38
Святой Апостол Филипп, из 12-ти

27 ноября - день памяти Апостола Филиппа (I). По имени св. Апостола Филиппа называется пост пред праздником Рождества Христова, начинающийся 28-го ноября.

Св. ап. Филиппа не должно смешивать с другим ап. Филиппом, который принадлежит 70-ти, был первоначально диаконом (Деян.6:5), потом епископом; имел четырех дщерей, кои были пророчицы (Деян.21:8, 9); проповедовал Евангелие и творил чудеса в Самарии, крестил вельможу Ефиопской царицы Кандакии (Деян.8). Память Ап. Филиппа из 70-ти совершается в 11-й день октября. Филипп же, Апостол из 12-ти, родился в Галилейском городе Вифсаиде (дом ловцов), откуда произошли и Ап. Петр и Андрей; юность свою провел в изучении закона и пророков; особенно занимали его те места Писания, которые предсказывали скорое пришествие Мессии. Ревностный к свободе своего отечества, угнетаемого Римлянами, Филипп пламенно желал скорейшего явления обетовавшего Царя Израилева. Филипп провождал брачную жизнь, которая, по замечанию св. Златоуста, не препятствовала ему постоянно и внимательно размышлять об Утехе Израиля – обетованном Мессии (Ин.1:45), и имел у себя трех дочерей. Услышав о св. Иоанне Крестителе, о его строгой жизни и его проповеди, ревнитель благочестия – Филипп покинул отчизну и дом родительский и сделался одним из ближайших учеников Иоанновых. С восторгом узнал ее от св. Предтечи, что чаемый Мессия уже пришел.

В Апостольство призван был Филипп Самим Господом на другой день последования за Ним Петра и Андрея. Господь после крещения и сорокадневного поста в Иорданской пустыне, намереваясь идти из Иудеи в Галилею, встретился с Филиппом и сказал ему: гряди по Мне (Ин.1:43). Филипп безмолвно последовал за Господом, и с этой минуты сделался неотлучным последователем и ревностнейшим учеником Господа. По призвании своем Филипп тотчас привел к Иисусу Христу друга своего и, по мнению некоторых, прежнего своего учителя Нафанаила, который, увидев Спасителя, первый исповедал Его Сыном Божиим, Царем Израилевым (Ин.1:45–49). Спустя три дня после сего Филипп был на браке в Кане Галилейской, где сотвори начаток знамением Иисус и яви славу Свою: и вероваша в Него ученицы Его (Ин.2:2–11). Чрез год Спаситель из множества учеников Своих избрал Филиппа в число ближайших и неразлучных двенадцати Своих Апостолов (Мк.3:14–18). Желая напитать в пустыне более пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами и явить Свое Божественное всемогущество, Господь спрашивал Филиппа, искушая его: чим купим хлебы, да ядят сии (Ин.6:5–7). По извещении Иисуса Христа Ап. Филиппом об Еллинах, желавших видеть Спасителя, Господь предрек о Своей крестной смерти, которая прославит Его и привлечет к Нему всех, и в знамение истины слов сих Бог Отец всенародным гласом Своим свидетельствовал: и прославих и паки прославлю (Ин.12:21–33). А по вопрошению Ап. Филиппа о Боге Отце: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам, Господь открыл, что Он есть единосущен Богу Отцу. Не веруеши ли, яко Аз во Отце и Отец во Мне есть? Веруйте Мне, яко Аз во Отце и Отец во Мне есть. Открыл также и о Св. Духе Утешителе, Которого Отец даст, и да будет с верующими в век; и ο любви единосущные Троицы к верующим: имеяй веди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Ин.14:8–21).

По вознесении Иисуса Христа и по сошествии Св. Духа, Ап. Филипп проповедал Евангелие в странах Азии и Африки. Поприще своего служения Филипп начал на своей родине. Проповедуя в Галилее, он встретил однажды женщину, которая несла мертвого ребенка и неутешно плакала. Апостол Христов вспомнил Христову заповедь – воскрешать мертвых (Мф.10:8), сжалился над бедною матерью и воскресил ее дитя. Женщина со воем домом приняла св. крещение.


