корнях ржи, вымерли. Снег же пробудет на земле только один день, и потом, по Божию промышлению и повелению, наступит теплая погода, а снег вместо дождя напоит жаждущую землю и умножит плоды земные».
Действительно, на другой день стало тепло, снег растаял, и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены были погибшие от мороза черви. И в то лето был такой урожай хлебов, какого давно не видали. В благодарную память об этом событии в пятницу на первой неделе Петрова поста совершался крестный ход из Софийского собора в Хутынский Варлаамов монастырь. Обычай сохранялся не только при архиепископе Макарии, но и при архиепископе Геннадии (ум. 1505 г.). При первом во время крестного хода получил исцеление глухонемой и слепой мальчик. При втором во время хода расслабленный, лежа при раке, видел, что преподобный вышел из раки и как бы опалил все члены его, и больной вскричал: «Помилуй мя, раб Божий!» После того расслабленный стал здоровым.
В рассказанных случаях проявился благодатный дар прозрения, которым наградил Господь угодника своего Варлаама. Но немало чудес творил преподобный Варлаам и при жизни своей. Вот некоторые примеры его чудотворений. Один христолюбец, весьма любивший преподобного и имевший к нему горячую веру, повез к нему своего единственного сына, тяжко больного, чтобы просить святого помолиться о нем; но дорогой мальчик умер, и отец привез его мертвым в обитель. Отец рыдал безутешно и, оставив ребенка в келии преподобного, удалился, чтобы все приготовить к его погребению. Тогда Варлаам, тронутый его горем, воззвал над усопшим к Богу живых и мертвых, пламенно моля о воскресении отрока. Господь услышал молитву раба своего. Возвратившийся отец с радостным изумлением увидел сына своего сидящим на одре святого. Припав к его ногам, прославлял он угодника Божия, но Варлаам строго запретил ему разглашать бывшее чудо. В другое время новгородские жители плыли по Волхову, и один из них, упав из лодки, был вытащен из воды уже бездыханным. Когда его принесли к Варлааму, то святой помолился, утопленник ожил.
Долго подвизался преподобный подвигом отшельничества вместе с друзьями своими, дар прозрения и чудеса прославили его и привлекли к нему многих желавших подвизаться с ним. Тогда он решил устроить на Хутыни обитель и заложил каменный храм в честь Преображения Господня. Храм освящен был архиепископом Григорием в праздник Преображения Господня (6 августа) 1192 г. При этом архиепископ открыл Хутынский монастырь. Преподобный Варлаам старался снабдить монастырь свой средствами к существованию и оградить его имущества от притязаний корыстных людей. Он пожертвовал обители поемный луг, рыбные ловли, село, земли, сенокосы и нивы, скот и слуг. «Если же кто, - пишет в конце своей вкладной грамоты преподобный, - по научению дьявола и злых людей захочет отнять что-либо из пашен, из сенокосов или из ловлей, да будет ему противником Святый Спас в сем веке и в будущем».
Создавая строения обители и его хозяйство, преподобный Варлаам не забыл и внутреннего устройства монастыря - жизни иноков. Он дал обители своей устав, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени. По уставу Хутынский монастырь, вероятно, был общежительным. По крайней мере, известно, что преподобный Варлаам предписал монастырю расходовать остатки своих средств на благотворительность, а так предписывали все устроители общежительного монашества как в древней Восточной Церкви, так и в Церкви Русской. Заповедь преподобного Варлаама, данная обители, была следующая: «Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить всяким покоем и творить милостыню нищим. Если страннолюбия не забудете, то благодатию Божиею обитель моя никогда не оскудеет». Иностранный писатель о России Герберштейн приводит еще одну статью из несохранившегося устава преподобного Варлаама – именно о настоятеле, о его обязанностях и отношении к братии, подтверждаемых обоюдными клятвами,6 сохранилось только краткое известие о том, как надлежало избирать настоятеля в обители Хутынской: «Сперва братия просят Великого Князя о избрании им достойного настоятеля и руководителя, в исполнении заповедей Господних. Избранный, до утверждения в своем звании, обязуется клятвою жить в обители по правилам Святых Отец, честно и благоговейно, ко всякой должности и ко всякому монастырскому послушанию…».
