Многие люди воспринимают пост, да и все православие, как систему запретов. Как избежать этой ошибки и не испортить жизнь себе и своим близким?
Сегодня речь пойдет о соблюдении поста, точнее о том, каким должен быть пост на самом деле и о том, во что его превратили многие люди.
Пока Христос был на земле, Он постоянно называл фарисеев лицемерами и обличал их формальную религиозность. За это (отчасти) Его потом и распяли. Он проповедовал, что вера должна сопровождаться делами любви. И с негодованием относился к тому, что мы называем сейчас фарисейством: неискренней вере в Бога, основанной лишь на формальном выполнении действий.
Тема эта обширна и касается многих моментов в христианской жизни, но сейчас, в Рождественский пост, давайте заострим внимание на том, что такое пост, как его понимает Церковь и во что он, увы, превратился для многих людей.
Пост – это выражение нашей любви к Богу и время покаяния и усиленной молитвы. По сути пост является добровольным подвигом. Мы любим Господа, мы благодарны Ему за все Его милости и желаем совершить для Него хоть какой-то подвиг. Подобно ребенку, который приносит родителям свой рисунок: такой корявенький, неказистый, но созданный с искренней любовью. Стоит ли говорить, что в этот момент родительское сердце тает.
Пост – это выражение нашей любви к Богу
Примерно так же и наш пост пред Богом. Он не идеален. Мы не можем, подобно Христу, на 40 дней полностью отказаться от пищи – такое воздержание лишь погубит простого, неподготовленного человека. Поэтому в православии и было принято сделать пост посильным: отказаться от части привычных нам удовольствий на постный период.
И вроде бы мы все знаем, что отказ от пищи животного происхождения – это лишь верхушка айсберга. Самое интересное в глубине. Есть немало поговорок, раскрывающих для нас всю суть воздержания: «Пост без молитвы – просто диета», «Поститься надо духом, а не брюхом», «Если бы пост был в еде, то святыми были бы коровы» и так далее.
А моя самая любимая фраза – «Самое главное в пост – не есть людей», то есть воздерживаться от обид, осуждения, раздражения, гнева, лжи и прочего зла внутри нас. Такой пост вообще нужно стараться соблюдать всегда, но в постный период на это нужно обратить усиленное внимание.
И все мы, конечно, знаем о послаблениях. Для беременных и кормящих, а также тяжелобольных продуктовый пост отменяется, лучше воздержаться от телевизора, сладостей и прочих излишеств. А тем, у кого подневольный рацион, полагается есть то, что Господь послал. К этой категории относятся те, кто в дороге, в гостях или питается в рабочей/учебной столовой. Дома постимся по канонам, а там едим то, что доступно.
В отношении всех остальных удовольствий, таких как сладости, любимые сериалы, компьютерные игры, музыка и прочие наслаждения, нужно смотреть по совести. Каждый в этих вещах определяет себе меру поста самостоятельно, ведь пост – это личный подвиг, это отношения между Богом и человеком, поэтому пост может быть только добровольным: кто хочет – тот постится.
Пост – это личный подвиг, поэтому он может быть только добровольным
И казалось бы, все это нам знакомо и проблем нет. Но очень часто я вижу людей, для которых пост – это не подвиг любви, а навязанное издевательство. Вместо добровольного воздержания для Бога, люди воспринимают пост, да и все православие, как систему запретов. Такое восприятие веры еще святые отцы древности называли одним из видов бесовской прелести, то есть прельщения. Диавол способен извратить почти любое благо, но именно с постом это происходит особенно часто.
Такие люди постятся не потому, что любят Господа, а из страха: «Не будешь воздерживаться от животной пищи – сгоришь в аду!» Без любви пост для них стал неким подобием иудейского кашрута (учение о чистой и нечистой пище, то есть кошерной и не кошерной). Они подробно изучают состав продуктов, чтобы «не оскверниться», а то вдруг там есть молочная сыворотка. Съешь такой продукт – попадешь в ад. В гостях они выковыривают из блюд мясо, постоянно ругаются из-за этого с близкими и до ненависти осуждают всех, кто не придерживается таких же правил в жизни. И, разумеется, не обойдется без лекции, что это страшный грех – затевать веселье в пост.
Зачастую такие люди и одеваются потемнее, и ходят с «постными» лицами, напрямую нарушая слова Христа: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6: 16).
