Преподобномученик Лев (Егоров), архимандрит († 1937)
Дни памяти:
25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
7/20 сент. – День мученической кончины
3-я неделя по Пятидесятнице (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых
Последнее воскресенье августа (переходящая) – Собор Кемеровских святых
Преподобномученик Лев (в миру Егоров Леонид Михайлович) родился 26 февраля 1889 года в селе Опеченский Посад Боровичского уезда Новгородской губернии в мещанской семье.
Отец - владелец артели ломовых извозчиков. После смерти родителей Леонида с двумя братьями воспитывал дядя - заведующий Александро-Невским рынком в Санкт-Петербурге.
Леонид Михайлович окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1915 году поступил в Петроградскую духовную академию и проучился там три курса. Учебу в ней завершить не смог из-за ее закрытия в 1918 году.
В конце 1915 года Леонид был пострижен в монахи Александро-Невской Лавры с именем Лев, рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. В этом же году принял монашеский постриг с именем Гурий его брат Вячеслав. Они стали духовными сыновьями иеросхимонаха Серафима (Муравьева), будущего Вырицкого старца.
Уже в 1916 году братья Егоровы (как скоро стали называть в народе отцов Гурия и Льва) с разрешения епархиального начальства развили вместе с иеромонахом Иннокентием (Тихоновым) интенсивную миссионерскую деятельность. Миссионерская деятельность трех молодых иеромонахов приняла несколько другие, чем до революции, формы. Они не «ходили в народ», зато народ шел к ним. Митрополит Иоанн (Вендланд) писал: «По городу разнеслась слава о «братьях Егоровых». Однажды отец Гурий представился митрополиту Антонию (Храповицкому), которого раньше не знал. Когда он назвал свою фамилию, митрополит воскликнул: «А, братья Егоровы, как вас не знать, вся Россия знает братьев Егоровых!»
В начале 1919 года «братья Егоровы» организовали при Лавре Александро-Невское братство, для которого митрополит Вениамин (Казанский) предоставил Крестовую церковь Митрополичьего дома Лавры. Пастырская деятельность молодого иеромонаха Льва была прервана в связи с началом кампании изъятия церковных ценностей и организованного советской властью так называемого обновленческого раскола. 16 июня 1922 года он был арестован, затем выслан. Иеромонах Лев отбывал почти двухлетнюю ссылку сначала в Оренбургской губернии, а затем в Западно-Казахстанской области у озера Эльтон. Во время его отсутствия в Петрограде, несмотря на репрессии, деятельность Александро-Невского братства не прекращалась. В 1924 году срок ссылки закончился.
В октябре 1926 года отец Лев назначен настоятелем одного из соборов Ленинграда - храма Феодоровской иконы Божией Матери, называемого в народе Романовской церковью. Постепенно туда перешла большая часть членов братства и в 1930 году два братских хора. Иеромонах Лев был возведен в сан архимандрита и с марта 1926 года стал исполнять обязанности благочинного монастырских подворий. На богословских курсах он преподавал русскую литературу и являлся членом педагогического совета Богословско-пастырского училища. В это время в училище обучалось около 70 человек, и его популярность стала вызывать раздражение у властей, которые поручили ГПУ сфабриковать «дело Богословско-пастырского училища».
Весной 1927 года архимандрит Лев был арестован, но в конце концов дело развалилось. 19 ноября 1927 года всех арестованных освободили под подписку о невыезде, а через год - 10 ноября 1928 года дело вообще было прекращено. Архимандрит Лев переписывался с митрополитом Иосифом (Петровых), отстаивая правильность церковной политики митрополита Сергия (Страгородского).
До 1932 года архимандрит Лев пробыл настоятелем Феодоровского собора, совершил более 20 монашеских постригов. Несмотря на фактически нелегальное существование, братство продолжало запрещенную советскими законами общественно-благотворительную деятельность.
Приход церкви во имя Феодоровской иконы Божией Матери был закрыт в 1932 году. Из протокола заседания президиума исполкома облсовета по вопросу о ликвидации Романовской церкви: «... учитывая крайнюю нуждаемость Союз-молоко в помещении для обработки молочных продуктов и возможность при весьма незначительных затратах приспособить Романовскую церковь для указанных целей, которая по своему месту нахождения является удобной для Союз-молоко, церковь ликвидировать, здание передать Союз-молоко». (Храм возвращен в ведение епархии в августе 2005 г.)
В ночь с 17 на 18 февраля 1932 года было арестовано 500 человек, в том числе более 40 членов Александро-Невского братства. Следствие проводилось в ускоренном порядке. Отец Лев допрашивался дважды - 29 февраля и 2 марта. На вопрос о политических убеждениях он ответил: «Стараюсь не мешать строительству социализма. Не сочувствую антирелигиозной политике советской власти». 22 марта 1932 года выездная комиссия Коллегии ОГПУ вынесла подсудимым приговор. Отец Лев был приговорен к максимальному сроку наказания - 10 годам лагерей.
18 апреля 1932 года архимандрит Лев поступил в отделение Черная речка Сибирского лагеря (Сиблага), расположенное в Кемеровской области, трудился в шахте пос. Осинники под Новокузнецком. Работа была чрезвычайно тяжелой. Лагерные власти обвинили архимандрита в контрреволюционной агитации среди заключенных, специальная комиссия ОГПУ постановила перевести его в штрафной изолятор сроком на 2 года, а Тройка ОГПУ по Западно-Сибирскому краю приговорила обвиняемого к увеличению срока заключения в исправительно-трудовом лагере на 2 года.