Из Галилеи св. Филипп предпринял путешествие в Елладу. Проповедуя Евангелие и исцеляя больных, он в одном Ионийском городе воскресил еще мертвеца и сим чудом обратил ко Христу множество Еллинов. Крестив многих в городе и поставив Наркисса епископом, св. Филипп отправился в Парфию; благовествовал в Кандакийских городах Аравии. Из Аравии, может быть, св. Апостол Филипп путешествовал для проповеди Евангелия в Африку, о чем упоминается в церковной службе, составленной в IX веке св. Феофаном Никейским. В Африке Апостол Филипп обратил ко Христу жителей Ефиопии – нынешней Нубии. «Ефиопия ликовствует, – говорит Богомудрый песнотворец, – яко венцем красуема тобою, просветившися светло торжествует память твою, Богоглаголиве Филиппе». Морем Ап. Филипп отплыл к Азоту. Ночью поднялась страшная буря и грозила кораблю неминуемою гибелью: святой вооружился молитвою, и тогда в глубоком мраке показался на воздухе светозарный крест, рассеялась тьма, и буря утихла. Прибывши в Азот, святой Филипп обратил к вере дом Никоклида, исцелив дочь его Харитину от глазной болезни.

Из Азота благовестник Господень прибыл в Сирийский город Иераполь. Проповедуя здесь имя Христово безбоязненно, он подвергался опасности лишиться жизни, но, хранимый силою Божиею, вместо того обратил к вере сперва знаменитого гражданина Ира с домом и соседями, потом градоначальника Аристарха, наконец, воскресив Феофила от мертвых и заставив его рассказать народу, что он видел за гробом, – святой весь город привел ко Христу и поставил Ира епископом Иераполя.

Прошед Сирию и всю верхнюю Азию, Апостол Филипп отправился в земли Мало-Азийския – в Лидию и Мизию, повсюду обращая заблудших к познанию Бога истинного. В Малой Азии св. Филипп имел утешение встретиться со св. Варфоломеем, и с этих пор два Апостола Христова, сопровождаемые еще сестрою Филиппа, девицею Мариамою, совокупно продолжали подвиги Апостольские и чудодейственные, служа спасению рода человеческого и вместе перенося многие от неверных напасти и скорби: «биеми, и в темницах затворяеми, и камением побиваеми».

В Малой Азии Господь послал Своим подвижникам новое утешение: они встретились с возлюбленным учеником Христовым, Иоанном Богословом, и все отправились во Фригию и прибыли в другой Иераполь, город Фригийский. Ha основании древних преданий, церковный историк Никифор Каллист Ксанфоиул повествует следующее об Апостольских подвигах Ап. Филиппа: «Филипп вместе с ап. Варфоломеем получил в удел, для озарения светом Евангельского учения, Сирию и Верхнюю Азию. Положивши основание веры во Иисуса Христа во всех городах, принадлежавших к сим областям, они построили здесь храмы, рукоположили пресвитеров и епископов. Филипп же, прошед все города Азийские, прибыл в Иераполь Фригийский, город богатый и знаменитый и совершенно соответствующий своему имени. Жители этого города столько преданы были идолопоклонству, что даже, заключив в капище некоторую ехидну, нечистую, ядоносную и кровожадную, чтили ее со всем великолепием и торжественностию, подобающими Божеству, и приносили ей жертвы. Но лишь И только прибыл в этот город Апостол с сестрою своею Мариамою, которая, дав обет девства, сопровождала брата своего в его Апостольских странствованиях, в нем тотчас прекратилось служение Идолам, попрана сила и гордость обитавших в них демонов. Боготворимая жителями Иераполя ехидна изгнана была из своего обыкновенного жилища и исчезла, как бы от горящего пламени; чтившие ее покрылись стыдом и досадою».

