165

Когда я уезжаю на спортивные сборы, я приближаюсь к Богу. Прошу у Господа не победы, а возможности пройти свой путь с достоинством.

Михаил Юрьевич Суриков родился, вырос и по сей день живет в старинном русском городе Вологде. Ему 45, он – семикратный чемпион мира по боевым единоборствам. Установил 16 мировых рекордов и 17 российских рекордов, которые зафиксированы реестром рекордов России и международным агентством InterRecord (аналог «Книги рекордов Гиннесса»). Является первым спортсменом из России, которого включили в европейский и международный Зал славы воинских боевых искусств. Также Михаил первый в мире спортсмен, завоевавший 7 медалей на одном чемпионате мира, первый в мире спортсмен, который смог за 117 минут провести без отдыха 51 поединок по борьбе. Награжден медалью Суворова за духовно-нравственное и патриотическое воспитание юного и молодого поколения в 2021 году в рамках премии «Золотое перо». Мы поговорили с Михаилом о его непростом детстве, спорте, пути к вере, войне и любви Божьей, которую спортсмен всегда ставит во главу угла своей жизни.

 

1.jpg.jpeg

– Михаил, расскажи немного о своей молодости. Она ведь выпала на неспокойное для страны время…

– Я застал время могучего Советского Союза. Распада страны еще не было. Все мы были вместе, были единой страной и единым народом. Папа мой был военным, жили мы в деревянном, но очень хорошем и комфортном доме. Потом отцу дали квартиру, маме предлагались субсидии, как лаборанту оптико-механического завода… Да, стояли в очереди на автомобили, но это были живые очереди, в результате которых осуществлялись наши мечты. Все было слажено и двигалось в едином контексте. Я вспоминаю об этом времени с гордостью.

Когда мне исполнилось 11 лет, начался период распада. Мир поменялся. Мы повзрослели гораздо раньше, чем это нужно было. Кризис привел к росту преступности. Появлялись какие-то банды и шайки, в какой бы город ты ни приехал. Начались какие-то внезапные и странные противостояния «район на район», «двор на двор»… Раньше это все было как забава, а стало жестоким противостоянием с применением холодного оружия. Появлялись вроде бы какие-то негласные «правила чести», которые на практике реально нарушались. Был инцидент: я шел с мамой, а на меня напали шесть человек. Пришлось защищать и себя, и свою маму (ее в первую очередь).

Воспитание происходит в семье. Бабушка была верующей. Я видел веру в Богу, молитвы близких. А папе не разрешали даже носить крестик, он был членом КПСС, и в храм мы не могли ходить. Как только разрешили (мне было 12–13 лет), я сразу пошел в церковь креститься.

– Это было твое решение?

– Да. Бабушка говорила: «Давай дождемся выходных». А я настаивал, что прямо сейчас надо идти креститься. В храме меня спросили, крещусь я ради моды или ради веры. Я ответил, что ради веры. А мне нужна была духовная опора. Боевыми единоборствами я уже к тому моменту занимался. Это мне привил отец. Как уже сказал, воспитывался я в русских традициях и в окружении русской культуры. Постоянно играла гармошка, прадеды или знакомые играли на инструментах, видел я русскую пляску. В красном углу стояли иконы. Успел застать прабабушку и соприкоснуться с ней как с носительницей традиции. Папа надел крестик, когда стало «можно» (он уже был крещеным). Образом для подражания были святорусские богатыри. Хотя были и другие примеры, из современной культуры. Например, Брюс Ли. Он мне тоже нравился. Я чувствовал: чтобы подняться высоко в спорте, нужна духовная поддержка. И я видел, как верующие люди укреплялись в вере у меня на глазах. Кто-то рассказывал свои истории, в том числе и вернувшиеся из Афганистана военные. Я видел, как людей Господь спасал и поддерживал. Поэтому, когда мы столкнулись с тяжелым временем, спорт стал приоритетом. В драках на улице против тебя участвовали спортсмены. Часто приходилось драться один на один. Наверное, за три года до армии у меня было около тысячи драк.

Образом для подражания были святорусские богатыри

– Каждый день.

– И это не значит, что я был задирой. Наоборот. Я был самый маленький, самый щуплый. Меня постоянно задирали. Приходилось заступаться за друзей. Пусть я весил 60 килограмм, но был с характером. Тренировался по 5–8 часов в день. Зачастую приходилось даже заступаться за старших ребят. Часто звали прийти на помощь. Идешь по городу – могли напасть, попытаться отнять деньги. Могли встретить по дороге в школу…

– Тяжелое время.

