Дело протоиерея Сарва Ивана Романовича и других, г. Тихвин, 1937г.

После Октябрьской революции большевистские идеологи задались целью превратить Тихвин, куда стекались паломники со всей России, в «образцовый атеистический город». В середине 1920-х годов был закрыт и разорен Тихвинский монастырь. Последняя община при храме Тихвинской Успенской обители была ликвидирована в августе 1924 года, церковь была передана обновленцам. Передача храма не прошла без сопротивления. Последний настоятель монастыря епископ Антоний (Демянский) воспротивился беззаконному насилию властей и поднял верующих на защиту святыни. Собравшихся разогнали военной силой, а епископ Антоний получил три года лагерей.

На территории обители разместили воинский гарнизон. Позже часть монастырских построек, включая Успенский собор, была передана местному краеведческому музею. В 1930-е годы Тихвинская икона Божией Матери все еще находилась в Успенском соборе, но, естественно, уже без золотого оклада. Сам образ не реквизировали лишь потому, что для Гохрана в то время иконы не представляли «особой материальной ценности».

В период с 3 сентября по 15 ноября 1937 г. по г. Тихвину и его окрестностям прокатилась волна арестов. В результате карательных мер в Тихвинскую тюрьму в качестве обвиняемых было заключено 14 человек: 7 священников, игумения и 6 мирян.

Все они были объявлены единой контрреволюционной группой, действовавшей в г. Тихвине и Тихвинском районе. «В августе месяце 1937 года, - говорилось в обвинительном заключении, - Тихвинскому районному отделу НКВД стали известны многочисленные факты контрреволюционной деятельности на территории Тихвинского района группы так называемых «староцерковников» - священников тихоновского направления. При посещении квартир верующих граждан, в связи с отправлением религиозных обрядов - крещений, поминок, свадебных обрядов и прочего, упомянутыми священниками проводилась контрреволюционная пропаганда, в которой доказывалась неизбежность гибели советской власти и восстановления капитализма в форме фашистской диктатуры. Поступленные материалы указывают, что в церковных проповедях те же священники делали попытки доказать при помощи церковного учения бессилие советской власти перед могуществом Божиим...».

Руководителем группы был объявлен благочинный г. Тихвина протоиерей Иоанн Сарв, а все дело озаглавлено «Сарв И. Р. и другие». Все духовенство, проходившее по делу, было расстреляно, остальные лица получили по 10 лет лагерей. Пятеро священников и игумения Иоанникия отказались, невзирая на применявшиеся пытки, признать свою вину и оговорить проходивших по делу лиц, явив редкий для тех времен пример единодушного христианского стоицизма. В 1950-х годах при пересмотре дела была установлена невиновность всех осужденных по данному делу и доказан сфальсифицированный характер как свидетельских показаний, так и протоколов допросов обвиняемых, которых методами физического воздействия вынудили дать ложные показания.

Протоиерей Иоанн Сарв, игумен Арсений (Дмитриев), игумения Иоанникия (Кожевникова), священники: Василий Канделябров, Николай Покровский, Емилиан Панасевич, Николай Зеленов по представлению Санкт-Петербургской епархии Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. канонизированы в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.


Источники:

•          Нестор (Кумыш), иеромонах. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб.: Сатис, Держава. 2003

•          Ленинградский мартиролог, 1937-1938: Книга памяти жертв политических репрессий. Т. 4. 1937 год. СПб., 1999

•          Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002

•          Сарв Иван Романович. pstbi.ccas.ru