Устроив Хутынскую обитель, преподобный почувствовал приближение своей кончины. В это время вернулся из Константинополя паломник Добрыня Ядрейкович, в монашестве Антоний, сверстник преподобного Варлаама. Рад был подвижник своему духовному брату и поручил ему монастырь свой. Преподобный говорил своему другу: «И ранее помышлял ты о сем святом месте. Ныне же я предаю его тебе: снабжай его всем и сохраняй, ибо я отхожу к Небесному Царю. Рад я, что вижу тебя. Господь же зовет меня отсюда». Обращаясь к братии, умирающий подвижник говорил: «Итак, братия, телом я ухожу от вас, но духом всегда буду с вами».
Год смерти преподобного Варлаама с точностью не известен. По летописи, подвижник преставился 6 ноября 1192 г. Но в древнейшем житии преподобного говорится, что перед смертью его вернулся из Константинополя Антоний, а вернулся он оттуда, как это достоверно известно, после 1200 г. Выходит отсюда, что кончина преподобного последовала около этого времени.
Архиепископ Великого Новгорода со всем священным собором и монашествующими всех обителей, какие только обретались внутри и вне города, и можно даже сказать, что весь город, почти до последнего человека, всякого возраста, звания и пола, стеклись на погребение богоносного отца Варлаама в Хутынскую его обитель. Плач народный заглушал погребальные песнопения, но от множества возженных свеч и благовония фимиама светлым торжеством представлялось погребальное действие, и много недужных обрели себе исцеление от прикосновения к священным его останкам. День сей остался памятным в предании народном, и доселе сохранился в Хутыне монастыре милостивый обычай раздавать всем убогим, сколько бы их не приходило в день памяти преподобного, милостыню, по заповеди Святого Варлаама, ибо он велел принимать всех странных, кормить их и покоить, как записано в книгах монастырских.4 Местное празднование преподобному Варлааму в его монастыре и в Новгороде началось во второй половине XIV века. Многочисленные чудеса при гробе святого были основанием для его прославления. В XV столетии были обретены нетленные мощи угодника Божия. Архиепископом Новгородским был тогда блаженный Евфимий (святой архиепископ Евфимий II Вяжищский святительствовал в Новгороде с 1429 по 1458 гг.). Питая теплую веру к преподобному Варлааму, как благодатному угоднику Божию, он, призвав Хутынского игумена Тарасия, заповедал три дня поститься и совершать келейно молитвы, дабы узнать волю Божию об основателе обители. По прошествии трех дней архиепископ, игумен и один иподиакон вошли в храм, сняли каменную крышку с гроба преподобного и обрели тело его нетленным. Лицо и брада оказались сходными с изображением преподобного на иконе, стоявшей над его гробом. Святитель прославил Бога, а иподиакон, пораженный чудом, тогда же принял иночество. Но мощи преподобного остались и после того за-крытыми, и празднование памяти его не распространилось далее Новгородской области.
Дальнейшие чудеса преподобного Варлаама прославили его на всю святую Русь как великого чудотворца. Особенно поразительно было чудо, совершившееся над Григорием, молодым постельничим великого князя Московского Василия Васильевича. (Великий князь Василий Васильевич, прозванный Темным за то, что был ослеплен своими противниками, Василием Косым и Дмитрием Шемякой, княжил с 1425 по 1462 гг.)
Во время пребывания князя в Новгороде Григорий тяжко захворал и был близок к смерти. Григорий читал ранее житие и чудеса преподобного Варлаама и, веруя в чудодейственную силу его молитв, просил отвезти себя в Хутынский монастырь. И вот во сне явился ему преподобный и обещал исцеление. Обрадованный юноша с верой говорил окружавшим его: «Если на пути меня застанет даже смерть, все равно - и мертвого везите меня к преподобному». Дорогой он действительно помер и мертвым был везён в обитель. Но недалеко от обители мертвец вдруг ожил и, прибывши в обитель, поклонился преподобному и совершенно выздоровел. Когда исцеленного спросили, что с ним было, он поведал следующее: «Я видел около себя множество бесов, один из коих держал свиток, где записаны были мои грехи. Но явившийся святитель Николай сказал: «Немногие добрые его дела значат более, чем грехи его, открытые притом духовному отцу».
