Мученица Екатерина Арская (Петроградская) († 1937)

Дни памяти:

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

4/17 дек. – День мученической кончины

3-я неделя по Пятидесятнице (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых


Екатерина Андреевна Арская, урожденная Уртьева, родилась 1 апреля 1875 года в Санкт-Петербурге. Ее отец, Андрей Петрович Уртьев, был купцом 2-й гильдии, потомственным почетным гражданином города, а также ктитором и старостой церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице. Мать, Ксения Филипповна, занималась воспитанием девятерых детей.

Екатерина Андреевна и ее старшие сестры учились в Санкт-Петербургском Александровском институте. Институт давал высшее образование и был создан по образцу знаменитого Смольного института благородных девиц. В нем обучались девочки из семей незнатного дворянства и почетных граждан. Смольный и Александровский институты входили в Императорское Воспитательное Общество благородных девиц, председателем и попечителем которого была Императрица Мария Федоровна.

Екатерина Андреевна вышла замуж за офицера артиллерии Русской императорской армии Петра Николаевича Арского. 17 февраля 1899 года они венчались в церкви приюта Принца Ольденбургского на Лиговском проспекте.

Выйдя замуж, Екатерина Андреевна полностью посвятила себя семье, мужу и детям. Их в семье Арских было пятеро. Девочки воспитывались в Александровском институте, который окончила их мать, а Иоанн учился в реальном училище, состоял в скаутской организации.

В семье Арских царила атмосфера любви, покоя и благополучия. Цер-ковные традиции, впитанные Екатериной Андреевной в родительском доме, легли в основу и новой семьи. После русско-японской войны 1905-го года Петр Арский уволился в запас и поступил на службу в Петербургский Императорский Вдовий Дом на должность бухгалтера. Это было одно из первых благотворительных заведений Императрицы Марии Федоровны. 14 марта 1912 года Петр Николаевич указом митрополита Антония (Вадковского) был утвержден в должности старосты Воскресенского Смольного собора, являвшегося храмом всех учебных заведений города.

В августе 1914 года началась Первая мировая война, и Петра Арского призвали в действующую армию. Он служил в 28-й Тверской пешей дружине. На протяжении разлуки Екатерина Андреевна и Петр Николаевич не прекращали переписку. В феврале 1915 года П. Н. Арский был ранен и переведен в Петроград.

После событий октября 1917 года мир вокруг Арских начал стремительно меняться: они лишились состояния, Петр Николаевич стал комендантом здания Артиллерийских курсов РККА, Екатерина Андреевна устроилась на работу.

В 1918 году от эпидемии холеры умерли старшая и младшая дочери Екатерины Андреевны - Галина и Наталия. Через два года, в 1920 году, она потеряла всю свою семью. В течение одного месяца муж и дети умерли от дизентерии. Последовавший за этим период жизни Екатерины Андреевны практически неизвестен; связь с родственниками, которых революция и Гражданская война разбросали по свету, прервалась. Вероятно, что в это время Екатерина Андреевна стала теснее общаться с членами петербургского Александро-Невского братства. До первого ареста, последовавшего в 1932 году, она сменила три должности: сначала работала переплетчицей в Технической артиллерийской школе, потом перешла на вакансию санитарки в той же школе, а затем устроилась швеей в артель «Интехсантруд».

Никаких политических задач общество православных верующих себе не ставило, однако над всеми, кто входил в него, был установлен жесточайший надзор со стороны ГПУ.

18 февраля 1932 года Екатерина Андреевна Арская была арестована как активная участница Александро-Невского братства по стандартной формулировке «за контрреволюционную деятельность». Всего по этому делу было привлечено 92 человека. В обвинительном заключении братство было названо «церковно-монархической организацией», ставившей себе целью создать «общественное движение против советской власти путем систематической пропаганды и создания сети нелегальных ячеек».

Екатерина Андреевна проходила по этому делу как ближайшая сотрудница также арестованного архимандрита Льва (Егорова), настоятеля Феодоровского собора. Арскую обвинили в том, что она «в течение ряда лет вела контрреволюционную пропаганду, направленную на организацию антисоветских элементов для борьбы с советской властью».

