1 ноября 2022 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) был объявлен прием на обучение по программам аспирантуры и магистратуры в 2023/2024 учебном году. В 2023 году ОЦАД предлагает абитуриентам целый ряд новшеств.
На программу магистратуры «Православная теология. Каноническое право» впервые смогут поступать абитуриенты, окончившие духовные учебные заведения по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала. Магистерская программа «Православная теология. Христианские источники» преобразуется в самостоятельные профили по патрологии и исторической литургике, которые откроются в 2024 году. Пока же для будущих абитуриентов организуется дополнительная возможность подготовки к поступлению. Об изменениях в жизни ОЦАД рассказывает ректор протоиерей Максим Козлов.
Магистратура набора 2023/2024: новый профиль с церковным дипломом
— Отец Максим, с 2023/2024 учебного года на магистерскую программу «Православная теология. Каноническое право» в ОЦАД смогут поступить абитуриенты, которые окончили духовные школы по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала. На кого ориентирована эта программа и был ли на нее запрос?
— Запрос на эту программу самый большой.
Святейший Патриарх совершенно справедливо требует, чтобы в Москве настоятели имели уровень образования не ниже магистратуры, а клирики, думающие о жизненных перспективах, тянулись к повышению уровня образования.
Программа по каноническому праву особенно актуальна для клириков и сотрудников храмов и епархий с практической точки зрения, потому что связана с областью церковно-государственных отношений и позволяет ориентироваться в государственном законодательстве в отношении религиозных организаций.
До сего года в ОЦАД существовала совместная с Высшей школой экономики сетевая программа «Православная теология. Каноническое право». Выпускники получали сразу два диплома — НИУ ВШЭ и ОЦАД, оба — государственного образца. Это было очень удобно, вот только многие наши клирики, максимально заинтересованные в этой программе, юридически не имели возможности на нее поступать.
С 2023/2024 года в ОЦАД будет производиться набор на программу по каноническому праву, на которую смогут поступать абитуриенты, которые окончили духовные школы по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала. Теперь для всех, кому в работе пригодятся знания в области канонического права, открывается возможность получить степень магистра богословия с соответствующей специализацией.
— И прежняя программа, совместная с НИУ ВШЭ, сохранится?
— Конечно. Так что теперь существуют три программы, на которых изучается каноническое право: совместная программа с НИУ ВШЭ «Православная теология. Каноническое право» (которая дает два государственных диплома), самостоятельный профиль НИУ ВШЭ по направлению «Юриспруденция», по которому изучается отчасти и наша церковная тематика (диплом ВШЭ), и наша новая программа с привлечением преподавателей НИУ ВШЭ с дипломом магистра богословия образца, установленного Русской Православной Церковью. Я ожидаю большой востребованности этого профиля.
Пропедевтический курс для будущих патрологов и литургистов
— Вторая новинка 2023/2024 года — это «пропедевтический курс». Он актуален для всех абитуриентов магистратуры?
— Курс вводится под преобразуемую магистерскую программу «Православная теология. Христианские источники», в которой мы планируем сделать два профиля — «Патрология» и «Историческая литургика» на базе того, что существовало прежде.
— Слушатели курса будут уже студентами ОЦАД или это скорее аналог подготовительных курсов?
— Вопрос о том, как юридически конституировать «пропедевтический курс» по отношению к магистратуре, мы сейчас прорабатываем. Возможны разные подходы.
Один из перспективных вариантов — реализовывать курс в качестве однолетней программы профессиональной переподготовки. Поскольку программы профессиональной переподготовки реализуются в рамках дополнительного профессионального образования, абитуриенты, поступающие на «пропедевтический курс», будут иметь статус слушателей, а не студентов. Такое разделение предусмотрено нашим законодательством. Мы сейчас прорабатываем вопрос о том, как сделать так, чтобы пребывание слушателей «пропедевтического курса» в ОЦАД могло быть максимально комфортным, а сами слушатели в течение всего периода обучения могли быть сосредоточены исключительно на освоении программы.
— То есть курс не является обязательным для абитуриентов магистратуры?
— Освоение программы профессиональной переподготовки и не может быть обязательным условием для последующего поступления в магистратуру. Задача курса — дать абитуриентам возможность более качественно подготовиться к последующему обучению в магистратуре. В этом смысле название «пропедевтический курс» достаточно условно: оно отражает не юридической статус программы, а характер ее логической и содержательной связи с последующим обучением в магистратуре. В самое ближайшее время информация об этой новой программе появится на сайте ОЦАД.
