Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский († 1918)
Дни памяти:
25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
25 янв./7 февр. – День мученической кончины Воскресенье перед 26 авг./8 сен. (переходящая) – Собор Московских святых
3-я неделя по Пятидесятнице (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых
28 авг./10 сен. – Собор Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах
30 июля/12 авг. – Собор Самарских святых 14/27 июня – Обретение мощей (1992)
Священномученик Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился в селе Малая Моршка Моршанского уезда Тамбовской губернии. Запись о рождении в метрической книге местной церкви гласила: «Младенец мужского пола Василий, родился 2 января 1848 г., крещен 4 января того же года священником Петром Федоровичем Никольским. Родители: Никольской церкви священник Никифор Сергиев Богоявленский и законная жена его Ирина Антонова. Оба православного вероисповедания. Восприемники: той же церкви священник Петр Федоров Никольский и вдовая дьячиха Ирина Карпова».
В благочестивой и дружной семье Богоявленских, кроме Василия, было много детей: братья Иван (1844 г.р.) и Федор (1851 г.р.), сестры Евгения (1845 г.р.), Александра (1846 г.р.), Евдокия (1847 г.р.) и Елена (1853 г.р.). Жизнь сельского священника сопровождалась обычным крестьянским трудом, к которому с малолетства приучались и дети. Все члены причта имели небольшие участки земли, которые сами и обрабатывали. Большим подспорьем была домашняя живность. Денежное содержание причта даже в достаточно богатых селах было не очень большим, а приход Малой Моршки в богатых не числился.
В 1857 г. семью Богоявленских посетило страшное горе - смерть отца: «10 июня умер, 13 июня отпевали. Умер от горячки». Отпевал все тот же священник Петр Никольский, с которым отец Ники- фор много лет прослужил вместе. Ровно через месяц - новая беда: 10 июля того же года умирает одна из сестер Василия - Александра.
Потеря кормильца сильно осложнила положение семьи. Тем более что трем сыновьям нужно было дать образование. К моменту смерти отца в Тамбовском духовном училище уже учился Иван, 1 сентября 1858 г. сюда же поступает Василий, а спустя два года в училище отправился и Федор.
Дети, поступившие в училище в 7-8 лет, заканчивали его к 14-15 годам, пройдя через три класса, или иначе, отделения - низшее, среднее и высшее (в каждом по два года).
Тамбовское духовное училище к моменту поступления в него Василия Богоявленского как раз отметило свое 40-летие. Василий жил в бурсе (училищное общежитие). Бурсацкая жизнь для детских неокрепших душ была серьезным испытанием, которое не все выдерживали. Но все же более справедлива оценка, данная бурсе митрополитом Вениамином (Федченковым), учившимся в 1-м Тамбовском духовном училище: «Конечно, анекдотических рассказов в духе «Бурсы» Помяловского можно было бы написать немало, но это было бы обидной неправдой... Общая картина, оставшаяся в моей памяти, приятельская, хорошая, мирная». По успехам в учебе и поведении по итогам учебного года воспитанников делили на три разряда. Василий за время обучения всегда был в первом разряде. Все годы обучения братья находились на казенном содержании, получали бесплатное питание в столовой, одежду, денежное пособие. Поведение их характеризовалось как «очень хорошее».
В 1864 г. Василий Богоявленский оканчивает Тамбовское духовное училище и как один из лучших учеников зачисляется без экзаменов в низшее отделение Тамбовской духовной семинарии. Среди преподавателей того времени было немало интересных и незаурядных личностей, которые, без сомнения, оказали большое влияние на формирование характера и взглядов Василия Богоявленского. Один из них - протоиерей Иван Максимович Сладкопевцев. Всякий, кто читал проповеди будущего владыки, может заметить в них удивительную стройность и ясность мысли. Отчасти это результат педагогического труда Сладкопевцева, который долгое время преподавал логику, психологию и философию. Под влиянием Ивана Максимовича Богоявленский в молодые годы всерьез увлекся этими науками.
В эти же годы здесь получил образование его земляк, будущий митрополит Антоний (Вадковский), а также Д. Астров и А. Спасский, ставшие впоследствии преподавателями этой семинарии. Пройдя успешно первые два года обучения (низшее отделение), в третий год по результатам учебы Василий становится шестым в первом разряде. Закончил семинарию Василий Богоявленский в 1870 году четвертым в списке первого разряда (впереди поставлены только Ал. Спасский, Ал. Гремяченский и Ив. Назарьев).
После окончания семинарии Василий Богоявленский вместе со своим другом Алексеем Спасским для дальнейшей учебы был направлен в одно из старейших высших духовных заведений Российской Империи - в Киевскую духовную академию. В те годы в академии училось много малороссов, сербов и болгар, были даже арабы. Без сомнения, годы, проведенные Богоявленским в Киевской академии, явились временем упорных трудов в постижении наук. Свидетельство тому - первая печатная работа, перевод с немецкого «Логики» доктора Ганемана, изданная в Киеве в 1874 году.
6 февраля 1874 г. Богоявленский пишет прошение в правление семинарии о принятии его преподавателем на вакантную кафедру гомилетики и литургики. 13, 16 и 17 мая 1874 г. в присутствии комиссии профессоров и доцентов церковно-практического отделения Василий Никифорович выдержал испытание и получил «право на занятие в Семинарии кафедры гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей». В июне кандидат богословия В. Н. Богоявленский приехал в г. Тамбов для прохождения службы преподавателя в местной семинарии.
Молодой преподаватель взялся за новое для себя дело, «не жалея трудов и сил своих». Однако сам предмет преподавания, с «сухим перечнем частей богослужения и с теоретическим изложением правил церковного красноречия», не удовлетворял Василия Никифо- ровича. Поэтому, как только освободилась кафедра Св. Писания в семинарии, Богоявленский обращается в правление с просьбой о переводе. В мае 1875 г. назначение состоялось.
Первая житейская проблема, с которой столкнулся Василий Никифорович, - недостаток денежных средств. Поэтому уже в сентябре 1874 г. Богоявленский вынужден подрабатывать, определившись учителем географии в епархиальное женское училище (здесь он преподавал до 15 августа 1878 г.). С жильем было проще, так как при семинарии холостым преподавателям предоставлялась комната.
В 1876 г. в жизни Василия Никифоровича произошли значительные перемены. Он женился. Его избранницей стала дочь кирсановского протоиерея о. Василия Салтыкова - Александра. 31 марта 1876 г. распорядительное собрание семинарии на своем заседании рассматривало «прошение преподавателя В. Богоявленского от 30 марта 1876 г.», в котором он просил выдать билет и, «по случаю бракосочетания, которое последует 11 апреля 1876 г., разрешить отпуск на 14 дней до 24 апреля». Обе просьбы были удовлетворены. После заключения брака молодая семья снимает квартиру в городе. Расходы на жизнь увеличиваются. Василий Никифорович находит еще одну подработку, устроившись учителем географии в Тамбовской мужской гимназии, а в Тамбовской семинарии он, помимо Св. Писания, еще преподает немецкий язык.
Кроме преподавательской деятельности, Василий Богоявленский находит время и для научной работы. В местных «Епархиальных ведомостях» печатается «Слово в неделю Ваий». По своей форме это проповедь, по сути - небольшой духовный очерк, в котором есть и собственный опыт, и отголоски тех споров, которые велись в среде семинарских преподавателей. В «Слове» выражена мысль, которую будет повторять Василий Никифорович и став священником, и будучи митрополитом: «Безропотно переносите ваши страдания, как бы это не было тяжело и больно для вас.».
Добросовестный, исполнительный и аккуратный преподаватель быстро продвигался по служебной лестнице. 25 апреля 1879 г. он получает чин коллежского асессора, а в 1880 г. представлен к чину надворного советника, награждается орденом св. Станислава III степени. К 1880 г. материальное положение семьи Богоявленских стабильно и вполне достаточно. Омрачала жизнь молодой семьи болезнь Александры Богоявленской. Василий Никифорович не терял надежды на выздоровление больной туберкулезом супруги и делал все возможное к этому. Так, по совету врачей, он с женой почти каждый год во время своего отпуска ездил на курорт Кавказа.
Педагогическая деятельность не вполне удовлетворяла Василия Никифоровича: ему казалось, что талант, данный Богом, используется им не по назначению. Алексей Спасский по-дружески утешал его: «Не сокрушайся, что ты не видишь пока внушительных результатов твоей многоплодной педагогической деятельности. Зрелый плод рано или поздно оценит твой труд и брошенное тобою семя принесет плод сторицею».