Бесы скрылись. Потом явились ангелы, и высший из них с лаской повел меня в какое-то светлое место, где было много прекрасных деревьев и цветов. И вот я увидел там преподобного Варлаама чудотворца с посохом в руках, в том виде, как написан он на иконе. Подойдя, он сказал мне: «Григорий! Я не успел прийти к тебе при исходе твоем; теперь ты хочешь ли остаться здесь?» «Хочу здесь пребывать», - отвечал я.
На это святой Варлаам сказал: «Да, хорошо бы остаться тебе здесь, но будут скорбеть о тебе родители твои. Иди, утешь отца и мать - я твой помощник».
Взяв за руку, он повел меня, а впереди шел тот ангел в диаконском облачении. Пройдя мимо цветущих деревьев, ангел стал невидим, а святой Варлаам, оградив меня крестным знамением и иконой святителя Николая, сказал: «Григорий! Ты молился великому чудотворцу Николаю и меня призывал на помощь; молись ему и впредь, а я - помощник твой».
Отошедши немного, он оглянулся на меня и прибавил: «Спустя семь лет ты будешь у меня», - и стал невидим.
Это дивное чудо при гробе преподобного Варлаама над постельничим великого князя послужило поводом к установлению церковного празднования в честь чудотворца Хутынского в Москве и затем по всей России. Тогда же сам великий князь Василий Васильевич соорудил в Москве и первую придельную церковь во имя преподобного Варлаама. Чудо у гроба преподобного Варлаама над великокняжеским постельничим относится к 1460 г. С этого времени и началось в Москве, затем по всей России празднование памяти преподобного.
Великий князь Иоанн Васильевич был свидетелем грозного чуда при гробе преподобного Варлаама. В 1471 г. великий князь, предав опустошению Новгородскую область, вступил в Новгород, как грозный победитель. Заехал он тогда и на Хутынь поклониться, как говорил он, преподобному: «Почему, - спросил князь, - не открывают гроб святого Варлаама?»
«Издавна, - отвечал игумен обители Нафанаил, - никто не смеет видеть мощи чудотворца: ни для архиепископов, ни для бояр не открывают их, доколе Господь не соблаговолит ясно изъявить на то Свою всесвятую волю».
Тогда грозный победитель Новгорода с гневом приказал открыть мощи угодника Божия. Но едва начали по его приказанию поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба чудотворца вырвался дым и за ним пламень, опаливший стены храма. Великий князь в ужасе выбежал со всей своей свитой, так что выронил в монастыре и свой великокняжеский жезл, которым в бегстве своем ударял он бессознательно о землю. Этот жезл великого князя Иоанна III и доселе хранится в Хутынском Преображенском Варлаамском монастыре, в ризнице. Жезл этот длиной 1,5 аршина, толщиной в 1,5 вершка с разноцветным хрустальным набалдашником. Здесь же находится и дверь иконостаса, опаленная чудесным пламенем из гроба преподобного.