— Вы упомянули, что программа «Православная теология. Христианские источники» будет разделена на два профиля — «Патрология» и «Историческая литургика» В чем их специфика? Казалось бы, профили фундаментальные, базовые…
— В этом и суть. В Московском регионе по благословению Святейшего Патриарха реализуется сетевое взаимодействие высших духовных учебных заведений. Смысл в том, чтобы профили магистратуры в духовных школах как можно меньше дублировали друг друга и в совокупности давали студентам возможность заниматься максимально разнообразной научной проблематикой.
К примеру, библеистика и греческая духовная словесность есть в МДА, смысла открывать аналогичную программу нет. А вот профилей по патрологии и исторической литургике как раз нет ни в одной магистратуре духовных школ, хотя это и фундаментальные области.
По патрологии мы стремимся дать базу, причем, в отличие от МДА, с упором на богословие, а не филологию. Студенты изучают тексты «золотого периода» святоотеческой письменности — от самого ее начала до VII Вселенского Собора. Дальше они смогут двигаться по разным траекториям — уйти в изучение более поздних византийских авторов или, к примеру, при изучении дополнительных языков — сирийского, коптского и армянского, — в сопредельные патрологические области.
Историческая литургика — очень важная дисциплина, которая сейчас требует особого попечения. С одной стороны, по ней решительно не хватает преподавателей, с другой, это одна из дисциплин, которые наименее хорошо усваиваются в бакалавриатах семинарий.
Новые методики преподавания литургики были разработаны силами наших ведущих литургистов и сейчас апробируются в МДА. В ОЦАД мы планируем готовить специалистов, которые потенциально могли бы стать преподавателями литургики и, Бог даст, переломить кризисную ситуацию в бакалавриате. Профиль откроется только с 2024/2025 учебного года.
— То есть только через полтора года.
— Да, так что время на его разработку есть. Однако для хорошего уровня обучения нужно готовить не только программы, но и абитуриентов. Занятия исторической литургикой и патрологией требуют достаточного знания древних языков. Не будем расширяться сверх меры — греческого и латинского. Мы понимаем, что не все, кто хотел бы заниматься литургикой или патрологией, на момент поступления хорошо ими владеют. Цель «пропедевтического курса» — дать абитуриентам возможность выровнять уровень знаний древних языков, чтобы дальнейшее обучение шло максимально полноценно.
— Одного года хватит?
— Существуют вполне продвинутые методики преподавания древних языков, которые апробировали, в частности, сотрудники Греко-латинского кабинета Ю.А. Шичалина. Есть и другие начинания. Так что вывести студентов на чтение авторских текстов за короткий интенсивный курс можно.
Если человек приходит с достаточным знанием древних языков, скажем, после кафедры классической филологии МГУ, он сможет поступить на первый курс магистратуры, минуя «пропедевтический курс».
— То есть для поступления уже на 1 курс нужно будет держать экзамен на знание древних языков?
— Да, язык нужно знать на уровне чтения со словарем авторского текста средней сложности — житийного (к примеру, житие преподобной Марии Египетской), богословского (творения преподобного Иоанна Дамаскина), литургического (тексты служб двунадесятых праздников).
— На «пропедевтическом курсе» будут только языковые пары или что-то еще?
— Еще предполагаются пары, связанные с углубленным изучением богословия и адресно ориентированные либо на патрологов, либо на литургистов.
— Для выпускников «пропедевтического курса» будут льготы при поступлении?
— Выпускникам «пропедевтического курса», как и остальным абитуриентам, необходимо будет в полном объеме сдавать вступительные испытания и своими фактическими знаниями подтвердить, что они готовы к обучению в магистратуре. Все абитуриенты будут находиться в равных условиях.
В данном случае дело не в льготах, а в том, что обучение на «пропедевтическом курсе» даст возможность лучше подготовиться к обучению в магистратуре. Ведь если студент не будет знать латынь и греческий в достаточной мере, так что ему нужно будет открывать учебник Мирошенковой и Федорова или Козаржевского и смотреть в него с приятным удивлением, то какая ему литургика и патрология?
Прежние профили и новые имена
— Две магистерские программы меняют свое название. Зачем?
— Смысл переименований — сделать содержание программ более понятным и дать абитуриентам представление о том, специалистами в какой области они будут выходить. Это естественный процесс развития образовательных программ.
Например, при всем уважении к существовавшей программе «Православная теология. Христианские источники» и ярким, творческим людям, которые на ней преподавали и преподают, возникал вопрос, какова специализация ее выпускников — библеистика, история Церкви, патрология? По факту, это были люди, прослушавшие ряд ярких авторских курсов и непонятно на чем специализирующиеся. Все же задача магистратуры — помочь человеку определиться с последующей жизненной, в том числе рабочей траекторией. Поэтому мы решили разделить программу на две и дать им названия, понятные с т.з. специализации — «Историческая литургика» и «Патрология».
— Понятно. А вторая программа?
