60

19 января (6 января по старому стилю) православные празднуют Крещение Господне. В этот день во всех храмах совершается чин великого освящения воды. И набрать ее приходят многие, даже почти неверующие. Святая вода, Великая агиасма, обрастает суевериями и мифами. Увы, в народном мышлении есть такой закон: «Где не знаем – там придумаем». И мифов таких, увы, немало.

Миф 1. Богоявленская или Крещенская?


Первый миф, с которым чаще всего приходится сталкиваться, – это разделение воды на Крещенскую и Богоявленскую. И народная молва даже различает свойства этой воды. Мол, Крещенскую разбавлять можно, а Богоявленскую – нельзя. Крещенская «святее» и используется для более важных целей и все такое прочее.

В этом мифе Крещенская вода – это та, что освящается в ночь на праздничной службе Крещения, а Богоявленская – накануне, в сочельник. А что, если я вам скажу, что в церковном уставе праздника Крещения не существует? Да, само событие мы празднуем, но в уставе этот день называется Богоявление. Отдельной службы Крещению вы там не найдете. Почему так? Потому что в момент Крещения Бог (Святая Троица) явил Себя сразу во всех трех ипостасях. Сын крестился в реке, Отец Голосом прославил Его, а Святой Дух снизошел в виде голубя, о чем свидетельствовал Иоанн Креститель (см: Мф. 3: 13–17).

В тропаре праздника читаем: «Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова Отца; Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!»

Крещение Господне – это неофициальное, народное название. Вопрос: «А почему тогда освящение воды совершается не только в праздник, но и утром накануне?» Эта традиция восходит еще к IV веку, когда крестить людей было принято не в любой день, а лишь в определенные, в том числе и в Крещенский сочельник, чтобы в сам праздник новокрещеные уже могли причаститься. Вода освящалась как раз для того, чтобы их покрестить, а не на раздачу. Освящение воды для всех верующих было только в сам праздник.

Кстати, позже для того, чтобы крестить людей, было принято использовать не Крещенскую воду, а освященную особым отдельным чином, который существует и до сих пор. Прошли века, крестят теперь практически в любой день в году, а традиция дважды освящать воду осталась.

Так что развенчаем этот миф о «разной» воде. Как утром, так и в ночь одни и те же священники служат Одному и Тому же Богу в одних и тех же храмах один и тот же чин великого освящения с одними и теми же молитвами. Так что это одна и та же вода.

Прошли века, крестят теперь в любой день в году, а традиция дважды освящать воду осталась

Современное объяснение этой традиции такое: вода освящается заранее, чтобы те, кто не сможет быть на ночной службе, набрали эту святыню заранее и дома встретили праздник Крещения принятием святой воды.

Миф 2. Святая вода как магический артефакт


По-гречески эта вода называется Агиасма, что значит «Великая святыня». И отношение к ней должно быть соответственное: почтительное и благочестивое. Эту воду с молитвой и благодарностью Богу мы пьем во исцеление души и тела. Конечно, во время окропления водой храмов и жилищ капли попадают везде: и на пол, и в углы, за мебель. Но этим мы освящаем то место, где живем сами, а капли воды потом высыхают. В древности, когда большинство людей жили на своей земле, многие благочестиво омывали ей лицо во дворе: вода стекала и впитывалась в землю.

Однажды я услышал от церковных работников про человека, который пришел набрать себе много пятилитровых бутылей. На вопрос «Зачем вам так много?» он ответил, что каждое утро омывает ей голову. Живет он в обычной квартире. Тут нужно разобрать два момента. Во-первых, это эгоистично. Пришло множество людей, все ждут очереди, а этот человек занял немалое время и всех церковных работников. Мол, мне больше всех надо. А остальные пусть ждут, пока я себе сотню литров не наберу. Как-то не по-христиански.

Кстати, всегда можно принести в храм не пустые бутылки, а воду – вам ее освятят в любом объеме. Это быстро и удобно. Я уж не говорю о том, что храмы и монастыри, как и все, платят за воду по счетчику.

Всегда можно принести в храм не пустые бутылки, а воду – вам ее освятят в любом объеме

Во-вторых, когда человек омывает ей голову, агиасма стекает в сливное отверстие в ванне, а там по трубам – в коллекторы к нечистотам. Такое отношение к святыне недопустимо!

Некоторые используют святую воду во всяческих гаданиях и магических ритуалах. Любая магия (хоть белой ее назовут, хоть какой) – это либо шарлатанство, либо сатанизм.