Трудно описать все чудеса, какие совершал преподобный Варлаам. В Хутынской обители преподобный и по блаженном преставлении своем дивным образом являлся бдительным настоятелем, иногда очень строгим к невнимательным братиям и упорным нарушителям иноческих обетов. Чудотворец вразумлял также и начальников монастыря, не соблюдавших его заповеди о благотворительности обители. Одного игумена, не кормившего в монастыре голодающий народ, он бил жезлом своим, и у виновного отнялись рука и нога. В другой раз за скупость монастырских начальников, переставших принимать странных, преподобный наказал обитель оскудением хлеба в амбарах. Казначей Тарасий, первоначально проводивший строгую жизнь, но потом начавший злоупотреблять монастырской собственностью для угощения и увеселения своих друзей, был также наказан жезлом явившимся ему преподобным Варлаамом и едва выздоровел после того, как принес слезное покаяние, а веселый собеседник его умер в расслаблении. Монастырский чашник вразумлен был преподобным за свои излишества, но, после того как не исправился, с заздравной чашей в руке испустил дух. Зато для иноков, внимательных и строгих к себе, преподобный являлся милостивым. Один инок, по имени Иринарх, три года тяжело страдал от грыжи и уже готовился к смерти. В таком положении в Пасху видел он во сне преподобного, явившегося ему в одеянии пресвитера в сопровождении иеродиакона и нескольких иноков. Окадив иконы, преподобный Варлаам благословил больного и сказал:
- Вот ты и здоров, брат мой; вкуси пищу, - которая действительно вслед за тем и была принесена братиями к нему в келию. Больной встал с одра здоровым, вкусил пищу и прославил Бога и Его угодника, преподобного Варлаама чудотворца.
Неоднократно преподобный Варлаам являлся теплым молитвенником и предстателем за родной ему Новгород, предостерегая об имеющих постигнуть его бедствиях. Вот какое чудо произошло в Хутынской обители в начале XVI века. Инок Хутынской обители Тарасий вошел ночью в Преображенский храм. И видит он, что свечи на паникадилах и подсвечниках все зажглись сами собой, храм наполнился фимиамом, из гроба поднялся преподобный Варлаам и, став посреди храма, долго молился вслух Господу Иисусу Христу, Пречистой Его Богоматери и всем святым со слезами и умилением за Новгород, дабы человеколюбивый Господь отвратил от него гнев Свой. Тарасий в ужасе пал ниц. Но преподобный, подойдя к нему, сказал: «Брат Тарасий! Господь Бог хочет погубить великий Новгород. Ступай, взойди на церковную кровлю и увидишь будущее бедствие Новгорода, и что Господь хочет сделать с ним».
Тарасий пошел и увидел, что воды озера Ильменя поднялись и угрожают затопить город; в страхе побежав обратно, он рассказал, что видел. Тогда преподобный со слезами снова стал молиться Господу и Пречистой Богородице о спасении города; потом опять послал инока посмотреть на город. Тарасий во второй раз вошел на кровлю церкви и увидел множество ангелов, бросающих огненные стрелы, как бы сильный дождь из тучи, на толпы мужчин, женщин и детей. Когда поведал он о том преподобному, тот еще раз слезно молился за Новгород. Потом сказал: «Молитвами Богородицы и всех святых избавлен Новгород от потопления, но в нем сильный мор на людей».
И опять послал Тарасия смотреть на город. Иноку представилась огненная туча, наступающая на город. В трепете поведал он о том святому.
«После мора будет пожар в Новгороде, и вся Торговая сторона его сгорит, и множество людей погибнет», - сказал на это преподобный, опять лег в гроб свой, и свечи погасли.
Печальное пророчество преподобного через несколько лет действительно с точностью исполнилось на злополучном Новгороде, избавленном, однако же, небесным предстательством святого от грозного потопления. Летопись замечает, что мор и пожар были в 1509 г., при архиепископе Новгородском Серапионе, а откровение Тарасию было за 4 года пред тем, в 1505 г.
Иногда преподобный Варлаам являлся дивным заступником и молитвенником и за всю Русскую землю. Особенно замечательно обнаружилось это во время нашествия на Москву крымского хана Магмет-Гирея в 1521 г. при великом князе Московском Василии Иоанновиче. Тогда Москва была избавлена от страшного врага чудесным заступлением преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, и Варлаама Хутынского. Во время нашествия одной престарелой и лишенной зрения инокине было следующее видение. Оглушенная каким-то необыкновенным шумом, инокиня увидела, что из Кремля во Флоровские ворота идет сонм святителей и других святолепных мужей в священных одеждах. Они уносили с собой и чудотворный образ Божией Матери. Шествие имело вид крестного хода. Между святителями можно было признать святых митрополитов Московских: Петра, Алексия, Иону и Леонтия, епископа Ростовского. Собор сей, по выходе из Кремля, встречен был двумя старцами: один был преподобный Сергий, другой — Варлаам Хутынский. Старцы вопросили святителей: «Зачем идут вон из города?» Святители ответствовали, что исходят по воле Божией за нечестие города. Святые подвижники стали умолять отходящих, чтобы они умилостивили своим ходатайством правосудие Божие и начали обще с ними петь молебен. По совершении молитвословия, осенив град крестообразно, все возвратились в Кремль. И Москва была спасена от вражеского нашествия и разорения.
