Почему верующий христианин менее подвержен стрессам?

Депрессия, стрессы, тревожность…Что же делать в таком случае? 

Депрессия, стрессы, тревожность… Все чаще мы слышим об этих психических феноменах в повседневной жизни горожан. Безусловно, эти явления психики встречались и ранее, но почему-то сейчас они стали чуть ли не «карой Божьей» для жителей современного города. Ежедневные стрессы вносят нестерпимый дискомфорт во внутреннюю жизнь типичного обитателя мегаполиса.

Связано это с весьма примечательной характеристикой современного информационного общества. Если раньше, буквально столетие назад, социальная жизнь большинства населения носила размеренный, даже рутинной характер, то теперь те же горожане заняты гонкой за удовлетворением личных потребностей (обучение, развлечения, спорт, культурный досуг и пр.). Как хорошо известно, большее количество прав приводит и к увеличению обязанностей. Количество новых потребностей, создающих эффектную жизнь современного человека, заставляет последнего «со всеми потрохами» впрягаться в рабочую лямку. Теперь уже наверняка можно забыть о «золотом веке» человека-бездельника, описанном во многих научно-фантастических утопиях. Так, новые потребности заставляют нас перетруждаться, выгорать на работе, что приводит ко многим психическим травмам и расстройствам. Но это далеко не всё.

Новые потребности заставляют нас перетруждаться, выгорать на работе

Современная цивилизация выстраивается на основании научного рационализма, то есть все явления социальной жизни пытаются следовать законам логики и «здравого смысла». Рациональная картина повседневной жизни современного горожанина в числе других вещей состоит и в том, что поезда с автобусами приходят точно по расписанию, а терапевт из местной поликлиники ставит правильный диагноз. Такая рациональная картина состоит из множества элементов, поэтому люди довольно быстро привыкают к удобной, эффективной, комфортной жизни. Рациональная картина мира сама по себе хороша, но она искусственно выдавливает все негативные явления. Зла в настоящем не становится меньше, просто его выносят за виртуальные скобки общественной жизни.

Проблема в том, что любой сбой системы, каждая логическая неувязка, проявление дискомфорта вызывают у типичного обывателя резкое неприятие и внутреннее отторжение, которое в конечном итоге заканчиваются стрессами. Стресс возникает не в сознательной борьбе со злом или недостатками, как в христианской этике, но из-за инфантильного неприятия существования зла, поэтому любой сбой в рациональной системе создает эффект тревожности. Современная научная картина мира так долго и ожесточенно боролась с невежеством, несправедливостью, социальным неравенством, что нынешний обыватель фактически лишился иммунитета ко «злу». Современный горожанин просто разучился самостоятельно бороться со «злом», он всегда надеется на Большого брата (политические, социальные институты), но в итоге любое столкновение со «злом» вызывает тревожность и стрессы, завершающиеся при худшем сценарии глубокими депрессиями или паническими атаками.
Что же делать в таком случае? Дело в том, что научное мышление, к сожалению, является не целостным, а фрагментарным. Оно отвечает на вопрос «как?», но не дает внятных решений на вопрошание «зачем?» и «почему?». Лишь религиозное или философское мышление претендует на целостность. Религиозность предполагает целостную картину мира. Религия дает возможность взглянуть на себя со стороны. Сталкивается ли верующий христианин с тяготами и невзгодами «мира сего»? Конечно, ежедневно. Однако христианин обладает эсхатологическим мышлением, он понимает, что зло реально, но временно. Зло свойственно «миру сему» ввиду грехопадения, и действительно очень сложно отрицать данный факт. Но христианин может бороться, способен преодолеть зло. Это взрослая позиция: не отрицать наличие проблемы, но пытаться решить ее.

Стресс возникает из-за инфантильного неприятия существования зла

Так почему же настоящий верующий христианин менее подвержен стрессам? Все дело в том, что его жизненная стратегия ориентирована на борьбу с грехом и личное нравственное самосовершенствование. Христианину постоянно сопутствуют различные соблазны и искушения, которые при наличии слабой воли или теплохладности также могут обернутся психическими расстройствами. В действительности верующий христианин подготовлен мировоззренчески, а это – основательный фундамент. У христианина есть конкретная задача – нравственное совершенствование, а не коллекционирование новых удовлетворенных потребностей. Да, христианина может подвести слабая личная мотивированность или склонность к праздности, он даже может впасть в соблазнительное заблуждение, заканчивающееся также психиатрическим фиаско. Однако никто из верующих людей не будет пенять на отсутствие четкой и целостной программы действий, поскольку она изложена в Евангелии. Человеку, двигающемуся по своему жизненному пути по нравственному компасу, трудно будет свернуть к пропасти депрессии или обрыву стрессов.

Иерей Антоний Русакевич

monastery.ru