Принятие священного сана было постоянною думою Василия Никифоровича, а его долгие сомнения были связаны не только с мыслью о том, действительно ли он достоин священства и понесет ли этот крест, но и с тем, что тяжесть этого выбора должна разделить и больная жена.
Богоявленский был на хорошем счету у епархиального начальства и при желании мог, приняв сан, остаться в Тамбове и одновременно преподавать. Но он решается быть пастырем не в губернском городе, а в уездном.
23 ноября 1882 г. резолюцией Преосвященного епископа Тамбовского преподаватель Тамбовской духовной семинарии В. Н. Богоявленский определен священником в Покровский собор г. Козлова на
должность помощника настоятеля. 30 января того же года Василий Никифорович рукоположен во диакона, а 31 января - в иерея.
Первые впечатления, связанные с новым родом деятельности, подвигли отца Василия в традиционном для начинающего священника «Слове при вступлении на паству», четко и ясно сформулировать задачи, стоявшие, на его взгляд, перед каждым пастырем. Это своеобразный ответ вопрошавшим его: «На чем основывается твоя уверенность, что ты можешь еще что-нибудь сделать в этой должности?» Он отвечал на это: «Нужны такие деятели, каковым желал бы быть и я, которые не потворствуют страстям человеческим, но, по примеру Спасителя, беспристрастно снимают маску с лица и прямо говорят, что нужно для него, что для меня». По мнению отца Василия, главная задача священника в настоящий момент - быть пастырем для людей, потерявших веру. И в этом трудном деле единственной поддержкой, дающей энергию в деятельности пастыря, является любовь Господня. Для него нет сомнений в том, что именно пастырским служением он может принести максимальную пользу Церкви Христовой.
Священник Богоявленский очень быстро завоевал уважение прихожан и приобрел авторитет среди местного духовенства. Свидетельством тому избрание его уже в 1882 г. депутатом сначала на окружной съезд духовенства, а с 1883 г. и на епархиальный, где он избирается председателем. В том же году отец Василий становится благочинным 1-го Козловского городского округа. На этой должности сполна проявилась основная черта его характера: «необыкновенная выдержка всех действий и поступков». Проходя эту административную должность, он «никого не затронул, никого не обидел, со всеми был ровен, в обращении со всеми одинаково приветлив, ко всем благожелателен.», «тихо и незаметно, без шуму, без неприятностей все направлял к своим целям и желаниям», твердо, но мягко осаживая непокорных, завоевывая расположение людей только любовью. Это был его принцип: любовь побеждает все. И этому принципу он был верен до конца своей жизни.
Деятельность о. Василия в качестве благочинного положительно отразилась на жизни козловских приходов. Видимым знаком упорядочения церковноприходской жизни в Козлове стало создание 24 апреля 1883 г. Братства при кладбищенской Крестовоздвиженской церкви. Первым его председателем единогласно избрали о. Василия Богоявленского. Для города масштабов Козлова создание Братства
стало делом историческим. Ничего подобного прежде не было. Здесь в одном благородном деле соединились силы прихожан и духовенства. Отец Василий с амвона не раз убеждал прихожан участвовать в деле Братства, доказывая, почему именно такой тип благотворительности наиболее предпочтителен: «... потому что под личиной бедности сплошь и рядом гнездится тунеядство, леность, пьянство.». Поэтому, подавая милостыню, человек только наполовину исполняет заповедь Христову, «а вопрос об удовлетворении нуждающейся массы нищенствующих остается неразрешенным». Тогда такие мысли и такой взгляд на благотворительность для многих был внове. Впрочем, слова будущего митрополита пали на добрую почву и со временем дали свой плод. Несмотря на трудности первых лет существования, Братство смогло выжить и впоследствии занимало одно из почетных мест в ряду подобных учреждений епархии.
С 3 сентября 1883 г. «согласно прошению», движимый жаждой самостоятельной деятельности, отец Василий становится настоятелем Троицкой церкви г. Козлова. Как глава прихода именно здесь он мог в полной мере реализовать свои планы и идеи.
Прежде всего он обратил внимание на упорядочение богослужения. Сам совершал его «чинно, стройно и благоговейно». Привлекал людей и своими проповедями. Больше двух лет настоятельство- вал о. Василий в Троицкой церкви и мог бы и дальше проходить на этой должности свой жизненный путь, но Бог судил иначе. Осенью 1885 г. умерла от чахотки жена отца Василия. Осень и часть зимы он еще служил в Троицкой церкви, но одиночество влекло к иночеству, и 18 декабря 1885 г. о. Василий подал прошение о пострижении в монашество. «8 февраля (1886 г.), в субботу, за всенощной, в архиерейской Крестовой церкви, пострижен священник Троицкой церкви г. Козлова Вас. Богоявленский, 9 февраля возведен в сан архимандрита» - так об этом событии написали в местных «Епархиальных ведомостях». Указ о возведении в сан архимандрита от Св. Синода последовал еще 6 января 1886 г. Постриг совершал епископ Тамбовский и Шацкий Виталий. Отец Василий получил новое монашеское имя - Владимир и был назначен настоятелем Козловского Троицкого мужского монастыря.
В начале февраля архимандрит Владимир приступил к исполнению своих обязанностей. 21 сентября 1886 г. состоялось значительное событие в истории обители - освящение вновь отремонтиро
ванного (ремонт начался еще при прежних настоятелях) Троицкого храма. Но уже 6 октября последовал указ Св. Синода о назначении архимандрита Владимира настоятелем Новгородского Антониева монастыря и членом Новгородской духовной консистории.
13 июня 1888 г. в Троицком соборе Александро-Невской Лавры архимандрит Владимир был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил Новгородский и С.-Петербургский митрополит Исидор (Никольский). В слове на наречение владыка Владимир выразил свое представление об архиерейском служении: «Приемлющий на себя это служение, - сказал он, - должен принимать это как талант, вручаемый ему Господом, при условии возвращения с лихвою и под страхом в противном случае быть вверженным в кромешную тьму; должен принимать его как служение раба, поставленного разделять верно и благовременно евангельскую пищу домочадцам Господина, опасаясь за неверность и нерадение быть рассеченным (Мф. 24:45-51); должен принимать его как чреду пастыря словесных овец, с обязанностью водить их на пажити добрые и защищать от волков, не щадя себя самого, чтобы не впасть в суд нерадивого наемника; должен принимать его как пост стража людей Господних, чтобы немолчно возвещать им о всякой опасности и неусыпно блюсти их спасение, со страшной ответственностью платить своей кровью за кровь каждой души, погибшей от его беспечности. Какой великий подвиг, какое тяжкое бремя для сил человеческих, не говоря уже о собственной немощи!»
Епископ Владимир проявил себя деятельным помощником митрополита Исидора в управлении Новгородской епархией. Уже в начале своего архипастырского служения в качестве викария стал предпринимать меры, чтобы расширить круг деятельности священнослужителей и активных мирян. Как архиерей он стал председателем Братства Святой Софии Премудрости Божией, которое занималось широкой издательской и просветительской деятельностью. 16 октября 1888 г. епископ положил начало внебогослужебным собеседованиям в Софийском кафедральном соборе по воскресным дням после вечерни и чтения акафиста Иисусу Сладчайшему. Владыка Владимир сам осенью и зимой 1888/89 г. прочитал в Софийском соборе цикл из 18 бесед, посвященных религиозно-нравственному воспитанию детей. Показывая духовенству пример пастырского служения, владыка требовал такого же направления деятельности и от своих подчиненных.
В 1890 году, вполне ознакомившись в течение двух лет с положением дел в викариатстве, он издал следующее распоряжение: «В видах пробуждения от нравственного усыпления беспечных чад Православной Церкви необходимо побудить духовенство епархии к усилению своей пастырской бдительности, вменив ему в обязанность усилить проповедь и молитвенные упражнения, отправлять по воскресным дням торжественные вечерни, читать акафисты и вести внебогослужебные собеседования о предметах веры и нравственности».
Викарный епископ Владимир объезжал храмы епархии, составляя журналы с подробными сведениями о клире, церкви, приходских школах, стремился оживить приходскую жизнь. Для повышения образовательного уровня клириков по его распоряжению был подготовлен список книг, которые обязательно должны быть в церковных библиотеках. 19 августа 1890 г. владыка присутствовал на открытии в Новгороде епархиальной публичной библиотеки.
Епископ Владимир уделял много внимания церковноприходским школам, его заботами получила новую жизнь школа при Варлаамие- вом Хутынском монастыре.
Владыка считал одной из важнейших задач борьбу с пьянством, читал проповеди на эту тему, убеждал духовенство заботиться об искоренении этого порока.