— Магистерская программа «Православная теология в современности. Философия и история религии» с набора 2023 г. будет называться «Теология в общественном пространстве». Название подводит нас к богословскому осмыслению роли Церкви и шире — религии в современном обществе.
Меняет название и партнерская программа НИУ ВШЭ «Философия и история религии», которая с 2023 г. переименуется в «Религия и общество». И с нашей точки зрения, и с точки зрения коллег из НИУ ВШЭ, переименование делает программу более адресной и ориентированной на практику: сразу ясно, что будет изучаться социологический контекст, речь пойдет о религиоведческом подходе к осмыслению места религии в обществе, а выпускники станут социологами в области религии, т.е. более-менее ясно, где им можно трудоустроиться. Все же философ, человек, размышляющий о философии и истории религии — специализация менее конкретная и ее выпускникам не всегда может быть очевидно, где приложить свои знания.
Новые Диссертационные советы и особенности поступления в аспирантуру
— В наборе 2023/2024 учебного года в ОЦАД аспиранты будут поступать на укрупненную группу специальностей «Теология», а распределение на три специальности — «Теоретическая теология», «Историческая теология» и «Практическая теология» — произойдет уже после зачисления. Это что-то принципиально новое или то же, что раньше, просто иначе оформлено?
— Аспирантуры от работы по ФГОС перешли на работу по Федеральным государственным требованиям, в соответствии с изменениями законодательства,
Если прежде «Теология» существовала как единое направление, теперь в классификаторе есть три ветви, которые вы назвали. Аспиранты будут работать в русле одной из них в зависимости от тематики диссертации, чтобы защищаться в соответствии со стандартами современного государственного законодательства. В плане самой учебы в аспирантуре ничего не меняется.
— Разделение на три ветви связано с формированием диссертационных советов?
— Да. Сейчас на заключительных стадиях утверждения ВАК находится новый состав Диссертационного совета по теологии, который сформирован тремя вузами — ОЦАД, МДА и МГУ. Мы рады этому партнерству, очень почетному для ОЦАД — быть вместе с МДА, которая является прямой преемницей старейшему российскому вузу Славяно-греко-латинской академии и с ведущим вузом нашей страны — Московским государственным университетом. Этот совет уже получил утверждение Экспертного совета ВАК по теологии и Президиума ВАК и в ближайшее время ожидается издание приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, который завершит процесс создания совета.
— Речь идет об изучении только православной теологии?
— Да. В современной редакции Номенклатуры научных специальностей «Теология» имеет конфессиональный характер, что, на мой взгляд, очень правильно. Мы подавали заявку на создание диссертационного совета по православной теологии. Представители других традиционных религий России имеют возможность формировать соответствующий диссертационный совет в рамках близких им вузов.
— Для аспирантуры тоже актуальна тема диплома, с которым абитуриент будет поступать. Я правильно понимаю, что в 2023/2024 в аспирантуре ОЦАД сохранится возможность поступать тем, кто ранее обучался по программам подготовки служителей и религиозного персонала? Это ведь очень актуально для священства.
— Да, безусловно. В ОЦАД наряду с упомянутым ВАКовским советом работают церковный кандидатский и церковный докторский советы, в которых могут защищаться те, кто оканчивает церковную программу. Преимущественно это, действительно, священнослужители, церковные труженики. Мы не должны закрыть для них возможность повышения научной квалификации.
— На перспективу планируется оставлять церковные Диссертационные советы?
— В среднесрочной перспективе — да. В декабре 2021 года на заседании Священного Синода Святейший Патриарх поставил задачу максимум в пятилетний срок всем духовным семинариям получить государственную аккредитацию. Стабильное существование в качестве высших духовных учебных заведений продолжат только те, кто это сделает.
Думаю, к завершению этого процесса сохранение чисто церковных диссертационных советов потеряет свою актуальность, и мы сможем проводить защиты только в рамках ВАКовских советов.
— ВАКовских советов по теологии у нас несколько?
— Сейчас, помимо совета МГУ, МДА и ОЦАД, на стадии утверждения находится диссертационный ВАКовский совет, созданный совместно ПСТГУ и Санкт-Петербургской духовной академией. Этот совет также прошел необходимые этапы утверждения со стороны Экспертного совета ВАК по теологии и Президиума ВАК и должен быть в скором времени создан. Возможно, будут формироваться и другие советы.
— Идет ли речь о возможности признания на государственном уровне дипломов, которые были получены в духовных школах до 2013 года?
— Сейчас на эту давнюю тему ведется активный церковно-государственный диалог, ведь до 2013 года, до выхода нынешнего Закона об образовании духовные школы попросту не могли выдавать дипломы государственного образца. Если этот вопрос, как мы очень надеемся, будет принципиально решен разумным образом, т.е. в сторону признания действительности образования, полученного в прежние десятилетия, тема специфической церковной аспирантуры будет закрыта.
