21
«Без знания православной культуры понять историю и литературу невозможно»

Об истории возникновения предмета Основы православной культуры, о его важности для подрастающего поколения, учителей и родителей.

Основы православной культуры – предмет, который прошел путь от резкого неприятия до реального интереса у школьников. Как сделать так, чтобы наши дети интересовались христианством, говорим с преподавателем кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, городским методистом Основ религиозных культур и светской этики, основ духовно-нравственных культур народов России Игорем Тихоновским.

– Игорь Владимирович, поговорим сегодня с Вами про Основы православной культуры. Курс, который в разное время вызывал и негативные реакции, и желание родителей исключить его из программы… Давайте вспомним, с чего всё начиналось.

– К этому предмету, который берет свое начало с 2012 года, я имею очень тесное отношение. В Московской области я среди первых начал его преподавать. Если можно так сказать, стою у самых методических истоков обучения учителей этому предмету. Начинал я готовить учителей преподавать этот курс в Пушкинском районе Московской области. Он предполагает собой шесть модулей: основы православной культуры, исламской, буддийской, иудейской, основы религиозных культур народов России, основы светской этики.

– Ты выбираешь один модуль или ты обязан пройти все шесть?

– Нет, только один. Родители в третьем классе выбирают тот или иной модуль. Это предмет обязательный, но безоценочный, и преподается раз в неделю. Получается 36 часов в год, что довольно немного. С прошлого года предмет «Основы мировых религиозных культур», который назывался изначально ОРК, сейчас переименовали в «Основы религиозных культур народов России». Это заслуга методистов Москвы. И это очень важно, потому что мировые религиозные культуры – это и языческие культы, это и шаманизм, это еще что-то такое совсем радикальное. А «Основы религиозных культур народов России» – это только православие, буддизм, ислам и иудаизм. Таким образом, мы сокращаем спектр и не затрагиваем языческие культы.

Президент Владимир Путин представил концепцию развития российского общества, в котором центральное место уделяется именно православию. В 2012 году заключается соглашение между Русской Православной Церковью и Министерством образования и науки Российской Федерации о сотрудничестве. Оно предполагает, что на родительских собраниях по выбору модулей обязательно должны присутствовать представители религиозных организаций. Но дело в том, что это соглашение подписала только Русская Православная Церковь. Ни представители ислама, ни буддизма, ни иудаизма такого соглашения не подписали. Я не знаю, почему так, но как есть. И на основе этого соглашения был создан регламент для родителей по выбору этого модуля. 

Я очень хорошо помню, что когда приходил в школу, то максимум доходил до охраны. Потом звонишь директору, а директор говорит тебе следующее: «Школа отделена от Церкви. До свидания». И меня просили на выход. Так было весь 2012 год. Бывали иногда какие-то редкие директора, сочувствующие православию, и меня пускали.

– Но их было меньшинство, я так понимаю?

– Да, безусловно. Но с 2015 года ситуация меняется, потому что Департамент образования издает регламент выбора модуля Основ православной культуры, который предполагает, что если нет представителя Русской Православной Церкви, то это родительское собрание считается нелегитимным. 

Дети в средней и в старшей школе изучают литературу, историю и русский язык. И эти предметы так или иначе связаны с православием, потому что именно становление русской нации, русской государственности неразрывно связано с христианством. Так сложилось в нашей истории. Изучая литературные произведения великих классиков, мы видим, что все они говорят о Христе. И взгляды на то, что такое добро и зло, – христианские, православные. Я говорил и всегда говорю родителям, что это культурологический предмет, а не религиозный, это не воскресная школа. Предмет нужен, чтобы ребенок понимал, в какой культуре он живет, и когда читал произведения Достоевского, Толстого, то понимал их.

Изучая литературные произведения великих классиков, мы видим, что они все говорят о Христе

– Возможно, в школе принимали бы этот предмет легче, если бы его вел священник, а не мирянин?

– Наоборот, мы тогда вообще бы ничего не достигли, так как все жутко боялись священников, потому что «затащат в религию». 

– Кто тогда обучает детей Основам православной культуры? Знаю, что этот предмет давали, что называется, в нагрузку людям, совершенно далеким от Церкви. 

– Эта проблема до сих пор есть. С 2017-го года я основной лектор Восточного округа по подготовке учителей к преподаванию Основ православной культуры. И были случаи, когда и мусульман на лекции направляли. Когда, закончив курс, перед зачетом, спрашиваю: «А Кто Такая Богородица?», преподаватель отвечает: «Не знаю». Это говорит о том, что директора не понимали, кого нужно направить. Они просто случайно выбирали, администрацией совершенно не понималась важность этого предмета. Но при этом очень много директоров, которые понимают важность православия как государствообразующей религии.

– Сейчас что-то поменялось?

– Да, поменялось в лучшую сторону, но это была очень кропотливая работа. Когда я начал читать лекции, очень мало было церковных людей, практически никого. Мне приходилось им читать лекции по истории Ветхого Завета, Нового Завета, истории Церкви. Полностью всё рассказывать, чтобы люди могли понимать хоть чуть-чуть. В 2016–2017 годах был сформирован институт общественных методистов, который подразумевает, что на приходе будет воцерковленный человек. Желательно, чтобы он, конечно, имел богословское образование. Он прикреплен к определенной школе и работает с теми учителями, которые ведут Основы православной культуры. Это значит, что он с ними прорабатывает уроки для детей, организует экскурсии в храм и помогает учителю проводить данные уроки.