Благодаря ему в епархии были учреждены 2 должности епархиальных миссионеров.
15 июля 1888 г. епископ Владимир возглавил в Новгороде празднование 900-летия Крещения Руси. В сентябре того же года состоялось перенесение Старорусской иконы Божией Матери из Тихвина в Старую Руссу. Владимир (Богоявленский), епископ Старорусский возглавил торжественную встречу Святыни. 17 сентября владыка совершил молебен перед иконой на городской площади в присутствии 20 тыс. богомольцев, на следующий день служил литургию в соборе старорусского Спасо-Преображенского монастыря. В память об этом событии 18 сент./1 окт. стало одним из дней празднования Старорусской иконе Божией Матери.
В октябре 1890 г. архиерей возглавил торжества по случаю 150-летия Новгородской духовной семинарии.
Характеризуя по прошествии десятилетий деятельность Владимира (Богоявленского) в Новгороде, митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) писал: «На нем исполнились слова святого апостола Павла: духом горяще, Господеви работающе (Рим.12:11). Он действительно горел духом, пламенел ревностью по Дому Бо- жию, которая снедала его. Эта ревность выражалась прежде всего в неустанном проповедовании слова Божия. Самая манера его проповедования свидетельствовала об этом горении духа. Слабый, болезненный телом, с тихим голосом, он во время произнесения проповедей преображался, воодушевлялся, голос становился крепким, и силою горячего слова он пленял умы и сердца слушателей. Будучи сам усердным служителем слова Божия и проповедником, он и пастырей Церкви побуждал проповедовать.». «Новгородцы вспоминали о нем как о выдающемся проповеднике, архипастыре кротком, доступном для всех».
19 января 1891 г. епископ Владимир был назначен на Самарскую кафедру, где он стал пятым архиереем с момента образования Самарской епархии.
Епископ большое значение придавал церковному образованию, и благодаря его заботам было открыто около ста пятидесяти церковноприходских школ. «Обязанность учить детей издревле лежала на духовенстве, - не уставал повторять владыка, - и оно постоянно выполняло этот священный долг с беззаветной преданностью. Главное - необходимо внушать детям страх Божий. Но вместе с тем необходимо помнить, что изучение это должно совершаться сердцем, а не одним только умом, а это достигается через научение детей молитве в самом раннем возрасте, еще до поступления в школу». В Самаре так же, как и в Новгороде, владыка положил начало вне- богослужебным чтениям, на которых слушателям предлагались повествования религиозно-нравственного содержания из духовных журналов и книг или личные наставления священников. Такие чтения совершались в разных храмах поочередно. Со временем ему удалось привить народу любовь к этим чтениям, и люди уже заранее спрашивали, «где будет читать владыка акафист». Для интеллигенции владыка открыл в здании Городской думы бесплатные чтения религиозного содержания. Проходившие в вечернее время, они охотно посещались всеми сословиями.
В Самаре было основано религиозно-просветительское Братство имени святителя Алексия, главная цель деятельности которого состояла в религиозно-нравственном просвещении народа, в улучшении церковно-школьного дела, в поддержании воскресных школ и снабжении их бесплатными учебниками, в содействии увеличению числа церковноприходских библиотек.
В 1892 году Самарскую губернию поразили два бедствия: голод от неурожая и разразившаяся после него эпидемия холеры. Владыка учредил епархиальный комитет для сбора средств и раздачи пожертвований, такие комитеты были учреждены и во всех уездных городах епархии. По его благословению были составлены списки лиц, нуждающихся в первоочередной помощи. При монастырях и богатых приходах были открыты столовые и чайные для бедняков, а всех учащихся кормили бесплатно. Во время эпидемии холеры владыка стал устраивать на площадях Самары общенародные молебствия об избавлении народа от губительной болезни перед чтимым образом Смоленской иконы Божи- ей Матери. Епископ сам посещал лазареты, ободряя и утешая больных словом и совместной молитвой. «Призрение за больными - это одно из таких добрых дел, которые никогда не останутся без награды», - говорил он. Когда эпидемия достигла таких размеров, что на холерном кладбище стали хоронить одновременно сотни людей, владыка стал служить здесь панихиды о новопреставившихся. Однако когда скорби отступили, владыка после очередного молебна отметил: «К сожалению, едва только удаляется от нас гнев Божий, жизнь города начинает уже опять принимать тот вид, какой она имела до болезни: храмы Божии снова пустеют, площади града опять оглашаются бесчинными плясками, бесстыдными песнями».
18 октября 1892 года епископ Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Во время прощания к владыке сошлись богомольцы со всей Самары. Владыка с амвона сказал: «Вы слышали, что я уезжаю от вас... Далек и небезопасен мой путь, тяжелые труды предстоят мне; да поможет мне Господь Бог и святая Нина - просветительница Грузии! Прошу вас: молитесь обо мне, - мне это теперь всего нужнее! Я же, со своей стороны, никогда не забуду в своих молитвах моего «первенца» - паству Самарскую».
В последний день прощания владыка совершил богослужение в кафедральном соборе и, обращаясь к пастве, сказал: «Боже мой! На мои рамена предстоит принять подвиг, под бременем которого изнемогали и сильнейшие меня! После малой ладьи, которой управлял я доселе, мне вручается управление большим морским кораблем. О, какое умение, какая опытность должна быть у кормчего, который призывается вести духовный корабль по волнам житейского моря, среди скал и подводных камней, в опасении нападения духовных разбойников!»
По пути на место своего нового служения в Тифлис архиепископ ознакомился с состоянием храмов, с нуждами, бытом паствы и пастырей. В огромной вверенной попечению владыки епархии дела обстояли далеко не благополучно, и, кроме распространившегося повсеместно порока пьянства, на Кавказе нашли себе приют множество сект, процветало язычество и своекорыстный национализм. Прибыв в Тифлис, архиепископ Владимир открыл во многих церквях города внебогослужебные религиозно-нравственные чтения. Будучи ревностным проповедником, он к проповедничеству призывал и духовенство города.
Стараниями святителя в одном из беднейших районов города, Колючей Балке, был основан молитвенный дом во имя святителя Феодосия Черниговского и стали совершаться богослужения. В помещении Тифлисской церковноприходской школы стали проводиться занятия для детей, не имеющих возможности посещать учебные заведения. Кроме общеобразовательных предметов, девочек здесь обучали рукоделию. В районе, населенном иноверцами, стараниями владыки был построен храм в честь Казанской иконы Божи- ей Матери с залом для собеседований, в котором стали проводиться религиозно-нравственные беседы. Благодаря усилиям архиепископа
даже раскольники, сектанты, монофизиты, католики, мусульмане и лютеране стали отдавать своих детей в православные церковноприходские школы. Его трудами на Кавказе было открыто более трехсот церковноприходских школ и устроена духовная семинария в Кутаиси.
Во время эпидемии холеры в Закавказье в 1893 году всецело проявились выдающиеся организаторские способности владыки. Получив 7 августа из Комитета народного здоровья известие о том, что в последних числах июля обнаружены случаи заболеваний азиатской холерой в Тифлисе, архиепископ Владимир призвал все население города к общей молитве. 15/28 августа, в день праздника Успения Божией Матери, состоялся крестный ход, прошедший по тем частям города, где обнаружились начатки эпидемии. После молебна на площади владыка обратился к народу с такими словами: «Постигшая нас болезнь не есть дело случая, как могут думать некоторые. Это дело правосудия Божия, кара Всемогущего, бич Божий, простертый для нашего же испытания и отрезвления. В Священном Писании много примеров, уверяющих, что всегда Бог отводил в сторону Свой меч, направленный на человека, если только последний, заметив его, вразумлялся и старался избавиться от меча Божия».
17 октября 1897 г. архиепископ Владимир учредил епархиальное духовно-просветительское миссионерское Братство, главной задачей которого стало распространение и утверждение в обществе истинных понятий о православной вере. Благодаря владыке оживилась деятельность «Общества восстановления православного христианства на Кавказе». Много времени архиепископ проводил в поездках по сельским приходам и находящимся в самых глухих и отдаленных местах обителям, труднодоступным из-за горной местности. Благодаря его энергичной деятельности в различных местах экзархата было построено более ста новых храмов, возобновлены службы в недействовавших, восстановлен Мцхетский собор, Сатарский и Семейский монастыри. За годы службы в Закавказье архиепископ Владимир был награжден в 1895 г. бриллиантовым крестом на клобук, в 1896 г. - панагией, украшенной драгоценными камнями. Однако подвижническое служение архиепископа Владимира в Закавказье было омрачено многими искушениями и сопровождалось многими чинимыми его начинаниям препятствиями. Националистически настроенная часть грузин
ского общества и клира относилась к нему враждебно. Из Грузии в Синод поступали многочисленные жалобы на святителя, полные клеветы и наветов. Современники свидетельствовали, что «нестя- жательность, простота, всем известное трудолюбие, исправность во всем, даже, и по преимуществу, иноческое целомудрие, - все в экзархе подвергалось заподозриванию и всевозможным клеветническим доносам». Совершая в Казанском храме в Тифлисе последнюю службу, владыка Владимир сказал: «Пастыри Церкви первее всего обязаны учить свою паству, и учить не одним словом или проповедью, но еще более делом, добрым житием, личным примером».