— В целом, тем, кто имеет такой диплом и не хочет ждать завершения диалога, стоит поторопиться и успеть до 2028 года?
— Да, лучше не откладывать защиту дальше пятилетнего срока.
«ОЦАД — это не аспирантура и докторантура при ОВЦС»
— Теология — фундаментальная специальность, в общем, это про ядро нашей веры. При этом ОЦАД исторически связана с ОВЦС. Сегодня специалисты-теологи будут скорее ориентироваться на то, чтобы пополнить ряды сотрудников ОВЦС, или это именно занятия наукой без ориентации на работу в Отделе? Вопрос и про магистров тоже.
— Я думаю, что справедливо сейчас будет внести некоторую корректировку.
В прежние годы, в силу совмещения должностей ректора ОЦАД и председателя ОВЦС, ОЦАД занимала особое место в системе высшего духовного образования Русской Православной Церкви. Нынешний вектор состоит в том, чтобы уйти от некоторой внесистемности ОЦАД в пространстве высшего духовного образования и позиционировать ее иначе. Это должно быть одно из центральных высших духовных учебных заведений, центральных по статусу, то есть такое, которое готовит общецерковные кадры высшей научной квалификации, специалистов для всей Церкви,
Сохранение добрых отношений с ОВЦС — важная часть нашей жизни и работы, но только часть. Вместе с ОВЦС, по решению Святейшего Патриарха, мы будем продолжать издавать журнал «Церковь и время», у нас продолжает работать магистерский профиль, связанный с подготовкой специалистов в области внешних церковных связей, на котором работают многие сотрудники отдела.
Но при этом давайте четко скажем: ОЦАД — это не аспирантура и докторантура при ОВЦС. Это самостоятельный церковный вуз, ориентированный на всю систему высшего духовного образования и церковную науку в целом. Те профили магистратуры, которые функционируют сегодня и те, которые планируются к открытию, предполагают ориентацию значительно более широкую, чем узкопрофильная подготовка специалистов для ОВЦС. Скажем так, мы не аспирантура при церковном МИДе. Мы магистратура, аспирантура и докторантура для всей системы высшего духовного образования. И наша важнейшая задача сейчас — восстановить учебно-научное реноме и статус ОЦАД не только по положению, но и по характеру деятельности — как основательного учебно-научного заведения по плодам и результатам
Набор 2023/2024: филоксения и преимущества при поступлении
— Кто для вас идеальный студент и кого вы ждете в ОЦАД в 2023/2024 учебном году?
— С одной стороны, мы хотели бы проявить, что называется, филоксению и сделать ОЦАД привлекательным и гостеприимным для клириков Москвы и сопредельных епархий местом, в котором они смогут получить знания, действительно необходимые в их служении. С другой стороны, мы ждем ярких, талантливых выпускников бакалавриатов наших высших духовных учебных заведений.
В этой связи хотел бы сказать, что Святейший Патриарх благословил весной 2023 года (ориентировочно, в мае) провести для выпускников бакалавриатов вторую Олимпиаду по теологии, которую организуют совместно Патриарший совет по культуре и Учебный комитет. Первая Олимпиада прошла весной 2022 года. Базовым вузом для проведения очного тура в этом учебном году будет ОЦАД, чему мы очень рады. Надеемся, что часть участников Олимпиады захочет продолжить обучение в нашей магистратуре.
— Олимпиада даст преимущества при поступлении?
— Да, безусловно. Победители Олимпиады будут пользоваться дополнительными преимуществами при поступлении в магистратуры высших духовных учебных заведений нашей Церкви. Думаю, диплом победителя общецерковной Олимпиады приведет к тому, что, скорее, магистратуры будут искать лауреата и предлагать ему различные бонусы с тем, чтобы он сделал выбор в их пользу. Тем более, Святейший Патриарх поручил Учебному комитету помогать победителям Олимпиады в дальнейшей жизни, с тем чтобы их знания и таланты не пропали втуне.
— Планируется ли в перспективе открыть в ОЦАД бакалавриат?
— На сегодня нет. Мне периодически ставили этот вопрос. Думаю, специфика ОЦАД может состоять в том, чтобы быть равно удаленной от бакалавриатов всех высших духовных учебных заведений.
Все же, как бы то ни было, сегодня выпускник обычно идет в магистратуру семинарии, бакалавриат которой окончил. С одной стороны, это очень хорошо, потому что продолжает некую образовательную традицию, с другой, мы знаем, как бывает полезна академическая мобильность, как важно человеку, наряду с тем кругом преподавателей и традиций, которые он узнал в одном месте, приобщиться к тем, которые есть в другом высшем духовном учебном заведении. Важная роль ОЦАД — дать простор для академической мобильности наших студентов.