Для них все и везде – грех. Никакой музыки, никаких фильмов, никаких художественных книг. Все это, по их мнению, – дорога в ад.
И если таковые становятся старшими в семье, то жалко их семью. Никаких послаблений даже беременным. И неважно, что это – канон Церкви, и неважно, что мать и ребенок могут вообще погибнуть или заболеть от такого воздержания. Ребенок потянулся к конфете – удар по руке и крик: «Нельзя, пост идет!». Кто-то в семье позволил себе смех – домашний религиозный тиран быстро и публично доведет этого «грешника» до «покаянных» слез. А потом они удивляются, как так получилось, что дети выросли противниками Церкви и атеистами. Действительно, с чего бы это?!
А с точки зрения ребенка все просто: он не увидел от бабушки христианской любви, он увидел в ней лишь страх перед адскими муками, о которых бабушка читала в книге, и лютую злобу ко всем, кто этого не понимает и пытается возразить. Для детей в таких семьях православие – это религия страха и ненависти, и оно вызывает у них отвращение. Они не видят любви, а только строгость и злость. Все, что тебе хочется, – грех, любое альтернативное мнение – грех, вообще все вокруг – грех. А значит – дорога в ад.
Для таких «православных», забывших о любви и яростно исполняющих все правила, нет радости о Христе. И себя, и ближних они приучают к такой формальной религии. Утреннее и вечернее молитвенное правило и регулярное посещение служб для них – обуза. Они явно не хотят все это делать, но рабски обязательно все выполняют, а то «потом будете гореть в адском пламени».
Для «православных», забывших о любви и яростно исполняющих все правила, нет радости о Христе
Их жизнь похожа на полосу препятствий: не дай Бог сказать или подумать что-то не так; не перекреститься, проходя мимо иконы; случайно помыться душистым мылом в пост; случайно услышать в пост мирскую музыку... Для них Бог – это жестокий тиран, который покарает всякого, кто хоть немного оступится в жизни. И этот тиран, конечно же, отправит их в ад, если они не будут с яростью и ненавистью обличать в лицо всех грешников, хотят они того или нет.
К сожалению, именно такие «деятели» чаще всего активно выступают и на улице, и в храмах, и в интернете. Для них нет авторитетов, они «обличают в грехах» всех вокруг, осуждают всех, кроме себя, и ненавидят всех, кто считает иначе, чем и отталкивают многих людей от веры. Собственно, в этом и состоит замысел сатаны, который их прельщает.
Почему их почти невозможно переубедить? Если вдуматься, то они привыкли к рабской злобе и страху перед наказанием. Они страдают от этого, а потому и ненавидят тех, кто живет легко и свободно, тех, кто радуется посту и молитве, для кого молитвенное общение с Богом – это проявление веры, надежды и любви. Более того, им нравится страдать. Они не хотят освободиться, так как преисполнены гордыни, что они гораздо «святее» окружающих. Они гордятся своими страданиями и в этой гордыне получают удовольствие. На самом деле их даже жалко. Но вытащить таких людей очень трудно.
Мы с вами – чада Божии, хоть и добровольно зовем себя Его рабами, подчеркивая, что мы с любовью детей верно служим своему Небесному Отцу. Мы живем в радости, что Бог нас любит. И все составляющие христианской жизни, такие как молитва, пост и милостыня, для нас – проявление любви и радости о Господе. Искушение ленью, нежеланием поститься и молиться периодически настигает каждого из нас. И тогда нужно напомнить себе, кто мы и Кому мы служим своей жизнью. Мы с любовью встаем на молитву, ведь это – общение с нашим любящим Создателем; мы с любовью воздерживаемся от излишеств, потому что несем этот подвиг Господу как свой скромный дар, сделанный для Него лично нами. И знаем, что за эти действия любви и наш Отец осенит нас Своей любовью.
Мы с любовью воздерживаемся от излишеств, потому что несем этот подвиг Господу как свой скромный дар
Если у вас есть такие знакомые, искушаемые через ненависть и страх, будьте аккуратны. Не обличайте напрямую, иначе нарветесь на злобу. Просто напомните им, что Бог любит всех нас и хочет получить любовь в ответ.
Господь не заставляет нас поститься, этот подвиг должен исходить от нас. Искренне желаю всем преодолеть нынешний период поста, как и все дальнейшие, в любви и радости!
Иерей Алексий Таах