21 февраля 1898 г. архиепископ Владимир был назначен на Московскую кафедру и возведен в сан митрополита Московского и Коломенского.
Его помощниками - викариями Московской епархии - стали выдающиеся церковные деятели: 28 февраля 1899 г. митрополит возглавил хиротонию архимандрита Арсения (Стадницкого) во епископа Волоколамского, 1 июля 1901 г. состоялась хиротония архимандрита Трифона (Туркестано- ва) во епископа Дмитровского, 29 июня 1906 г. архимандрита Анастасия (Грибановского) во епископа Серпуховского.
Начав свое архипастырское служение в Москве, митрополит Владимир применил здесь весь тот опыт, который он приоб-
рел в предыдущей деятельности. И прежде всего он призвал духовенство чаще совершать богослужения и произносить проповеди. Для этого он открыл новые вакансии при столичных приходах и пригласил туда талантливых проповедников. На первых порах это не вполне понравилось столичному духовенству. Но митрополит Владимир знал, что единственное средство сделать свои распоряжения действенными - это самому первому их исполнять. И сам каждую неделю регулярно проповедовал на Троицком подворье.
Владыка с поразительною литературной плодовитостью откликался на все животрепещущие вопросы времени: вопросы социальные, государства, общества, семьи, личности; вопросы богатых и бедных, рабочих и работодателей, труда и капитала; вопросы религии и морали, веры и науки, веры и неверия; вопросы трезвости, церковной дисциплины. - все это находило разрешение в печатном слове владыки, и это слово он в огромном числе экземпляров издавал и раздавал бесплатно народной массе, рабочим, учащимся, пастырям.
16 июня 1902 г. благодаря трудам митрополита Владимира в аудитории Императорского исторического музея на Красной площади были открыты общеобразовательные курсы для рабочих Москвы. Открытие курсов привлекло множество народа, вся аудитория исторического музея, с прилегающими к ней помещениями, была переполнена. В конце молебна митрополит Владимир обратился к рабочим со словом, в котором, обрисовав нужность и полезность подобных чтений, сказал: «Две силы в мире ведут борьбу из-за господства - это сила добра и сила зла, и первая всегда встречала и встречает препятствия со стороны последней. Доказательством сему - Сам Господь, заплативший Своею кровию за любовь к человеческому роду, доказательством тому и целый сонм мучеников, пострадавших за имя Христово. И, однако, не тот прав, кто с отчаянием говорит: «Все погибло, ничто уже не поможет», но прав наш Спаситель, Который говорит: «Жатва многа». Не тот прав, кто везде и всюду видит только зло и неисправимую порчу нравов, но тот, кто усматривает в людях черты, которыми Господь все еще привлекает к Себе народ Свой вопреки всякому противодействию со стороны людей».
Исключительно благодаря заботам и попечению митрополита Владимира в Москве в 1903 году был открыт Епархиальный дом, в котором был возведен храм во имя святого равноапостольного великого князя Владимира; впоследствии этот дом по прошению московского духовенства к Святейшему Синоду получил название Владимирского в честь своего создателя митрополита Владимира. Владимирский епархиальный дом стал центром просветительской и миссионерской деятельности в Москве. В нем все духовенство Москвы поочередно совершало богослужения и произносило проповеди. Ответственным за проповедническую деятельность был поставлен протоиерей Иван Восторгов. В Епархи
альном доме разместились многие благотворительные учреждения, редакции духовных журналов, Кирилло-Мефодиевское братство с епархиальным училищным советом, книжный магазин и склад изданий отдела распространения духовно-нравственных книг, библиотека с читальным залом, православное миссионерское общество, попечительство о бедных духовного звания и другие епархиальные учреждения. В большом зале проводились богословские чтения, чтения для рабочих, лекции, беседы и духовные концерты. Владыка открывает четыре должности епархиальных миссионеров, учреждает миссионерское Братство во имя Воскресения Христова и его отделы в епархии, специальный Московский Епархиальный Миссионерский совет, Братство святителя Алексия при Чудовом монастыре, расширяет деятельность противораскольничьего Братства святителя Петра, открывает ежегодные епархиальные миссионерские курсы для духовенства епархии. Развитие сектантства в России привело владыку к мысли о насущной потребности приспособить и нашу высшую духовную школу к служению Православной миссии. С 1907 года он усиленно заботится об открытии в Московской духовной академии специальной кафедры по «Истории и обличению сектантства». Заботы владыки увенчиваются успехом: такие кафедры были открыты во всех духовных академиях.
Архипастырь часто посещал духовно-учебные заведения, заботился и об их материальном благополучии. Он устроил здания для Перервинского духовного училища, переустроил здания духовных училищ Заиконоспасского и Донского, а также и женского Филаре- товского, открыл третье женское епархиальное училище при Московском Скорбященском монастыре, построил дом для квартир преподавателей Московской духовной семинарии. Преподавание Закона Божия в светских учебных заведениях всегда было близко сердцу владыки, и он созывал съезды законоучителей для обсуждения насущных нужд по данному предмету.
Митрополит Владимир явился выдающимся церковным деятелем на поприще борьбы с народным пьянством. «Московское Епархиальное Общество борьбы с пьянством», его многочисленные отделы, его издательская журнальная и другого вида деятельность, наконец. первый под кровом Церкви Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, потребовавший немало средств и всяких забот, - все это плод исключительных трудов и за
бот Высокопреосвященного Владимира, который вложил в это дело столько инициативы, личных трудов - литературных, организаторских и лекторских, а также и материальных средств, что невольно приходишь в священный трепет при виде этой стройной и громадной работы, запечатленной характером истинного подвига в борьбе за Трезвую Русь, - я говорю подвига, потому что здесь мы имеем дело действительно с подвигом абсолютного воздержания митрополита Владимира от всяких спиртных напитков, что служит главным фактором вдохновенной работы и московского духовенства на ниве отрезвления народа», - писал миссионер Московской епархии Иван Георгиевич Айвазов, подводя итог деятельности митрополита Владимира в Москве.
Будучи духовным руководителем Великой княгини Елисаветы Федоровны (прославлена в лике святых в 1992 г.), митрополит Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители в Москве на ул. Б. Ордынке.
29 декабря 1907 г. митрополит Владимир положил начало Зла- тоустовскому религиозно-философскому кружку учащихся, нашедшему себе приют в Епархиальном доме. Кружок ставил своей целью «содействовать распространению религиозно-философских идей среди учащейся молодежи, в духе строго-православно-христианском, по руководству Святой Церкви».
Обратившись во время собрания кружка к верующей молодежи, владыка сказал: «Кто не может подавать пример благочестия дома, тот не может быть учителем и в Церкви Христовой. Недостаточно для цехового или другого какого-нибудь сословия, если член его умеет кроить, шить, кузнечить, плотничать, строить здания или торговать. Он должен быть - и это главное - истинным христианином. Но готовится ли, спросим мы, наше юношество к этой цели? Начнем с того: сколько найдется между нашими подмастерьями, приказчиками, половыми в гостиницах таких, у которых есть Библия или, по крайней мере, хоть Новый Завет? Из сотни едва ли найдете и одного. Большая часть из них совсем и не заглядывает в Библию. Катехизис, если он и изучался когда-нибудь ими, забыт. Церковь для них по большей части не существует. По целым годам они сюда и не заглядывают. (...) Что же они делают? День отдают работе, первую половину воскресенья или праздника тоже, а вечер удовольствиям. Не таким, где не забывается страх и закон Божий, а таким, последствием которых бывает растрата сил физических и духовных. Но и во время работы в будничные дни - что служит предметом для их разговоров? Предметы нечестия, неверия и безнравственности. Если вступает в среду их новичок, у которого цело еще религиозное чувство, то он чувствует себя здесь, как Даниил в пещере львов. Скажи он только хоть одно слово о грехе, покаянии и искушении, как его тотчас же осыпят, как градом, насмешками. Могут ли из такой среды выйти впоследствии серьезные отцы для семейства и верные, твердые граждане для государства? В песке и тине не растут дубы, - они требуют более твердой почвы. Что же выходит из-под такого влияния? Юноши, которые забыли своего Бога и Спасителя и своих родителей. Для приобретения научных знаний и внешнего просвещения нашего юношества забот полагается много, а для внутреннего, духовного просвещения очень мало. (. ) Кто же должен это делать? Все должны дружно взяться за это дело. И правительство, и Церковь, и граждане, и господа фабриканты, родители и учителя. Мы жалуемся, что у нас нет сейчас людей сильных духом и волею, жалуемся, что ныне нет людей, на верность коих можно было бы положиться, что слова и обещания у всех, как трость, колеблемая ветром; жалуемся, что наше поколение колеблется от всякого ветра общественного мнения, что нет у нас людей, которые готовы были бы на всякое самоотвержение или подвиг ради своих ближних. Затихнут эти жалобы, если слово Божие воздействует в сердцах нашего подрастающего юношества при большем усердии к нравственному воспитанию их со стороны тех, под руководством коих они находятся. Тогда сердце их будет крепко и вера сильна. Тогда явятся и мужи силы, ибо только Господь делает мужа».
