Иисус Христос много раз наставлял учеников, что Отец Небесный не откажет Своим любимым детям в просьбах. Если Бог заботится о нуждах даже мелких птичек и полевых травинок, то неужели Он оставит любимых Своих детей без того, что им нужно?
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучитесь, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащемуся отворят (Мф 7:7–11)
— так звучит крылатое выражение в русском переводе.
Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам: всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает, и толкущему отверзется — а это церковнославянский текст.
Евангельские изречения стали неотъемлемой частью русской литературной речи. Одни из них приобрели новое значение, другие всё еще близко ассоциируются с религией, а третьи и сохранили первоначальный смысл, и используются в новом контексте. К последним относится выражение «Просите, и дано будет вам». Одни авторы, цитируя его, упоминают Христа и Евангелие, а другие лишь имеют в виду, что тот, кто настойчиво чего-то добивается, получит это.
Иисус Христос много раз наставлял учеников, что Отец Небесный не откажет Своим любимым детям в просьбах. Если Бог заботится о нуждах даже мелких птичек и полевых травинок, то неужели Он оставит любимых Своих детей без того, что им нужно? О молитве Иисус Христос говорил много раз в Евангелии. Именно эту фразу можно встретить в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки.
«Просите, и дано будет Вам» в Библии
Прочитаем оба отрывка, чтобы понять смысл выражения «Просите, и дано будет» в Библии.
В Евангелии от Матфея (Мф 7:7–11):
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучитесь, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащемуся отворят. Или есть между вами такой человек, у которого сын его попросит хлеба, а он подаст ему камень? Или рыбы попросит, а он подаст ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете давать дары благие детям вашим, тем более Отец ваш, Который на небесах, даст благо просящим у Него.
На церковнославянском:
Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам: всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает, и толкущему отверзется. Или кто есть от вас человек, его же аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему? Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящым у него.
В Евангелии от Луки:
И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
На церковнославянском:
И рече к ним: кто от вас имать друга, и идет к нему в полунощи, и речет ему: друже, даждь ми взаим три хлебы: понеже друг прииде с пути ко мне, и не имам чесо предложити ему. И той извнутрь отвещав речет: не твори ми труды: уже двери затворены суть, и дети моя со мною на ложи суть: (и) не могу востав дати тебе. Глаголю же вам: аще и не даст ему востав, зане друг ему есть: но за безочьство его, востав даст ему, елика требует. И аз вам глаголю: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам: всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает, и толкущему отверзется. Котораго же вас отца воспросит сын хлеба, еда камень подаст ему? или рыбы, еда в рыбы место змию подаст ему? или аще попросит яица, еда подаст ему скорпию? Аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец, иже с небесе, даст Духа святагопросящым у него?
Однажды ко Христу ученики сами обратились с вопросом, как правильно молиться, и Господь дал им молитву «Отче наш». При этом Иисус рассказал притчу о человеке, который посреди ночи пришел к другу просить хлеба, и тот был вынужден уступить из-за настойчивости просившего. Если человек, не будучи настолько добр, как Бог, и то склоняется на милость, то неужели Бог будет немилостив? Более того, Иисус учит, чтобы мы признавали Всевышнего нашим Отцом. Может ли любящий отец отнестись к просьбе сына с равнодушием или жестокостью? Нет, и тем более так не поступит Отец Небесный, у Которого всякое даяние доброе и всякий дар совершенный (Иак 1:17). Итак, заключает Господь, просите, то есть молитесь, и дано будет вам от Бога, если вы будете настойчивы в молитве и не будете унывать.
Только важно помнить, что молитва – это не магическая формула для исполнения желаний. Из любви к нам Бог не все просьбы исполняет всегда так, как нам бы этого хотлось. Не исполнит Он молитвы о причинении зла другому человеку. Не даст Он и мирского богатства, если увидит, что оно послужит к падению человека в грех. Но есть просьба, которую Бог исполнит для любого, по-настоящему желающего: Он даст Духа Святого. Каковы действия Его благодати – сказано в Новом Завете: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23).Если просить благодати, не сомневаясь, всего этого возможно достигнуть.
Зачем Бог заповедует молиться, если Он Сам заранее знает, чего будет просить человек? Потому что Он знает, что духовная жизнь человека — в единении с Ним, а единение происходит в молитве.
Чаще всего фразу просите, и дано будет вам можно увидеть в духовных и околодуховных текстах, однако иногда ею украшают и светскую речь, имея в виду: «добивайтесь своего, ваше упорство будет вознаграждено». Это же имеют в виду, произнося подобное выражение из того же места Евангелия — ищите, и обрящете. Но первоначальный смысл остаётся ясным: Бог слышит все молитвы Своих детей, верных Ему, и ответит на них тем или иным образом, но во благо человеку.