Память его празднуется месяца февраля в 10-й день и месяца октября в 4-й день
На Новгородской кафедре с 1078 по 1096 гг.
+ 1096
Герман, после Иоакима, был пятым епископом в Новгороде. Он церковью причтен к лику святых по глубокому уважению и народной любви, которыми пользовался при жизни. Летописи ничего не говорят о его деяниях, но тем не менее добрая о нем память, которая осталась в народе и прошла ряд веков, может служить верным отголоском добрых его дел. Самое благополучие Новгорода и его области в то время, как вся остальная Россия обливалась кровью своих единоплеменников, весьма много говорит о деятельности сего владыки на пользу новгородской паствы.
Герман избран на святительскую кафедру и хиротонисан в 1078 г. митрополитом Ефремом и управлял паствой 18 лет. Блаженный Симон поставляет его между воспитанниками пещерной обители, и по рукописным святцам он поставлен между Печерскими подвижниками. К Киевским подвигам блаженного Германа должно отнести основание им монастыря в Берестове, известного в летописях под именем «Германеча» и Спасского. Оправданием тому служит как современность святому Герману игумена и основателя монастыря Германеча, известного в 1072 г., так и совершенно подобные деяниям другого Печерского подвижника и епископа, святого Стефана, оставившего свое имя монастырю «Стефаничу».
При жизни Германа совершились два замечательных церковных события. В 1089 г. 9-го мая мощи святителя Николая перенесены были из Мир-Ликийских в италийский город Бар. Русская церковь установила торжество в память этого события и в своих песнях выражает уверенность, что святитель Мир-Ликийский послан к иным овцам, к латинскому языку, да всех приведет ко Христу. В 1093 г. августа в 14-й день последовало торжественное открытие и перенесение мощей преподобного Феодосия из пещеры в созданный им храм Успения Божией Матери.
Местное предание говорит, что Герман любил чин иноческий и что его попечением положено начало первой в Новгороде женской обители на Синичьей горе в 1092 г. Но в Новгородской 3 летописи на странице 213 в подстрочном примечании под буквой “г” о Германе не упоминается. «В лето 6600, - говорится там, - заложиша в Великом Новеграде Лукиничи церковь Петра и Павла на Синищи (Синичи) горе, и монастырь девичь устрои, а церковь в монастыре девичьи каменную за большим земляным валом».
Незадолго до кончины Герман был вызван в Киев, где и преставился в 1096 г., но любившая его паства не захотела расстаться с драгоценными останками своего архипастыря, и потому тело Германа было привезено в Новгород и положено в Софийском соборе. Память его совершается в сем соборе обще с другими угодниками, там почивающими, 10-го февраля и 4-го октября.
Почти 35 лет продолжалось служение в Новгороде Стефана, Феодора и Германа; но в летописях так мало говорится о них, что ничего нельзя сказать о пастырской их деятельности на пользу церкви и о нравственном состоянии Новгородской епархии в этот 35-летний период. Новгородская область по своему географическому положению с восточной и северной стороны была окружена грубыми язычниками, с западной – рьяными проповедниками и защитниками папизма. От Киева, где был, так сказать, центр православия Русской церкви, отделялась значительным расстоянием, наполненным мхами и болотами. Несмотря на это опасное соседство язычества и папизма с одной стороны, на отдаленность Киева – столицы православия – с другой, христианская вера, как можно судить по обстоятельствам, в Новгороде и его области нимало не ослабевала. Новгород в описываемый нами период не переставал украшаться храмами и святыми обителями. Даже в отдаленных местах его владений, на берегах Северной Двины, появлялись в это время христианские селения и святые храмы. А это все было не что иное, как плоды трудов и неусыпных попечений о благе церкви и паствы его архипастырей. Неустрашимый подвиг епископа Феодора против Волхва и святая жизнь Германа всего более говорят о пастырской их деятельности.