Екатерина Андреевна, отрицая всякую причастность к «контрреволюционной» деятельности, отказалась называть какие-либо фамилии и давать показания, чтобы не навлечь своими словами беду на кого-нибудь из знакомых. «Живу я, - заявила она следователю, - совместно с членом нашей церковной двадцатки Осадчей Анной Ивановной и ее племянницей Инной Евгеньевной Шияновой. Об Александро-Невском братстве я ничего не знаю и также никого не могу назвать из своих знакомых по церкви, так как, хотя я и была членом двадцатки в течение полутора лет, но ни одного не знаю по фамилии и именам. Льва Егорова я посещала как его духовная дочь или по чисто церковным делам. Больше показать ничего не могу».

Никаких доказательств причастности Арской к Александро-Невскому братству в материалах дела нет, но в них неоднократно подчеркивается сословное происхождение Екатерины Андреевны; фраза из обвинительного заключения «бывшая дворянка, жена царского полковника» выделяется крупным шрифтом.

По приговору Тройки НКВД Екатерина Андреевна Арская получила 3 года ИТЛ.

После освобождения из концлагеря Екатерине Арской было запрещено возвращаться в Ленинград, и она поселилась в городе Боровичи Новгородской области, в доме № 66 по Порожской улице; устроилась работать в артели по изготовлению одеял «Красный Октябрь». Родственников в Боровичах у нее не было, но здесь жили близкие по духу люди, также лишенные возможности жить в больших городах, с которыми Екатерина Андреевна была знакома еще по Ленинграду. С владыкой Гавриилом (Воеводиным) Екатерина Андреевна проходила по делу «Александро-Невского братства», хорошо ей были также знакомы Алексей Иванович Правдин, бывший келейник архимандрита Льва (Егорова), священник Воскресенский Николай Иванович и другие. Да и ее духовный отец, Лев (Егоров), был уроженцем этих мест. Вероятно, это и определило выбор Екатериной Андреевной именно этого города как места для поселения после возвращения из лагеря. Здесь она могла рассчитывать на материальную и духовную поддержку людей, с которыми ее связывала самая глубокая общность - единство веры и жизненных скорбей. Однако именно эта духовная общность и послужила поводом к их последнему земному испытанию.

20 октября 1937 года Екатерина Андреевна Арская была арестована и заключена в боровичскую тюрьму. Она, в числе других привлеченных, обвинялась в причастности к «единой контрреволюционной организации». Арскую допрашивали по уже отработанной схеме: первый допрос - почти сразу же после ареста, далее - трехнедельный перерыв с применением «активных методов следствия», затем очная ставка, на другой день - повторная очная ставка и завершающий следствие допрос, произведенный в тот же день, что и вторая очная ставка.

Допросы и пытки, которым подвергались арестованные, вынудили некоторых из проходивших по делу дать показания против себя и своих товарищей. Однако они не смогли сломить Екатерину Андреевну Арскую и не заставили подписать нужные чекистам показания.

Екатерину Арскую привели на очную ставку с архиепископом Гавриилом (Воеводиным), который был определен как руководитель якобы контрреволюционной организации. Он не был членом братства, однако хорошо был знаком с его деятельностью еще по жизни в Ленинграде. Владыка не выдержал пыток и назвал многих людей. Екатерина Андреевна, глядя ему в глаза, твердо сказала:

- Я никого не знаю и не могу никого назвать.

После этого владыка Гавриил покаялся и отказался от своих показаний.

10 декабря 1937 года Особой Тройкой УНКВД ЛО Екатерине Арской и еще 52 осужденным по этому делу был вынесен смертный приговор. 17 декабря 1937 года она была расстреляна.


Канонизация:

Имя мученицы Екатерины включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 7 мая 2003 г. по представлению Санкт-Петербургской епархии.

Тропарь глас 4:

Яко искра по стеблию востекла еси/ к Иерусалиму горнему,/ святая мученице Екатерино,/ чашу страданий земных изсушившая,/ супруга своего, чад и богатства земнаго/ во мгновение, подобно Иову, лишившаяся,/ но не отступившая от Господа своего,/ за Негоже не токмо заключение,/ но и горькия работы и убиение прияла еси,/ сего ради и введетя Господь/ во светлыя обители Своя к радованию нескончаемому.

Кондак, глас 5:

Яко агница кроткая,/ воспитанная на пажитех Церкве Русския,/ страстотерпице Христова Екатерино,/ посреде лютых мучителей/ тепле молилася еси:/ Господи, прости им,/ не ведят бо, что творят.