Верующие, во множестве стекавшиеся ко гробу преподобного Варлаама, по вере своей получали утешение в своих скорбях и исцеление от своих недугов молитвенным предстательством чудотворца. Упомянем о некоторых исцелениях, совершившихся по молитвам преподобного Варлаама.
Один человек страдал слепотой, хотя глаза у него и были открыты. Много истратил он денег на врачей, но не получил от них никакой пользы. Когда однажды наступил день памяти преподобного Варлаама, слепец велел вести себя в монастырь и поставить при ковчеге с мощами святого, которому и начал со слезами молиться о своем исцелении. В это время братия пели в храме молебен. И вот когда в конце молебна запели: «Владычица, прими молитвы рабов Твоих», слепой вдруг прозрел и прежде всего увидел ковчег с мощами. Не веря себе, он подошел и осязал ковчег руками, а потом, обведя взором церковь, увидел народ и братию молящихся. Убедившись, что он видит совсем хорошо, он пришел в несказанную радость и громким голосом объявил всем о своем исцелении по молитвам святого Варлаама.
Один почитатель преподобного пришел вместе со своею женой помолиться ему, принес, что нужно было для братии, и устроил на свой счет общую трапезу. Когда он возвращался с богомолья водой, то недалеко еще от монастыря лодка опрокинулась и он утонул, а остальные с трудом спаслись. Люди, бывшие на берегу, не могли оказать тонувшему никакой помощи, побежали в ближнюю деревню и позвали рыбаков с сетями искать тело погибшего. Наконец мертвое и уже посиневшее тело было найдено и положено на берегу. Жена утонувшего громко плакала по нем, причем поминала святого Варлаама и, как бы гневаясь на него, говорила: «Это ли твое воздаяние, святый, нам, приходившим поклоняться твоему гробу? Чрез твои молитвы мы надеялись получить долгоденствие, а ты попустил моему мужу умереть здесь нечаянной смертью! Лучше было бы нам не приходить к тебе: тогда не погиб бы муж мой!..»
Мертвеца уже хотели погребать, как вдруг вода хлынула у него из уст, он встал здоровым и воздал благодарение святому, объявляя, что именно молитвами преподобного Варлаама он возвращен был к жизни.
Однажды в обитель преподобного был привезен из Новгорода больной князь Константин (Константин Дмитриевич – самый младший, восьмой сын Дмитрия Донского, родился в 1389 г., умер в 1434 г., приняв иноческий сан с именем Кассиана). Болезнь его была так сильна, что он не мог уже двигаться на постели и сказать хотя бы одно слово, и все окружавшие уже отчаивались за его жизнь. Но когда его положили у раки преподобного и стали совершать молебное о нем пение, князь внезапно встал совершенно здоровый и возвратился домой, как будто никогда и не болел.
Много и других чудес совершалось при гробе преподобного Варлаама. И доныне все притекающие к нему с верой получают просимое по его молитвам и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки. Аминь.
Молитва преподобному Варлааму Хутынскому:
О преподобне и богоносне отче наш, Варлааме! Услыши нас в час сей молящихся тебе и буди нам помощник в скорбях наших, и избави нас от напастей, за множество прегрешений находящих на ны: умоли, угодниче Христов, всеблагаго Бога даровати нам оставление всех, от юности нашея до настоящего дня и часа, делом, словом, помышлением и всеми чувствы содеянных нами согрешений, исходатайствуй нам невозбранный вход в небесное царствие, да прославляем непрестанно славимую от Ангел Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство в бесконечные веки. Аминь.