30 сентября Церковь чтит память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня святая Церковь прославляет память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, ублажая их страдания за веру в Господа нашего Иисуса Христа.
Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг. Святая София жила в городе Риме, в Италии, во времена царствования императора Адриана. Лишившись еще в молодых годах своего супруга, она принялась за воспитание своих оставшихся малолетних деток-дочерей: Веры, Надежды и Любови, из которых Вера была самая старшая – двенадцать лет, Надежде было десять, а Любови – девять лет. Будучи сама благочестивой и усердной христианкой, она старалась и дочерям своим привить тот же дух благочестия, веры и любви ко Господу нашему Иисусу Христу. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Дети, которые вообще увлекаются примерами, видели в ее жизни хороший образец для подражания и потому неудивительно, что настроены они были весьма благочестиво.
«Дети мои, – говорила им святая София, – мы должны прежде всего быть достойны своего высокого христианского звания и украшаться христианскими добродетелями веры, надежды и любви сообразно с своими именами». Они – и мать, и дочери ее – имели горячую веру в Бога, в Троице славимого, а также в будущую блаженную жизнь, которую Бог обещает дать всем возлюбившим Его от всей души. Но более той любви, как если кто положит душу свою за Христа, нет на земле. Мученический подвиг за Христа поставлен на самой вершине христианских добродетелей. В то время воздвиглось страшное гонение на христиан, было много мучеников в Риме, и святая София часто беседовала о них со своими дочерьми.
Но вот нашелся один доносчик, который видя ее благочестивое житие, сообщил о ней наместнику города Рима Антиоху, и тот потребовал святую Софию с дочерьми на суд к императору Адриану. Святая хорошо понимала, что ожидает ее на этом суде, если она твердо исповедует христианскую веру, но за это она не беспокоилась. Беспокоилась София лишь за своих дочерей, которых, как она знала, судьи не постесняются предать на мучения. Устоят ли они в исповедничестве или нет, вот что ее тревожило. И веруя, что Господь может их укрепить, они вчетвером помолились Господу, сказав: «Боже, Спасителю наш! Помоги нам славы ради имени Твоего», – и, осенив себя крестным знамением, отправились во дворец императора Адриана.
Последний удивился их спокойствию и бесстрашию и, расспросив о их вере, ничего им на этот раз не сделал, отослав их только на три дня в дом одной знатной римлянки в надежде, что та сумеет разубедить их. Но святое семейство было непоколебимо. Все отпущенное время они провели в молитве, приготовляя себя к ожидающим их мучениям. «Дети мои милые, – говорила святая София своим маленьким дочерям, – вот близок день, в который вы увенчаетесь мученическим венцом на небесах и как невесты, явитесь пред своим Женихом и радостно вступите в Его светлый чертог. Не жалейте отдать за веру в Спасителя на муки вашего юного тела и вашей цветущей красоты и не жалейте временной жизни. Господь Иисус Христос все возвратит вам: раны ваши исцелеют и тела ваши будут светиться небесной красотою. Временную жизнь заменит вам бесконечное блаженство в Царстве небесной славы».
Святая София хорошо понимала, что детей ее язычники будут стараться заставить отречься от Христа обещанием подарков и всяких удовольствий в этой жизни, потому она и старалась изобразить эти земные радости и утехи недостойными христианина, которому уготовано блаженство на небе. Она умоляла их пребыть верными Христу. «Не бойтесь мук, – продолжала она, – я верую, что Спаситель не оставит вас среди страданий. Он будет с вами неотступно, станет укреплять вас Своею благодатью, сплетая вам неувядающие венцы». После сего и подобных увещаний, сестры воспламенились еще большею любовью ко Господу Иисусу Христу и выражали сильное желание открыто исповедать Его Богом пред язычниками.
Через три дня святое семейство опять было позвано на суд к императору. Он же, видя что они остаются в исповедании христианской веры непреклонными, решил, что скорее удастся вынудить сестер к отречению от Христа, если разговаривать с каждой из них по отдельности.
Первой была призвана Вера, которая на предложение воздать почести богам, ответила отказом, за что ее немилосердно стали бить по обнаженному телу, удивляясь при том сверхъестественному терпению девочки, ибо она не издала ни одного стона или жалобы. Тогда мучители усугубили ее страдания, а именно отрезали у нее груди, что вызвало негодование и осуждение даже со стороны самих язычников. Затем ее положили на раскаленную железную решетку, но никакого вреда от этого мученица не получила. Затем погружали ее в кипящую смолу с маслом и здесь, среди самых тяжких страданий, хранил ее Господь Спаситель.
Тогда мучители, придя в неистовство и злобу, приговорили ее к смерти через отсечение главы. Когда Вера услышала этот приговор, то радостно сказала матери своей: «Молись о мне, мать моя, чтобы я совершила свое течение и перешла к желанному концу, и узрела бы любимого мною Господа и Спасителя моего». Мать же отвечала ей: «Ты, Вера, воздаешь мне добром. Иди к Жениху своему и помяни меня пред Ним, и помолись о сестрах своих». И так святая Вера прославила Бога той же смертью, что и святой Предтеча Господень Иоанн.
После того мучители расправились и с Надеждой и Любовью, также предав их смерти чрез усечение головы. Святая же мать их София за это время перенесла невыносимые ужасные душевные страдания. Она была истинною мученицею без пролития крови. Язычники не захотели предавать ее мукам телесным, наоборот, разрешили ей похоронить своих дочерей за городом, и она, не отходя от могилы, тихо проливала свои слезы, прося Господа, чтобы Он и ее душу приобщил к душам святых мучениц. Господь исполнил ее просьбу, и она в третий день мирно почила на могиле своих дочерей. Христиане похоронили ее в той же могиле и почитали святую Софию мученицею Христовою, ибо мучима она была не менее возлюбленных чад своих, хотя и не пришлось ей пострадать подобно им телом.
Дорогие братия и сестры, Святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей – и этим оказала им самую большую любовь. Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает, и нет более человека. А если так, то жертвовать временною жизнию ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего – высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа – мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня тот сбережет ее. Не убойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне... Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я его пред Отцем Моим Небесным... Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня (Мк. 8:34; Мф.10:28, 32, 37). Таким образом, дорогие, Господь от нас требует к Нему жертвенной любви, любви делом, как принесли Ему святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София.
Итак, будем помнить, дорогие, что жизнь наша кратковременна и что дана она нам для приготовления себя к вечности, что наступит, непременно наступит воскресение и будущая вечная жизнь. Расположим же свою жизнь так, чтобы не осквернить нам себя никаким пороком, чтобы вместе со святым апостолом Павлом каждый из нас смог сказать: Подвигом добрымя подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный (2Тим. 4:7–8), чего и благожелаю удостоиться себе и всем вам по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
30 сентября 1964
Архимандрит Кирилл (Павлов)