Видя, с какой быстротой распространяются в среде рабочих идеи безбожного социализма и коммунизма, митрополит Владимир одним из первых из числа архиереев вступил на миссионерское поприще, разъясняя народу пагубность этих идей, разбирая их с христианской и научной точек зрения. За пятнадцать лет своего служения в Москве владыка посетил все московские святыни, везде служил, везде проповедовал, во многих собраниях выступал с лекциями. Протоиерей Иоанн Восторгов так свидетельствует об этом: «С изумлением мы видели, как в праздничный день объезжал он, не зная усталости, свой кафедральный, первый по величине в России град, служил и
молился в трех-четырех местах, успевал потом посетить и религиозные собрания то людей образованных, интересовавшихся высшими вопросами жизни церковной, то простецов веры, жаждавших слова наставления в трезвости, в христианских добродетелях». Чтобы подъять этот чрезсильный для человеческой немощи труд, владыка каждый день вставал рано утром, а ложился в полночь, а то и позже; по делам принимал с 9 часов утра до позднего вечера, оставляя во весь день только перерыв для обеда и получасового отдыха.
23 ноября 1912 г. владыка был назначен митрополитом Санкт- Петербургским и Ладожским, первенствующим членом Святейшего Синода. Он не желал этого назначения и согласился только после письма к нему Императора Николая II. Перед переездом в Санкт-Петербург Высокопреосвященнейший Владимир приехал помолиться у святынь древнего Новгорода. 1-2 декабря 1912 г. по приглашению Новгородского архиепископа Арсения (Стадницкого) владыка принял участие в открытии Епархиального дома в Новгороде. Было заметно, что владыка скорбел, и на вопрос епископа Новгородского о причинах скорби ответил: «Я привык бывать там в качестве гостя, но я человек не этикетный, могу не прийтись там «ко двору»; там разные течения, а я не смогу следовать за ними, у меня нет характера приспособляемости».
С 30 ноября по 10 декабря 1912 г. Москва прощалась с митрополитом Владимиром. За это время с ним встретились главы всех церковных и религиозных учреждений, в создании которых он непосредственно участвовал, и для всех стало особенно очевидно величие его деятельности и его подвига, который он нес в течение пятнадцати лет. Выслушав речи и адреса, с выраженными в них чувствами любви, восхищения и благодарности, митрополит Владимир в ответном слове сказал: «В настоящее время я чувствую истинную радость, но не потому, что эти приветствия льстят моему самолюбию, исконному врагу нашего спасения, - свидетельствую это моей архиерейской совестью, - радуюсь потому, что из вашей любви я усматриваю вашу любовь к Пастыреначальнику. Он - наша жизнь, Он - задача нашей жизни, Он - альфа и омега. В наше время лукавства и безверия я с удовольствием вижу, что вы свободны от современного недуга лжи, маловерия и безразличия. Призываю благословение на вас. Да укрепит Господь вас в вере! Призываю благословение на миссионеров и желаю развития вашей полезной деятельности. Пусть этот Епархиальный дом светит, как звезда над землею, маяк над водою и свеча во тьме!»
9 декабря митрополит Владимир в последний раз служил в Успенском соборе в Кремле. Во время проповеди он попрощался в алтаре со всем многочисленным находящимся здесь духовенством и с синодальным хором. По окончании литургии владыка обратился ко всем присутствующим со словом, обнаружившим в нем искреннюю, простую и любвеобильную душу, в котором звучала любовь к пастве, к людям, к златоглавой Москве: «В жизни каждого человека нет тяжелее минуты, как минута расставанья с людьми, с которыми он был связан узами духовного родства, как в данном случае для меня является любимая мною московская паства, среди которой я пробыл пятнадцать лет. Много за это время было пережито и радостных, и печальных дней. Пришлось пережить и японскую войну, и смуту. Пришлось переживать и страшные стихийные бедствия: бурю и наводнение, причинившие массу бедствий городу Москве. Всякому известно, что несчастные события скорее всего скрепляют добрые отношения между людьми. Оно так и случилось. Я сжился с Москвою и твердо уже рассчитывал служить на кафедре Московской до конца моей жизни и здесь же сложить и свои кости. Но Всеблагий Господь судил иначе. Я верую, что Промысл Божий все делает ко благу человека; может быть, это перемещение меня принесет общую пользу. Может быть, на новом месте обновится моя энергия, обновится мой дух, чтобы исполнилось слово Писания: «Не имамы здепребываю- щаго града, но грядущаго взыскуем». Может быть, мой преемник на Московскую кафедру больше принесет пользы, нежели я. Он исправит неоконченное и проведет в жизнь новые благие начинания».
В середине декабря 1912 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир прибыл в Санкт-Петербург. В связи с переименованием Санкт-Петербурга в Петроград с 19 августа 1914 г. титуловался «Петроградским и Ладожским». Высочайшим рескриптом от 21 февраля 1913 г. владыке был пожалован крест для предношения в священнослужении. В Санкт-Петербурге митрополит Владимир поддерживал все благие начинания и добрых тружеников на ниве Христовой.
Будучи первоприсутствующим в Святейшим Синоде, святитель должен был уделять много времени общецерковным делам. В 1913 г. как председатель юбилейной комиссии занимался организацией торжеств в честь 300-летия Дома Романовых. В том же году, 12 мая, участвовал в Москве в торжествах прославления священномученика
Ермогена, Патриарха Московского. 29-31 августа возглавил празднование 200-летия Александро-Невской Лавры. 28 июля 1914 г. возглавил у себя на родине, в Тамбове, торжества канонизации Тамбовского святителя Питирима.
В Санкт-Петербургской епархии митрополит Владимир расширил права и обязанности викариев по сравнению с предшествующим временем, его незаменимым помощником стал Гдовский епископ Вениамин (Казанский). Владыка освятил ряд храмов, в том числе 15 января 1914 г. собор во имя Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. По его благословению был создан Историко-ар- хеологический комитет Санкт-Петербургской епархии.
Как и на других кафедрах, святитель полагал много сил на борьбу с пьянством. Председатель Всероссийского Общества трезвости протоиерей Миртов писал о владыке: «От архипастырского душепо- печительного взора не могла укрыться эта главная опасность, которая больше всего грозит благосостоянию русского народа и твердому стоянию его в вере и жизни христианской. Он видел, что алкоголизм вырос в страшное мировое международное зло и на борьбу с собою должен вызвать все живые охранительные силы каждой страны. Тогда как многие на вопрос о борьбе с этим злом привыкли смотреть с высокомерным невежеством, считая его мелким и недостойным внимания... святитель, вообще не всегда склонный к широким обобщениям, в этом вопросе сумел подняться на точку зрения государственного понимания и считал этот вопрос делом особенной важности и высокого церковно-общественного значения. Он ясно сознавал, что алкоголизм лежит главным камнем преткновения для русского народа на пути к его великому будущему. Живой участник всех торжественных организованных выступлений против пьянства, он не отказывался, а охотно ехал в самые трущобные места столицы, где возникала та или другая трезвенная организация, чтобы поддержать ее своим трезвенным сочувствием...».
