28
Бог-Троица – Бог взаимной любви

Каждое из Лиц Святой Троицы отдает Себя другим. Жизнь Божественных Лиц – это взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью для другого. «Христианский Бог – это “не одинокий Бог”. Бог – не просто единица, но единство; Бог – не просто личный, но – межличностный. Бог – диалогичен».

Перед Своим Вознесением Христос сказал апостолам, чтобы они не разлучались, а, пребывая вместе и молясь, ожидали, пока не «облекутся силой свыше». Это и произошло на 50-й день после Воскресения Христа: Святой Дух сошел на апостолов, обновив все их существо благодатной Божией силой и соединив друг ко другу Своей любовью.

Именно поэтому День Святой Троицы стал днем рождения Церкви – не домика с крестом, а общением в любви людей друг с другом и Богом.

Христианский Бог – не одинокий Бог

Наш Бог – Бог-Троица – Отец, Сын и Дух Святой. Понять это невозможно. Богословие так и говорит: Бог непознаваем. Но непознаваем – не значит недоступен.

Бога нельзя «объяснить», невозможно сказать: «Я понял, как Бог «устроен»»! Но один путь есть: любить. Потому что подобное познается подобным. Ведь Бог христиан – это Бог-Любовь. К Богу можно причаститься любовью. Чем больше любишь, тем больше приобщаешься.

Но Бог-Троица – это любовь одновременно отдающая и принимающая.

Каждое из Лиц Святой Троицы отдает Себя другим. Жизнь Божественных Лиц – это взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью для другого. «Христианский Бог – это «не одинокий Бог». Бог – не просто единица, но единство; Бог – не просто личный, но – межличностный. Бог – диалогичен», – говорит епископ Каллист Уэр.

– Именно это вечное движение любви отражено в иконе прп. Андрея Рублева: взгляды трех Ангелов обращены не вовне, но друг ко другу.

Бог и человека создал по Своему образу и подобию, по образу Троицы: не только создал таким собственно человека, Бог в Своем образе и подобии Троицы дал человеку образ, «способ» бытия.

Потому что человек как личность существует, только если есть отношения любви с другой личностью.

Если другого лица нет, то… и твоего лица нет, личности нет, хотя человек как существо продолжает быть.

Например, если у человека есть сын, то он отец, а если у него сына нет, то человек сохраняется, а отец «исчезает». Получается, если человек никого не любит, в Божием замысле он еще не стал человеком.

Епископ Каллист Уэр: «Тринитарный образ, в соответствии с которым мы сотворены, исполняется только в «промежуточном пространстве» любви, только в том «и», которое соединяет «Я» с «Ты».

Такая любовь – смысл и цель христианской жизни. Только посмотрев на человека с любовью, мы приблизимся к истине о нем.

Так любить помогает Дух Святой, которого Бог посылает человеку, соединяя человека с человеком и людей – с Богом.

«Бога можно познать только Духом Святым», – говорил святой Силуан Афонский. Даже своим ученикам, свидетелям и очевидцам многих событий Своей земной жизни, Христос говорит, что, только получив Святого Духа (ощутимого как благодатную, вышеестественную помощь свыше, когда человек становится восприимчив к Божественным действиям, «связи» с Богом), они на деле поймут все то, о чем Он им говорил.

Это произошло на 50-й день после Пасхи и стало праздником Пятидесятницы, или Троицы, – полноты свидетельства и «действия» в мире Бога-Отца, Сына и Святого Духа.

Из робких и боязливых, какими апостолы были при жизни Спасителя, они после сошествия Святого Духа стали мужественными и бесстрашными, многие стали мучениками.

Ученики Христа, получив Святого Духа, поняли, например, важнейшую вещь: почему, если Бог есть любовь, приходится столько страдать.

Объясняли ученики это не словами, а делами: шли вслед Христу, поступая, как Он, делая то, что должны, и будь что будет. Злословили их, они благословляли, гнали – они терпели. Секрет в том, что теоретически таких вещей не объяснишь, надо практиковаться.

Борьба за Святой Дух

Святой Дух нас Божией любви учит и свидетельствует, получается у нас или нет, своими плодами: любовью, радостью, миром, долготерпением, милосердием, верой.

Противится стяжанию Святого Духа себялюбие: когда себя упорно любишь больше, чем остальных. Если человек борется с себялюбием, начинает замечать других людей вокруг, Святой Дух ему помогает.

Епископ Каллист Уэр: «
Любовь – это дар и взаимообмен, и поэтому для того, чтобы любовь была полной, она должна быть взаимной.

Условием совершенства одной личности является общение с другой. А поэтому, если Бог есть любовь, невозможно помыслить, что Он есть только одна Личность, любящая Себя Самое».

Там, где свобода

«Дух Господень там, где свобода», – говорит апостол Павел. Дух Святой призывает, но не принуждает человека.

«Дух Божий смиренно ищет всякого человека на всех путях его, чтобы дать ему познание о Себе… и посещает нас, когда мы сами готовы, ждем, хотим, смиренно открыты для Него.

Он приближается к нам так тихо, что мы можем и не заметить Его сразу.

Не должно ждать, чтобы Бог ворвался внутрь нас силою, без нашего согласия. О, нет: Он уважает человека, смиряется пред Ним: Он любит нас не свысока, а как нежная мать своего больного младенца.

Когда мы открываем для Него наше сердце, то непреоборимо сильно чувство, что Он нам «родной», и душа преклоняется пред Ним в умиленной любви», – писал архимандрит Софроний (Сахаров).

miloserdie.ru

Наш сайт использует cookie-файлы. При его просмотре Вы соглашаетесь на использование ваших персональных данных в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности.