Новомученики Кирилловские

Дни памяти:

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

2/15 сент. – День мученической кончины


5 сентября 1918 года был выпущен знаменитый Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о «красном терроре». Однако Кирилловский уезд считался одним из тихих. Здесь не было ни казачьих восстаний, ни монархических выступлений. Советская власть в городке была установлена еще в декабре 1917 года. Достоверных сведений о какой-либо активности белого движения в Кириллове нет. Поэтому не исключено, что ради успешной отчетности перед начальством «белый заговор» во главе с Преосвященным Варсонофием был сфабрикован.

Все шестеро, расстрелянных 15 сентября у горы Золотуха, накануне убийства находились в кирилловской тюрьме. Суда над ними не производилось, следственных дел в архиве ФСБ не сохранилось. Поводом для жестокой расправы послужило убийство коммуниста Андрея Иудовича Костюничева, председателя местного Совета бедноты, ответственного за продразверстку в уезде.

Поздно вечером 11 сентября 1918 года, когда Костюничев находился у себя дома в деревне Сосуново, с улицы в окно был произведен ружейный выстрел, от которого он упал замертво. Убийцы скрылись с места преступления и так и не были выявлены. Возможно, что убийство Костюничева само по себе было провокацией большевиков. Местные власти решили придать делу политическую окраску. Революционный трибунал постановил: «Ответить на убийство коммуниста Андрея Костюничева красным террором, а именно: кроме наглых убийц и заговорщиков, подвергнуть расстрелу из числа 52 заложников 37 человек». Последовали многочисленные аресты. Арестовывали как подозреваемых в убийстве односельчан Костюничева, так и совершенно непричастных к делу «антисоветских элементов», которые были захвачены в качестве заложников.

В покоях владыки Варсонофия в его отсутствие был произведен так называемый «обыск», во время которого в тайнике епископа якобы было обнаружено оружие. А у настоятеля Кирилло-Новоезерского монастыря при обыске был «найден» револьвер «бульдог», послуживший основанием для закрытия храмов в монастыре.

15 сентября в Кириллове были организованы торжественные похороны Костюничева, тот же день большевики «ознаменовали» расстрелом шестерых заключенных кирилловской тюрьмы. Накануне вечером по дороге из Горицкого монастыря был арестован епископ Варсонофий. За игуменией Серафимой в Ферапонтов монастырь прислали подводу с охраной. В час ночи матушку доставили в тюрьму, а в 5 часов всех вывели на расстрел. Вместе с владыкой и игуменией на казнь повели четырех заложников: двух горожан и двух крестьян.

Имена расстрелянных на Золотухе назвала передовица газеты Кирилловского совдепа в разделе «Объявления». Более подробно известила своих сограждан о событиях в Кириллове череповецкая газета «Известия Череповецкого губернского и уездного Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов»:

«Имена расстрелянных в Кириллове:

1.         Епископ Кирилловский Варсонофий, 48-ми лет. В мире Василий Павлович Лебедев, Боровичского уезда Новгородской губернии Белавинской волости, погоста Старухино. У Епископа при аресте найдена снаряженная бомба французского образца.

2.         Игумения Ферапонтова монастыря Серафима, 60-ти лет, в мире Елизавета Николаевна Сулимова, гражданка Устюжны, Череповецкого уезда.

3.         Николай Игнатьевич Бурлаков, 29-ти лет, гражданин города Кириллова, бывший гласный Кирилловской городской думы, практикант-техник. Непосредственно замешан в заговоре против Костюничева.

4.         Анатолий Андреевич Барашков, 48-ми лет, гражданин Ферапонтовской волости, деревни Гридино Кирилловского уезда, деревенский кулак.

5.         Михаил Дормидонтович Трубников, 63-х лет, бывший дворянин, отставной капитан 2-го ранга, бывший мировой судья, земский начальник. Непосредственно замешан в заговоре против Костюничева.

6.         Филипп Кириллович Марышев, 54-х лет, гражданин Кирилловской волости, деревни Малино, торговец».

Упоминание в газете о причастности Николая Бурлакова и Михаила Трубникова к убийству Костюничева ничем не подтверждается. Нелепо выглядит приписка о «бомбе французского образца», якобы найденной при аресте владыки. Но еще более неправдоподобно выглядит фраза в газете, где казненные сравниваются с акулами англо-франко-американского империализма. Чуть позже, в воспоминаниях председателя Кирилловской ЧК Волкова Е. А., появится рассказ о тайнике со 125 винтовками, якобы обнаруженными в покоях епископа Варсонофия вместе со списком 125 активистов.