С именем митрополита Владимира связано установление в 1913 г., по определению Синода, всероссийского церковного Дня трезвости, приуроченного к памяти Усекновения Главы св. Иоанна Крестителя (29 авг./11 сент.). В Петербурге центром проведения Дня трезвости стал Исаакиевский собор, куда прибыл многолюдный крестный ход. После литургии Высокопреосвященнейший владыка Владимир отслужил на площади перед собором молебен по особому чину «об
исцелении страждущих пьянственным недугом». Поддержал инициативу преобразования петербургского Александро-Невского общества трезвости во всероссийское братство, внес на утверждение в Синод проект его устава, председательствовал на учредительном собрании 23 ноября 1914 г.
Во время Первой мировой войны святитель не раз участвовал во всенародных молебнах «об одолении супостатов». Первый молебен состоялся 17 августа 1914 г. на Исаакиевской площади, куда сошлись крестные ходы из всех столичных церквей. По указанию митрополита Владимира в епархии был создан фонд помощи семьям призванных на войну, пожертвование в 1000 р. поступило от Петроградского святителя. 31 декабря 1914 г. в городе открылся общий церковноприходской лазарет на 70 кроватей (3 из них взялся обеспечивать сам митрополит).
В 1915 г. владыка Владимир добился аудиенции у Императора Николая II, на которой высказал протест против произвольных перемещений архиереев и влияния на внутрицерковную жизнь посторонних лиц, в частности, Г. Е. Распутина. Этот разговор привел к охлаждению отношений святителя с Императором и Императрицей Александрой Феодоровной.
23 ноября 1915 г. последовал указ Императора о переводе митрополита Владимира в Киев, на место скончавшегося митрополита Флавиана (Городецкого), с сохранением прав и обязанностей первенствующего члена Святейшего Синода.
Прощаясь с петроградской паствой, владыка сказал: «Выслушайте мой последний и, может быть, предсмертный завет! К вам, дорогие сопастыри, первое слово мое. Больше сорока трех лет Бог судил мне послужить в священном сане. Я много пережил. Испытал и сладкое, и горькое, видел и радостное, и печальное, правда - больше горького и печального. Не без скорби вижу я, как растлевающее веяние времени пытается проникнуть и за церковную ограду... Обо мне же, прошу вас и молю, молитесь Господу Богу. Нужны мне молитвы ваши. «Житейское море, воздвизаемое напастей бурею», далеко перекинуло мой челнок, и, к сожалению, не к тихому еще пристанищу, куда входят люди вратами смерти, а на новое плавание, и плыть предстоит мне не как простому корабельщику, а быть кормчим корабля церковного. Трудно это в наши дни. Помолитесь же обо мне, а над вами да будет Божие благословение».
22 декабря 1915 г. владыка прибыл в Киев и сразу же проследовал в Софийский собор. После краткого молебна митрополит Владимир обратился с приветственной речью к присутствующим, почти полностью повторив то, что им было сказано при прощании с петроградской паствой: «Волны житейского моря, по Божию изволению, принесли мою ладью к святому граду Киеву. Призванный быть кормчим духовного корабля киевской церкви, я невольно сравниваю себя с кормчим вещественного корабля, обуреваемого в бурном и безбрежном море страшными волнами. Я ясно представляю себе ту опасность, какой может подвергнуться этот корабль при наличии страшной бури, подводных скал и морских пиратов. Как осторожен должен быть кормчий, сознающий всю ответственность за участь плывущих на корабле! Как зорко должен следить за своими сотрудниками, помыслы которых должны быть сосредоточены на единой общей цели!.. Разве не случается, что слуги кормчего и даже сами плывущие на корабле вступают в заговор с морскими разбойниками и делаются соучастниками их нападения на корабль?»
Менее месяца митрополит Владимир пробыл в Киеве, 7 января 1916 г. он уехал в Петроград для участия в заседаниях Синода. В феврале 1917 г. в России произошел государственный переворот, Император вынужден был отречься от престола, Временное правительство назначило нового обер-прокурора, который попытался заставить членов Синода принимать лишь ему угодные решения, и это довершило неустройство в управлении Русской Православной Церкви. Митрополит Владимир не согласился с беспорядочными действиями нового обер-прокурора, и тот в ответ уволил всех членов Синода и набрал новых. Положение митрополита Владимира как первенствующего члена Синода сделалось затруднительным.
24 марта 1917 г. владыка возвратился в Киев, где его ожидали сильные волнения и огорчения. В последний год своего пастырского служения, ставший и последним годом его жизни, митрополит Владимир по Промыслу Божию оказался в эпицентре ожесточенной борьбы за сохранение канонического строя и единства Русской Церкви. В Киеве нарастала гражданская и церковная смута, стали активно действовать сепаратистские движения, был организован «Исполнительный комитет духовенства и мирян» и создана должность «комиссара по духовным делам». Встретившись с его представителями, митрополит Владимир заявил им, что «Исполнительный комитет духовенства и
мирян» - учреждение самочинное, стремящееся к постепенному расширению своей власти и к захвату ему не принадлежащих прерогатив. Впрочем, митрополит не отказался вовсе от сотрудничества с этим самочинным учреждением, надеясь направить впоследствии его деятельность в каноническое русло, и потому дал благословение на созыв 12 апреля епархиального съезда духовенства и мирян Киевской епархии. Однако когда съезд собрался, то стал уже называть себя «Украинским киевским епархиальным съездом духовенства и мирян». Съезд принял постановление, что «в автономной Украине должна быть независимая от Синода украинская церковь».
Никакие вопросы не нашли своего разрешения, поэтому следующий епархиальный съезд планировалось провести в начале августа 1917 года. Митрополит Владимир дал на это свое благословение и перед его началом опубликовал архипастырское обращение к киевской пастве, свое духовное завещание:
«Великое несчастие нашего времени более всего в том, что считают высшим достоинством быть либеральным в отношении вопросов веры и нравственности. Многие находят особенную заслугу в том, чтобы вселить в души русских людей такое либеральное отношение к вере и нравственности... Они в свое оправдание приводят как будто бы заслуживающие внимания доводы. Они говорят: всякий человек может судить о религиозных вопросах со своей точки зрения и свободно высказывать свои убеждения, каковы бы они ни были, - это дело его совести, должно уважать религиозное убеждение каждого человека. Против свободы веры и совести никто не возражает. Но не нужно забывать, что христианская вера не есть человеческое измышление, а божественные глаголы, и не может она изменяться сообразно с человеческими понятиями, и если человеческие убеждения стоят в противоречии с божественными истинами, то разумно ли придавать какое-либо значение этим убеждениям, считать их правильными и руководствоваться ими в жизни? Мы, конечно, должны терпеть и не согласных с нами и даже явно заблуждающихся, относиться к ним снисходительно, но от заблуждений их должны отвращаться и с заблуждениями бороться и доказывать их несостоятельность. Это должны считать своим долгом и пастыри христианской Церкви, и истинные последователи Христова учения. К общему бедствию по всей земле русской присоединяется еще наше местное, увеличивающее немало душевную скорбь. Я говорю о том
настроении, которое появилось в южной России и грозит нарушением церковного мира и единства. Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южнорусской церкви от единой Православной Российской Церкви. После столь продолжительной совместной жизни имеют ли для себя какие-либо разумные основания эти стремления? Откуда они? Не из Киева ли шли проповедники православия по всей России? Среди угодников Киево-Печерской Лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси? Разве православные южной России не трудились по всем местам России как деятели церковные, ученые и на различных других поприщах, и наоборот, православные севера России не подвизались ли также на всех поприщах в южной России? Не совместно ли те и другие созидали единую великую Православную Российскую Церковь? Разве православные южной России могут упрекнуть православных северной России, что последние в чем- либо отступили от веры или исказили учение веры и нравственности? Ни в каком случае... К чему же стремление к отделению? К чему оно приведет? Конечно, только порадует внутренних и внешних врагов. Любовь к своему родному краю не должна в нас заглушать и побеждать любви ко всей России и к единой Православной Русской Церкви».
Съезд, состоявшийся 8-9 августа 1917 года, выказал крайнюю враждебность как к митрополиту Владимиру, так и к Русской Православной Церкви. Митрополит держался на съезде с крайней степенью терпимости, стараясь ничем не задеть его участников, чтобы съезд действовал в духе мира, но участники съезда были настроены иначе, и ему пришлось пережить тогда много тяжких обид и огорчений.