Колдун (можете назвать его любым другим словом, сути не изменит) совершает некие магические действия, чтобы заставить некие силы исполнить те или иные пожелания, как приворот-отворот, узнавание судьбы, наведение порчи, отведение болезни и так далее.

Бога нельзя «заставить» что-либо сделать с помощью заклинаний. Он – Всемогущий Творец, Он создал весь мир, его законы и нас с вами. Мы Его можем только попросить, а значит, колдуны взаимодействуют не с Богом. Они договариваются с иными силами. Механизм прост: использование святыни (воды, икон или освященных свечей) в магии – это осквернение святыни. Осквернение – прекрасная оплата для демонов. А демоны, ухватившись за душу «клиента», потом сами собой не отстанут. Оно вам надо?

В общем, эту святыню можно использовать только для освящения жилищ, предметов и себя самих. Это не магический артефакт. Никакого использования в магии, кулинарии, косметологии и так далее. Только молитвенное благочестивое отношение.

Если нарушали – обязательно скажите об этом на исповеди.

Миф 3. Святой… водопровод?


Я думаю, вы слышали, что можно в Крещенскую ночь набрать воды из-под крана, и она будет святой. Быть может, вы или ваши знакомые делали так из года в год. Так вот, это неправильно. Чин освящения воды совершается в Церкви. Многие приносят свою воду, чтобы ее освятили в храме, многие приходят набрать церковной воды. Но про «святой водопровод» слышали все. Так в чем же дело?

Когда в нашей стране был безбожный советский период, людей всеми способами пытались отвадить от веры и Церкви. В ход шла и пропаганда в школе, и различные способы притеснения «для профилактики». Многим специально ставили ночные смены в праздники Пасхи, Рождества и Крещения, когда в храмах совершается ночная служба. Тогда многие люди, верившие в Бога, обращались к своим священникам с вопросом: «Как быть?» На службу не попасть, а в следующие несколько дней соседи будут пристально следить друг за другом: не пошел ли сосед в храм? Тогда это было распространенной практикой. И выход был взят из практики древних христиан, которые тоже часто подвергались гонениям.

Если не было возможности прийти в храм на праздничное богослужение, то верующие люди набирали воду в полночь в любом доступном источнике. И дома (или на работе) тайно молились, чтобы Бог, для Которого нет препятствий ни во времени, ни в расстоянии, ниспослал на эту воду благодать освящения, как и в Церкви. Молились, зная, что сейчас в храме идет служба. Есть множество свидетельств, что эта вода долго не портится. Как мы знаем, это одно из отличительных свойств агиасмы: неосвященная вода, взятая в том же источнике в обычное время, портится гораздо быстрее.

Господь действительно может освятить верующему человеку воду, набранную вне храма в Крещенскую ночь, но важно правильно понимать: если человек хочет попасть в храм на освящение, но не может в силу обстоятельств, то, набрав простую воду с молитвой и надеждой на милость Божию, он получит святую воду. По вере вашей да будет вам (Мф. 9: 29). Заметьте: освящена будет не вся вода в водопроводе, а только благочестиво набранная для этой цели.

Но если человек может пойти в храм, но просто не хочет из-за лени, полагая, что в эту ночь вода «автоматически» святая, то разочарую: Бог не действует автоматически. И при таком отношении Он воду не освятит. Это будет просто обычная вода и самообман.

Нет сил или времени именно в ночь прийти в храм? Сходите с утра или попросите знакомых, вода раздается или освящается в храме еще полдня.

Теперь немного логики о «святом водопроводе» в Крещенскую ночь. Святая вода навсегда остается святой, поэтому мы к ней благочестиво относимся: храним в отдельной бутылке, пьем только натощак с молитвой и так далее.

Если бы вся вода в водопроводе в ночь Крещения автоматически становилась святой, то она осталась бы святой навсегда. А водопровод, как в начале, так и в конце системы, соединен с водоочистными сооружениями, а через них, по сути, – со всем Мировым океаном. Будь святость воды автоматической, у нас в водопроводе круглосуточно была бы святая вода: горячая и холодная. Навсегда.

Казалось бы, здорово, но… В таком случае нам было бы нельзя пользоваться туалетом, мыться, стирать и мыть посуду. Вообще никогда. Ведь в таком случае святая вода из крана и унитаза сливалась бы в канализацию, к фекалиям и прочим нечистотам. А такое отношение к святыне, как мы знаем, недопустимо. Да и готовить на святой воде, как мы помним, тоже нельзя.