– Мне кажется, в этой схеме учитель вообще лишний, потому что есть методист и нагрузка один час в неделю. Нельзя ли из этой схемы учителя вычеркнуть, и методист сам бы и преподавал?

– Нельзя, потому что это школьный предмет и его должен преподавать учитель школы, а не какой-то чужой со стороны человек.

– А если учитель не понимает, о чем речь?

– Для этого и был создан институт общественных методистов, которые обучались, сдавали экзамены. Я сам был общественным методистом, сдавал экзамены в Департаменте образования. После института общественных методистов каждый округ пошел своим путем. К примеру, Восточный округ решил создать советников. Там существуют четыре межрайонных совета директоров (МРСД). При председателе МРСД находится советник от Церкви по духовно-нравственным вопросам, который курирует вопрос преподавания Основ православной культуры и собирает ответственных. В школах есть ответственные – замдиректора или старшие методисты. Планируются мероприятия на год, утверждаются, и они обязательны для школ.

Был создан институт общественных методистов, которые обучались, сдавали экзамены

– В связи с тем, что сейчас всё больше в московских школах представителей мусульманства, много ли родителей, которые не хотят отдавать своего ребенка на ОПК?

– В моей практике было, что и мусульмане выбирали православную культуру, мотивируя это тем, что исламу научат сами, а дети должны знать культуру той страны, в которой они живут.

– А после прохождения этого курса были ли те, кто из мусульманства перешел в православие?

– Из мусульманства – не знаю, но то, что крестились дети, это было и не единожды.

– Совсем недавно президент Владимир Путин объявил, что гражданином Российской Федерации может стать человек, который знает историю государства, знает законы, а история неразрывно связана с православием. Появился ли какой-то повышенный, может быть, интерес ради того, чтобы изучать ОПК, чтобы получить гражданство?

– Пока не замечал. Когда в 2017 году я стал читать лекции, у нас был очень малый выбор православия – где-то 4%. Владыка Пантелеимон (Шатов), на тот момент управляющий Восточным викариатством Москвы, дал нам задачу, чтобы это было больше 40%. И к 2020 году, как раз к пандемии, мы вышли на 48%. 

В первую очередь мы очень серьезно подбирали общественных методистов. Они должны быть грамотными, церковными людьми. У них обязательно должно быть педагогическое или богословское образование. И все-таки политика Департамента образования города Москвы поменялась в сторону православия. Появились определенные указания, рекомендации. И мы помогали учителям методически качественно вести занятия.

В 2016 году мною была создана первая в своем роде программа экскурсий по монастырям города Москвы и области, и она до сих пор работает. Владыка Пантелеимон поддержал ее. С 2016 по 2020 годы столичные обители посетили около пяти тысяч детей, и это были в том числе и старшеклассники, а не только те ученики, которые изучают ОПК. 

В октябре 2024 года мы провели для директоров Восточного округа экскурсию в Сретенский монастырь. Большое спасибо отцу Афанасию (Дерюгину), благочинному монастыря, который нам помог. Потом на экскурсию пошли и колледжи. Мы сейчас начали работать с ними. Это тоже очень большой прорыв в этом году.

В этом году у нас священники пошли в школы. Понятно, что мы ищем такого батюшку, чтобы он умел общаться с подрастающим поколением. У нас пока есть несколько священников, которые ходят по разным школам. Это большая радость для нас. 

Второе – это классные часы, на которые приходят священники. И не только с четвертого класса. 

Третье – экскурсии по храмам района. Учащиеся школы идут в свой районный храм на экскурсию в рамках предмета ОРКСЭ.

– Священник в данном случае становится духовником школы и беседует именно на религиозные темы?

– Нет. Это просто встреча с интересными людьми. Это может быть священник, а может быть журналист, шахтер – словом, представитель профессии. 

– Большая работа проделывается…

– Каждый месяц мы проводим онлайн-семинар для учителей, которые ведут не только ОПК, но и ОРКСЭ. То есть мы в методическую помощь, которая изначально создавалась для учителей, ведущих Основы православной культуры, включили всех остальных. Для нас это очень важно. Это очень большой успех. Это дает нам надежду на то, что ситуация с миграцией изменится к лучшему. Нам нужно, чтобы наши дети знали свою культуру. И если ребенок и семья будут ценить свое христианство, свою православную культуру, то никто и ничто не сможет им противостоять. А если мы за толерантность, то чего тогда ожидать? Мы должны научиться ценить, любить и защищать свою православную культуру. Ходить в церковь, быть религиозно грамотными.

– Будем надеяться, что все эти усилия – это то самое горчичное семя, которое упадет и в конце концов даст плод... 

– Господь и намерение целует. Вы не поверите, но после экскурсии в Сретенском монастыре ко мне подошли несколько директоров и попросили организовать для них отдельную литургию с Причастием. Они пока стесняются молиться вместе с другими людьми, но факт того, что они этого хотят, меня очень радует… Значит, будем работать дальше и еще усерднее. 

Беседовала Наталья Рязанцева

monastery.ru