По окончании работы съезда митрополит Владимир выехал в Москву, где 15 августа 1917 г. открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви. Поместный Собор избрал митрополита Владимира своим почетным председателем, а также председателем отдела церковной дисциплины. Все заседания Собора происходили в Епархиальном доме, устроенном когда-то тщанием митрополита Владимира. В те смутные дни начавшейся государственной разрухи Собор принял решение о восстановлении в Русской Православной Церкви патриаршества. Было проведено несколько туров голосования. Владыка участвовал только в первом туре, так как получил всего тринадцать голосов. Голосованием Собор избрал трех кандидатов в Патриархи - архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и мит
рополита Московского Тихона (Беллавина). Окончательный выбор был предоставлен Промыслу Божию. 5 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя после Божественной литургии митрополит Владимир вынес на амвон ковчежец со жребиями, благословил им народ и снял печать. Из алтаря вышел старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (Соловьев). Помолившись, он вынул из ковчега жребий и передал его митрополиту Владимиру. Владыка громко прочел: «Тихон, митрополит Московский - аксиос!»
После избрания Патриарха Тихона архиепископ Антоний (Храповицкий) от имени сонма архиереев благодарил митрополита Владимира, уступающего теперь место первенствующего архиерея ново- поставленному Патриарху, и, в частности, сказал: «В то время, как другие совершенно изолгались и постоянно изменяли своим убеждениям, митрополит Владимир не боялся говорить «правду царям» и не «с улыбкой», как наш старинный поэт, но со слезами, сознательно подвергая себя страданиям, и в то же время претерпевая все житейские скорби со смирением и величайшей твердостью души».
В середине ноября 1917 г. в Киеве был организован особый комитет по созыву всеукраинского православного церковного Собора духовенства и мирян. Комитет возглавил архиепископ Алексий (Дородницын), проживавший в то время на покое в Киево-Печер- ской Лавре. На состоявшемся 23 ноября собрании комитет, «обсудив положение православной церкви на Украине в настоящее время, как время отделения украинского государства от русского государства, а также имея в виду провозглашение всероссийского Патриарха, который может распространить свою власть и на украинскую церковь», принял целый ряд радикальных постановлений: организационный комитет по созыву всеукраинского православного церковного Собора переименовывался во «временную всеукраинскую православную церковную раду», а исполнительный комитет по созыву всеукраин- ского православного церковного Собора - в «президиум временной всеукраинской православной церковной рады», которая провозглашалась «временным правительством для всей украинской православной церкви». Это правительство назначило своих комиссаров в консистории всех украинских епархий. Всеукраинская Церковная Рада воспретила своему председателю архиепископу Алексию выезжать в Москву, куда он был вызван Патриархом для занятия места настоятеля в одном из монастырей.
Все новообразованные организации были настроены открыто враждебно к митрополиту Владимиру и выступили с требованием не допускать его в Киев.
Подобного рода деятельность национальных сепаратистов встревожила православное население Киева, и 24 ноября 1917 г. состоялось многолюдное собрание Союза православных советов города Киева. Собрание постановило «протестовать против антиканонической попытки создать автокефальную Украинскую церковь, что может привести ее сначала к унии, а потом и к полному подчинению ее Римскому Папе», и признало «пребывание Киевского митрополита вне Киева в такое тревожное время нежелательным явлением, тем более, что на Всероссийском Церковном Соборе его мог заменить один из киевских викарных епископов».
Митрополит Владимир вернулся в Киев. Вечером 4 декабря под его председательством, в присутствии прибывшего из Москвы представителя Патриарха - митрополита Платона, экзарха Кавказского, состоялось многолюдное собрание, созванное по инициативе Союза православных приходов города Киева. Перед началом собрания делались попытки сорвать его; некоторые из собравшихся кричали, чтобы митрополит Владимир возвратился в Москву, но владыке все же удалось собрание провести.
В день празднования памяти св. великомученицы Варвары митрополит Владимир совершил торжественное богослужение в Зла- товерхо-Михайловском монастыре. Православная паства выразила свое сочувствие архипастырю и удовлетворение по поводу его возвращения в Киев. Однако были группы иного настроения, которые выказали свое отрицательное отношение к владыке громкими выкриками во время богослужения.
9/22 декабря 1917 г. в два часа дня в покои митрополита явилась вместе с каким-то военным группа духовенства и заявила, что она исполняет поручение Центральной Рады. Пришедшие передали постановление Рады о том, чтобы из Киева был удален епископ Чигиринский Никодим (Кротков) и вступили в должность членов консистории вновь назначенные Радой. Было предложено покинуть Киев и самому митрополиту Владимиру. Желая получить письменное свидетельство этих требований, митрополит попросил своего секретаря записать их и дать членам пришедшей делегации подписаться под ними, но те категорически от этого отказались. В эти же дни к мит
рополиту Владимиру явилось несколько священников из законоучителей средних учебных заведений, которые потребовали, чтобы он уехал из Киева. К этому времени по приходам Киевской епархии было разослано распоряжение о поминовении в церквях за богослужением Всеукраинской Церковной Рады, возглавляемой архиепископом Алексием (Дородницыным); распоряжение было скреплено печатью Киевской духовной консистории и подписано священником, назначенным Радой комиссаром. Противодействуя этому беззаконию, митрополит Владимир распорядился, чтобы члены духовной консистории составили документ, так как для епархии имеют значение только те распоряжения консистории, которые будут подписаны действительными ее членами. После этого назначенные Радой комиссары явились в консисторию и заявили, что все подписавшие этот документ члены консистории увольняются, а на их место назначаются новые.
О душевном состоянии митрополита в эти дни свидетельствует рассказ очевидца, подпоручика Кравченко, бывшего на приеме у владыки 12 декабря 1917 года. Владыка сказал: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца жизни буду страдать, чтобы сохранилось православие в России там, где оно началось».
Митрополит Владимир противился созыву украинского Собора из-за неправильной в церковном отношении процедуры созыва Собора, и главным образом потому, что это было требованием «группы людей, собравшихся в украинской церковной Раде под главенством архиепископа Алексия (Дородницына), которого он считал величайшим и тяжким церковным преступником и мятежником». Однако, как свидетельствовали современники, «если бы законное правительство Украины предложило ему оставить Киевскую митрополичью кафедру, то он немедленно и беспрекословно сделал бы это».
Прибывшие в Киев из Москвы епископы украинских епархий признали Центральную Раду правомочной созвать украинский церковный Собор, начало заседаний которого было назначено на 8 января 1918 г. 7 января после литургии и молебна на Софийской площади митрополит обратился к участникам Собора с приветственным словом и завершил его молитвой о ниспослании благословения на труды Собора. На другой день митрополит, открывая деяния Собора, обратился к членам Собора со словом, в котором призвал
их к осторожной, серьезной и вдумчивой работе в духе мира, любви и единения со всей Православной Восточной Церковью вообще и в особенности со Всероссийской Православной Церковью. Собор отверг кандидатуру митрополита в качестве председателя Собора, избрав его лишь почетным председателем, председателем же был избран епископ Балтский Пимен (Пегов).
Митрополит Владимир участвовал во всех заседаниях Собора, детально вникал в его дела и шел навстречу соборным нуждам, в частности выделив 60 тысяч рублей на содержание членов Собора. Участник Собора епископ Черниговский Пахомий (Кедров) писал о митрополите Владимире: «Особенно большое утешение доставила... владыке усердная молитва членов Собора в Лавре 14 января. В этот день митрополит Владимир с несколькими другими иерархами и священниками - членами Собора совершил Божественную литургию в Великой Лаврской церкви, причем и все другие члены Собора с великим усердием молились за этой литургией, а потом поклонялись печерским угодникам, почивающим как в Ближних, так и в Дальних пещерах. Эта усердная молитва членов Собора умиротворила их дух и доставила великую духовную радость киевскому перво- святителю». С приходом в Киев Гражданской войны первая сессия украинского Собора 19 января была прервана, а открытие второй сессии было назначено на май. 21 января, в воскресенье, обстрел города несколько ослабел, и митрополит Владимир совершил Божественную литургию в Великой церкви Лавры в сослужении старшей братии монастыря. Вечером 23 января большевики овладели Лаврой. В городе начались невиданные там дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Пе- черской Лавры. Митрополит Владимир до 23 января жил в верхнем этаже митрополичьих покоев, а 23 января по совету близких перешел жить в нижний этаж, куда пригласил епископа Прилукского Феодора. Сутки они провели в алтаре нижнего храма во имя святителя Михаила, первого митрополита Киевского.
24 января, перед литургией, митрополит Владимир отслужил в Великой церкви акафист Успению Божией Матери. В ночь под 25 января было совершено нападение вооруженных людей на квартиру наместника Лавры, которая была ими ограблена, затем те же люди ограбили казначея и благочинного.
25 января 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры и расстреляли.