В конце марта 1936 года о. Льва перевели из изолятора в Ахпунское отделение Сиблага (ст. Ахпун Таштагольского района Кемеровской обл.). Здесь он по-прежнему трудился в шахте, иногда по 14 часов в сутки возил вагонетки с породой, имея согласно медицинской справке того времени «миокардит и грыжу белой линии живота».
3 января 1937 года условия лагерного заключения вновь ухудшились - архимандрита Льва поместили в 6-ю колонну Ахпунского отделения, где содержались почти исключительно осужденные за «политические преступления», и в бараках даже было снято радио. Здесь против него было сфабриковано очередное уголовное дело. 7 сентября 1937 года в отдел охраны Ахпунского отделения Сиблага от начальника 6-й колонны поступила резко негативная характеристика на заключенного Егорова: «Поведение в быту плохое. Отношение к труду скверное. Был тесно связан с заключенным Грабовским, с каковым вместе читал газеты и, извращая написанное, превращали в к-р агитацию, чем самым разлагательски действовали на массы» (орфография документа сохранена). Именно этот документ лег в основу следствия над «членом контрреволюционной фашистской группы».
Следствие было коротким. 7 сентября уполномоченный отдела охраны лагеря М. Дрибинский составил обвинительное заключение, в котором говорилось, что Егоров «систематически, совместно с з/к Грабовским проводил среди заключенных активную к/р агитацию пораженческого характера».
На предложение назвать фамилии лиц, ведущих контрреволюционную подрывную работу в лагере, о. Лев ответил отказом: «...мне не известно, кто этим занимается, но даже если бы я что-нибудь знал о лицах, ведущих к/р подрывную работу в лагере, то все равно об этом ничего не сказал бы, так как по моим убеждениям мне чуждо всякое доносительство».
Вместе с архимандритом Львом был осужден его приятель - заключенный Матиас Грабовский, немецкий мастер-чулочник, когда-то в 1917 году дезертировавший из немецкой армии и с тех пор живший в России.
Желая спасти от ареста своего брата - архимандрита Гурия, проживавшего в то время в Ташкенте, о. Лев ответил на допросе, что у него нет близких родственников. Однако следователь из доноса знал, что заключенный вел нелегальную переписку с братом, и стал добиваться признания этого факта. На что о. Лев твердо заявил, что за время нахождения в Ахпунском отделении не вел никакой переписки - ни легальной, ни нелегальной.
Судя по записям допросов, несколько соседей Егорова по бараку под угрозами заявили, что он вел систематическую антисоветскую агитацию. В частности, осужденный на 10 лет брянский крестьянин Пономарев показал: «О своем прошлом он мне ничего не рассказывал. Он ведет себя очень скрытно и никогда ни с кем не беседует на политические темы, хотя систематически читает газеты. Лично мне он доверял, и когда около нас с ним не было никого из посторонних, высказывал свои контрреволюционные настроения, говоря, что был и всегда будет непримиримым врагом сов.власти. В беседах со мной он неоднократно заявлял: «Надо твердо верить в силу бога, тогда все будет хорошо, а нашим мучениям скоро придет конец». Егоров систематически говорил: «Зачем совершилась эта проклятая революция, как хорошо нам жилось раньше при царе-батюшке, ну ничего, скоро снова все изменится и вернется доброе старое время». Касаясь вопроса введения новой конституции, он говорил: «Конституция - это очередной обман большевиков в целях дурмана масс».
На последнем допросе архимандрит Лев сказал: «Виновным себя я не признаю. И хотя я по убеждениям являюсь антисоветским человеком, но контрреволюционной агитации среди лагерников я не проводил. Я являюсь глубоко религиозным человеком, посвятившим всю свою жизнь служению Богу, и целью моей жизни является пропаганда религии в массах. Я ее вел, веду и вести буду».
13 сентября обвинительное заключение утвердил начальник отдела охраны лагеря лейтенант госбезопасности Писклин, и в тот же день Тройка Управления НКВД Западно-Сибирского края приговорила заключенного Егорова Леонида Михайловича к высшей мере наказания. Он был расстрелян 20 сентября 1937 года. Сведения о месте казни и захоронения в архивно-следственном деле отсутствуют.
История кончины отца Льва до недавнего времени оставалась неизвестной. Органы госбезопасности сообщили родственникам ложную информацию о его смерти 25 января 1942 года в лагере поселка Осинники Кемеровской области от несчастного случая на шахте. Эти сведения попали во все опубликованные в 1990-е гг. биографические справки. Точные обстоятельства заключения и смерти отца Льва были выявлены при архивных исследованиях петербургским историком М. В. Шкаровским.
Канонизация:
В 2003 году Священный Синод РПЦ причислил архимандрита Льва (Егорова) к лику святых новомучеников и исповедников Российских по представлению Санкт-Петербургской епархии.
Тропарь, гллс 1:
Верный ученик Христа даже до смерти быв,/ преподобномучениче Льве приснопамятне,/ подвиги бо поста и кровию мучений/ землю Русскую освятил еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Прославльшему тя с новомученики Российскими.
Кондак, глас 3:
Мирскаго мятежа удалився,/ добре Богу послужил еси,/ во дни же гонений на Церковь Русскую,/ кровь твою за Христа пролиял еси/ и страданьми твоими землю нашу обагрил еси./ Темже молися, преподобномучениче Льве,/ сохранитися ей в Православии и благочестии/ до скончания века.
Источники:
• Лев (Егоров Леонид Михайлович) - Электронная база данных: Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. ПСТГУ. pstbi.ccas.ru
• Священномученик архимандрит Лев. lavra.spb.ru
• Преподобномученик Лев (Егоров): Я вел, веду и всегда буду вести религиозную пропаганду...
pravmir.ru prepodnobnomuchenik-lev-egorov