Заметка в местной кирилловской газете, посвященная похоронам Костюничева, заканчивалась словами: «За каждую голову честного борца будут снесены ваши головы тысячами!»

Епископ Кирилловский Варсонофий, игумения Серафима, священник Иоанн Иванов и четверо мирян стали одними из первых, кто принял на себя ненависть гонителей веры в первый же год революции.

Тихвинский епископ Алексий (Симанский) направил в Кириллов члена епархиального совета В. Н. Финикова (1870-1940) для выяснения обстоятельств расстрела. Владимир Николаевич собрал все возможные для того времени сведения об обстоятельствах расстрела владыки Варсонофия, игумении Серафимы и четырех мирян. Собирая данные, В. Н. Фиников опрашивал братию Кирилло-Белозерского монастыря, сестер женской Горицкой обители, записывал свидетельства А. И. Анисимова, спутника Преосвященного Варсонофия в его последней поездке. В свой доклад он включил также разговор с представителями властей в Кириллове и Череповце.

Епископ Тихвинский Алексий, прочитав отчет В. Н. Финикова, послал доклад находившемуся в Москве митрополиту Новгородскому Арсению, который передал его на Поместный собор. В связи с большевистским террором против духовенства, начавшимся после издания 23 января 1918 года Декрета «Об отделении Церкви от государства», Собором была создана Комиссия по гонениям, которая собирала материалы о репрессиях по отношению к православным. В числе первых жертв в материалах Поместного собора были названы епископ Варсонофий и игумения Серафима. Тогда же начали составлять Жития новых мучеников за Христа. Но Комиссия по гонениям не могла завершить работу, так как вскоре и ее члены, и почти весь епископат подверглись гонениям.

Место погребения Кирилловских мучеников у горы Золотуха долгое время было почитаемо православными. В 1960-х годах власти, видя, что почитание памяти мучеников, несмотря на все гонения, не уменьшается, уничтожили все признаки могилы, возведя на этом месте хозяйственные постройки. Здесь была устроена свалка костей забитого скота и свинарник (последний был разобран только в 2002 году). Позже по соседству устроили карьер. В 1998 году, еще до официальной канонизации Кирилловских мучеников, к 80-летию со дня расстрела, на Золотухе в память их был воздвигнут поминальный крест. Тогда же в Вологодской епархии была положена традиция совершать на гору крестный ход от Кирилловского монастыря.

Летом 2000 года на Золотухе начались раскопки с привлечением специалистов из отдела криминалистики Генеральной Прокуратуры. Останки новомучеников Кирилловских обнаружены не были. На следующий год церковно-археологическая экспедиция под руководством игумена Дамаскина (Орловского) пыталась разыскать точное место захоронения погибших, но также безрезультатно. Мощи святых пока не найдены.

В 2005 году на средства благодетелей Кирилло-Белозерского монастыря на месте расстрела была построена часовня. 


Канонизация:

В юбилейный 2000-й год от Рождества Христова состоялось официальное признание святости Кирилловских новомучеников. В сонме новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором были причислены к лику святых для общецерковного почитания: священномученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, преподобномученица Серафима (Сулимова), игумения Ферапонтова монастыря, священномученик Иоанн Иванов, пресвитер Ферапонтова монастыря, и иже с ними пострадавшие Михаил Трубников, Николай Бурлаков, Анатолий Барашков и Филипп Марышев.

Тропарь новомученикам Белозерским глас 4:

Днесь ликует земля Белозерская, / прославляя своих мучеников, / пострадавших за Христа и веру православную, / темже и венцы прияша от Владыки всех, / тех молитвами, Христе Боже, // спаси души наша.


Источники:

•          Е. Стрельникова. Новомученики Кирилловские.

kirillov-monastyr.ru

•          Новомученки Кирилловские. Вологодская епархия. vologda-mitropolia.ru

•          А. Костелло. Гора Золотуха - кирилловская Голгофа.

pravmir.ru/gora-zolotuxa-kirillovskaya-golgofa

•          Ферапонтово. ferapontovo.ru