Тело мученически скончавшегося митрополита Владимира пролежало до утра следующего дня и было найдено случайными прохожими, которые и сообщили обо всем происшедшем монахам Лавры. С убитого пропала панагия, клобучный крест, сапоги и золотые часы с цепочкой. Палица митрополита была сломана, ее серебряное навер- шие сорвано.
Получив разрешение от властей и пропуск на перенесение тела убитого митрополита в Лавру, архимандрит Анфим в сопровождении четырех санитаров с носилками около 11 часов утра пришли к месту убийства. По совершении литии тело митрополита было положено на носилки. В это время появилось человек десять солдат и вооруженных рабочих, они стали ругаться и всячески препятствовать переносу тела в Лавру. Архимандрит Анфим показал пропуск и разрешение. Снова раздались ругательства и выкрики.
Архимандрит Анфим велел прикрыть тело владыки шубой и нести, а сам пошел впереди с поднятым крестом. Тело убиенного архипастыря было принесено в Михайловскую церковь и после осмотра медиками облачено в архиерейское облачение и положено посреди церкви. Сразу же после этого наместник Лавры архимандрит Климент отслужил вместе со старшей братией панихиду по убиенном митрополите. В тот же день и в последующие дни были отслужены панихиды как в самой Лавре, так и в приходских храмах Киева.
Акт освидетельствования тела высокопреосвященнейшего митрополита Киевского Владимира, укиенного 25 января 1918 года, произведенного (освидетельствования) 26 января того же года
Тело митрополита Владимира оказалось, при освидетельствовании, в умеренно окоченелом состоянии; руки полусогнуты и сложены на туловище, причём пальцы правой руки сложены для крестного знамения; правая нога полусогнута в коленях, а левая выпрямлена, на тело надето нижнее белье. На лице замечается разница в окраске правой и левой половины. На покрасневшей правой щеке, кроме мест хронического воспаления с поверхностным изъязвлением кожи, замечаются узкие ссадины свежего происхождения, на которых видна сукровица, растекающаяся по щеке. На полтора сантиметра выше угла правой глазной щели имеется рана около трёх миллиметров в диаметре с неровными краями, по всей вероятности, огнестрельного происхождения. В левой темянно-затылочной области имеется резаная рана с неровными краями, проникающая всю толщу покровов головы с обнажением кости, длиною два сантиметра. Под правым ухом, вблизи угла челюсти, имеется рана, колотая длиною в три миллиметра. На правой стороне, в области усов, имеются три колотые раны губы. В области правой ключицы огнестрельная рана с обожженными краями величиною около двух миллиметров в диаметре, - ниже её вершка на полтора, имеется огнестрельная, по всей вероятности, рана до полусантиметра в диаметре. Задняя стенка подкрыльцевой ямки представляет собою разорванную рану величиною в небольшой кулак; эта рана имеет на средине кожаную спайку, тоже надорванную; мягкой части из мышц и кожи в этой ране перерваны и частью вырваны; частей реберных костей, расположенных в области этой раны, недостает, а междуреберных мышц не имеется, и вся правая полость груди открыта. В правой поясничной области по подмышечной линии имеется горизонтальная колотая рана длиною до трёх сантиметров, из которой торчит часть сальника. В левой подмышечной области, у края восьмого ребра, имеется рана, проникающая всю толщу покровов, круглого очертания, с равными краями, слег
ка пропекшимися, около полусантиметра в диаметре. В области рукоятки грудины, у левого её края, имеется рана до двух миллиметров шириною, колотого характера. Из записанных повреждений - огнестрельные раны: в правый висок - слепая, в верхнюю часть правой половины груди, с выходом в правую подмышечную область, - раны, носящие характер действия разрывных пуль, а также колотая рана живота с выпадением внутренности - сальника, должно считать смертельными. Соответственно описанным ранам тела на одежде убитого как верхней - теплой шубы, так и нижних - рясе, и подряснике - имеются разрезы. На клобуке, в нижней правой части его, соответственно надглазной ране имеется круглая дыра, закопчённая дымом в окружности, в задней часта клобука имеются три прорванных дыры, соответствующих местам ранений головы.
Освидетельствование тела убитого митрополита Высокопреосвященного Владимира производил врач статский советник Алексей Городецкий
29 января в 8 часов утра тело убиенного митрополита Владимира было положено в гроб и перенесено в Великую церковь Лавры. После перенесения тела была отслужена литургия, которую совершил митрополит Платон (Рождественский) с епископами - Екатеринославским Агапитом (Вишневским), Черниговским Пахомием (Кедровым), Чигиринским Никодимом (Кротковым) и Балтским Пименом (Пеговым) при сослужении соборных старцев Лавры, священнослужителей - членов украинского церковного Собора и некоторых представителей киевского духовенства. После совершения отпевания гроб с телом убиенного митрополита был обнесен вокруг храма и крестным ходом перенесен в Ближние пещеры Лавры и погребен в Крестовоздвиженской церкви рядом с митрополитом Флавианом (Городецким).
3, 13 февраля и 5 марта архиерейским чином были отслужены заупокойные литургии по убиенном митрополите, а также отслужены соборно панихиды наместником Лавры архимандритом Климентом на месте погребения и на месте убийства.
Почти сразу же на месте убийства митрополита Владимира был поставлен крест.
Митрополиту Владимиру было посвящено 85-е деяние Поместного Собора Русской Православной Церкви, состоявшееся 15 (28) февраля 1918 г. Заседание Собора проходило в Епархиальном доме, построенном митрополитом Владимиром, и рядом, в церкви Св. рав- ноап. кн. Владимира, была отслужена панихида, состоявшаяся при открытых царских вратах. «Преосвященные архипастыри, отцы и братие! То ужасное кошмарное злодеяние, которое совершено было по отношению к высокопреосвященному митрополиту Владимиру, конечно, еще долго и долго будет волновать и угнетать наш смущенный дух. И еще, надеемся, много и много раз православный русский народ будет искать себе выхода из тяжелого состояния духа и в молитве, и в других сладостных воспоминаниях о почившем убиенном митрополите.» - сказал Патриарх Тихон.
Среди выступавших выделялась речь протоиерея Иоанна Вос- торгова, через несколько месяцев расстрелянного вместе с другими «врагами революции»: «Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния. Вот где тайна мученичества старца-митрополита».
В записках митрополита Владимира, адресованных пастве, одной из главных является тема смирения:
«Быть смиренным значит ничего не знать о своих дарованиях и каких бы то ни было преимуществах, а считать их всегда милостию и дарами Бога, не ставить себя выше ближних своих, безропотно переносить обиды и оскорбления, подчинять свою волю воле других, стоящих выше нас, (...) не стремиться к тому, чтобы отличиться или блеснуть чем-нибудь, но заботиться о благоволении Божием. Вот в чем состоит истинное христианское смирение. Это - преданность Христу».
Митрополит Владимир прошел путь от умаления себя перед ближними ради приобретения неброских, но драгоценных свойств христианского характера - любви, кротости, милосердия - до безропотного восприятия страданий и принятия смерти за Христа. И те слова, которые он пишет в своих наставлениях о человеке смиренном, в полной мере могут быть отнесены к нему самому: «Смиренный человек всегда ставит себя в правильные отношения к Богу (...) «Не мне, Господи, - не мне, но имени Твоему, да будет слава!»
Канонизация:
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 4.04.1992 причислил митрополита Владимира (Богоявленского) к лику святых. 14/27 июня 1992 года были обретены мощи священномученика и положены рядом с мощами преподобных в Дальних пещерах Кие- во-Печерской лавры.
Тропарь, глас 2:
Веры православныя непорочный блюстителю/ и заповедей Христовых усердный исполнителю,/ священномучениче Владимире,/ Христа всем сердцем возлюбив,/ паству твою добре упаслеси,/ незлобиво мученическую смерть приял еси./ Сего ради в вечней славе пребывая,// моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 2:
Образ Христова милосердия являя,/ покров и защищение пастве твоей был еси,/ святителю отче Владимире,/ в кротости и незлобии страдания приемля,/ безбожных мучителей, благословляя, простил еси./ Тем же и нам испроси у Христа Бога// дух мирен и велию милость.
Источники:
- Владимир (Богоявленский Василий Никифорович) - Православная энциклопедия, т. VIII (А. К. Галкин, игум. Дамаскин (Орловский)
- Владимир (Богоявленский Василий Никифорович) - Электронная база данных: Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. ПСТГУ. pstbi.ccas.ru
- О. Ю. Левин. Глубока скорбь любви. Тамбовский период в жизни священномученика Владимира (Богоявленского) 1848-1886 гг. tambovdoc.ru
- Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галиц кий. Православный календарь. days.pravoslavie.ru