Миф 4. Разбавлять или нет?


Когда я еще был семинаристом, со мной спорил один человек. Он утверждал, что Великую агиасму разбавлять нельзя. Мол, она цельная, как молоко. И если разбавлять водой молоко, то оно станет хуже, а значит, и со святой водой этого делать нельзя. Стоит сказать, что ее, собственно, и не разбавляют. Для освящения простой воды ее не разбавляют, а святую воду вливают сверху в простую с молитвой, в частности читая тропарь Крещения. И простая вода освящается, становясь той же самой Великой агиасмой, что и влитая в нее. И после этого новой, освященной водой можно также освятить новую воду. И так можно освящать сколько угодно.

В чем же ошибка моего собеседника, спорящего о том, что святая вода, как молоко, в разбавленном виде теряет свои свойства? Попробую привести небольшую аналогию.

Божья благодать – это особая благодатная сила, наполняющая и эту воду, и все святыни, и людей, которые эту святыню принимают. В какой-то мере можно сказать, что благодать имеет свойства энергии, разве что ее нельзя измерить и изучить, так как она превыше привычных нам законов физики. Но для примера возьмем более привычную нам земную энергию. Допустим, электрическую.

Если набрать ведро обычной проточной воды, опустить в него оголенные провода под напряжением 220В и погрузить туда же свою руку (только призываю не делать так в реальности), какой будет разряд? Правильно, 220.

Если то же самое проделать с лужей воды – тоже 220. Так же и с бассейном, и любой другой емкостью. Если не отключать источник энергии, то количество воды роли не играет. Энергия водой не разбавляется.

У святой воды источник благодати – Сам Бог. А Он неиссякаем, поэтому и простая вода, освященная агиасмой, становится такой же полноценной агиасмой.

Энергия водой не разбавляется. У святой воды источник благодати – Сам Бог

К слову, у меня дома хранится неиссякаемый источник святой воды – удобная бутылочка 0,25 литра. Я беру ее на освящение квартир и машин, освящаю себе и семье воду для питья, а когда она заканчивается, я остатками освящаю немного свежей воды и наполняю ее вновь. А в праздник Богоявления просто доливаю немного новой воды к прошлогодней. И да, она не портится.

И когда я в храме раздаю святую воду (остаюсь с ночной службы до утра), мне, если честно, больно смотреть на немощных бабушек, которые набирают много воды впрок, для себя и близких, а потом несут ее, бедненькие, сгибаясь под этой тяжестью…

Миф 5. Крещенские купания


И на сладкое. Многие мирские люди уверены, что окунание в освященную прорубь смывает с человека грехи. Это не более, чем суеверие, возникшее из-за неверного понимания таинства Крещения.

Таинство, в котором крестят человека в православную веру, действительно омывает все грехи с человека. Но это Таинство совершается над человеком один раз в жизни. А купание в проруби в праздник Крещения Господня – это просто народная традиция. Это совершенно не одно и то же, что настоящее Крещение в храме. Это просто купание.

Купание в проруби в праздник Крещения – просто народная традиция, просто купание
Кстати, некоторые как раз уверены, что троекратное окунание в прорубь – аналог Крещения. Если человек окунулся трижды, то он покрестился. Нет.

Полноценное Крещение – особое Таинство, которое, как и исповедь, может совершить только священник. В некоторых случаях, «страха ради смертнаго», крестить может и мирянин, но потом нужно идти в храм, чтобы Таинство восполнить недостающими молитвами и таинством Миропомазания.

Традиция окунаться в иордань Церковью не осуждается. Но большая духовная беда состоит в том, что многие люди искренне считают, что это нужно делать обязательно в Крещенскую ночь. И они вместо того, чтобы идти на богослужение в храм, идут к проруби. А это уже плохо. Можно сходить к проруби, но не в то время, пока в храме идет служба. Не вместо службы! Ведь вся суть праздника открывается именно в Церкви. Церковный устав, равно как и христианская совесть, подразумевает молитву на службе в этот день, исповедь, причащение и общую молитву на Великом освящении воды.

А традиция идти вместо этого на прорубь и окунаться (зачастую, кстати, в нетрезвом виде) не очистит от грехов. И еще, если уж вы хотите окунуться в проруби, то идите в специально оборудованные места, где дежурят спасатели и все предусмотрено.

Иерей Алексий Таах

monastery.ru

 

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15