В Иераполе был известный всему городу сорокалетний слепец Стахий. Апостолы Христовы даровали ему зрение; Стахий крестился. Чудо, совершенное над ним, привлекло к Апостолам множество других недужных; Апостолы всех исцеляли и вместе учили. Оттого множество народа уверовало во Христа, и между прочими жена градоначальника Никанора. Укушенная змеею и находясь при смерти, она, в отсутствие мужа, велела нести себя в дом Стахиев к Апостолам. Получив исцеление, она приняла от них и веру Христову. Когда Никанор возвратился, слуги донесли ему, что жена его сделалась христианкою, быв научена некоторыми пришельцами, обитающими в доме Стахия. Разгневанный идолопоклонник приказал сжечь дом Стахиев, а Апостолов схватить. Влачимые по улицам, терпя побои и ругательства, благовестники спасения брошены в темницу; потом приведены были в суд. Жрецы горько жаловались на опустошение идольских капищ, произведенное Апостолами обращением язычников ко Христу. По сей причине правитель Иерапольский осудил Филиппа и Варфоломея на распятие. Святому Филиппу провертели ноги и, распяв на кресте головою вниз, повесили высоко на древе, против капища ехиднина. Варфоломея в прямом положении распяли на дереве. Святые страдальцы, преданные мучениям, молились Богу, и внезапно на значительное расстояние разверзлась земля и поглотила множество народа, отчего весь город пришел в величайший ужас и смятение. Увидев явную погибель, все оставшиеся невредимыми сочли это бедствие небесным гневом и Божиим наказанием за поношения и муки, которые они причинили святым служителям Христовым, и немедленно приняли веру во Христа Иисуса. Тогда св. Варфоломей снят был с древа казни, и предал погребению св. Филиппа, бестрепетно и мужественно окончившего в мучениях свою жизнь. Св. Филипп скончался в глубокой старости: св. Поликарп, епископ Смирнский, обратившийся в христианство не ранее 80 года по Рождестве Христове, по свидетельству Евсевия, основанному на словах св. Поликрата, был учеником Апостола Филиппа; он скончался около 98 года по Рождестве Христове. Евсевий, упоминая о месте погребения св. Апостола Филиппа, говорит: «в Азии погребен великий началовождь, имеющий воскреснуть в последний день». По словам св. Златоуста, христиане, жители города Иераполя, приписывали благоденствие свое непрестанным чудесам, совершавшимся силою мощей св. Апостола Филиппа. Феодорит в своей истории пишет, что в 394 году св. Евангелист Иоанн Богослов и св. Апостол Филипп явились в белых одеждах благочестивому императору Феодосию I утром того дня, в который он должен был сразиться с войсками тирана Евгения, и обещали ему победу над врагом. В IX веке Феофан и Византий написали некоторые хвалебные песни св. Апостолу Филиппу, поемые ныне православною Церковию в день, посвященный памяти сего Апостола.

Прославляя Апостола Филиппа, Церковь называет его учеником, другом Господа и подражателем страданий Его. Паримии в день Апостола Филиппа произносятся те же, какие и в день св. Апостола Андрея Первозванного; Евангелие на утрени то же, какое и в день Апостола Петра и Павла. Чтение Апостола на литургии то же, какое и в день св. Апостола Андрея Первозванного; а чтением Евангелия Церковь благовествует о призывании св. Апостола Филиппа (Ин.1:43–51).

По имени св. Апостола Филиппа называется пост пред праздником Рождества Христова, начинающийся 15-го ноября.

Около 560 года мощи св. Филиппа перенесены в Рим и положены во храме, посвященном Апостолам Иакову и Филиппу, память же сего последнего празднуется Римскою Церковию 1-го мая. Одна рука св. Апостола, оставшаяся в Царьграде, 4-го марта 1204 года перенесена была во Флоренцию; Греческий император Мануил Комнен даровал ее, как святой и драгоценный залог, племяннице своей Марии, когда в 1167 году выдавал ее в замужество за Иерусалимского короля Амория, брата и преемника Балдуина III, из дому Анжуйского.

azbyka.ru