– Еда пропала отовсюду! Процветало воровство. Ты идешь с талончиком, на тебя нападают, талончик хотят отобрать. Приходилось и за других заступаться как раз по этой причине. Было как-то: я с утра просыпаюсь, бегу кросс, выпиваю стакан теплой воды, а на плите стоит еда. И мама говорит: «Тебе либо на обед, либо на ужин. Выбирай сам». (Михаил тяжело вздыхает). Еще и папа с мамой разошлись. В общем, период начался в жизни не самый простой. Папа потерял работу. Мы с мамой жили вдвоем. Чтобы сэкономить деньги на проезде и купить нам еды, она ходила пешком на работу – в другой конец города. И все это, как я уже сказал, произошло резко. В один день – и ты остался без еды на столе. В единственных ботинках приходилось ходить во все сезоны. Буквально приходилось выживать.

Бывало, приходишь на соревнования… А ты голодный. Урвешь где-то кусок хлеба и идешь выступать. Времена были очень тяжелые. Они стали бесценным опытом для закалки и понимания жизни. Как сейчас живут юные и молодые ребята и как мы жили тогда… Повторения не хочется. А время то, как я считаю, стало следствием нашего безбожного прошлого. Мы отступили от веры. И посмотрите, как мы живем сегодня. И все жалуемся. Но показать бы нам то время или просто его ощутить. Конечно, никто бы не захотел «туда».

– Что стало твоим первым спортивным увлечением?

– Как уже говорил, я вдохновлялся Брюсом Ли. Начинал я с бокса и рукопашного боя. Потом пришло боевое самбо. Дальше я создал собственную систему, и увлечение спортом стало своеобразной закалкой внутреннего стержня. Например, спорт помогает в духовной жизни очень сильно. Я очень рад, когда уезжаю на спортивные сборы.

– Почему?

– Я приближаюсь к Богу. Уехав на соревнования, я отрываюсь от всего, от работы и суеты. У меня по две тренировки в день. А остальное время я могу посвящать Богу. Я молюсь, мне это очень нравится и дает крепкое духовное подспорье. Да, бывает, прихожу уставший после тренировки. Но, читая молитву даже сидя или лежа, всегда соприкасаюсь с Богом. Я прошу у Господа не победы, а возможности пройти свой путь с достоинством. Может, прозвучит для кого-то удивительно, но спорт помогает мне в покаянии. В занятиях спортом проявляется и смирение, и терпение… Эти качества из слов превращаются в реальность, раскрываются в сердце. На сборах у тебя несколько тренировок в день, с сильными соперниками приходится сражаться и бороться. Но ты должен получать как можно больше нагрузки, если хочешь побеждать. А на соревнованиях ты выходишь и на практике понимаешь слова Суворова: «Тяжело в учении, легко в бою». И после каждых соревнований ты понимаешь, что любая победа – от Бога. После всех испытаний на соревнованиях с чувством глубокого покаяния я возношу молитву Богу.

Я прошу у Господа не победы, а возможности пройти свой путь с достоинством

Мне кажется, что после каждого такого момента я к Богу становлюсь еще ближе.

– Спорт помог тебе и в жизни.

– Да, я сделал себе имя. Как боец сформировался еще до армии, выиграв все соревнования на Северо-Западе России. Я ездил на турниры по боксу, кикбоксингу, рукопашному бою, боевому самбо. Где можно было себя применить – на всех соревнованиях я выступал. Даже в Москве по кунг-фу выступал. Познакомился в одном спортивном лагере с «дедом» русского рукопашного боя Владимиром Викторовичем Карповым, который оформил окончательно мой путь «православного воина». И в том лагере мне пришлось сражаться с представителями разных стилей. Всех победил. Карпов был доволен, да так, что приехал в Вологду меня тренировать. Он меня обучал не просто единоборствам, но и традиционной культуре. А потом пришел момент, и меня забрали в армию.

– Я знаю, что ты – участник боевых действий. Считаешь ли ты промыслительным, что попал на войну?

– Началась первая чеченская кампания. Я был патриотом своей страны (меня отец так воспитал). Папа мне сказал (он к тому моменту устроился на хорошую работу), что у него есть все возможности оставить меня служить поближе к дому и в хорошей части. Я ответил: «Пап, ты меня воспитывал правильно». Почему меня в спорт отдали? Отец хотел видеть воина, настоящего защитника отечества. Так я принял решение, что пойду служить, куда меня отправят.

– И тебя отправили…

– В спецназ внутренних войск. Это было промыслительно. На войне я стал еще ближе к Богу. Там я почувствовал, что Бог есть. Главное, что я вынес для себя из того времени, – так это принцип, оставленный нам Господом: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Друзья для меня всегда были на одном из первых мест. Именно на войне я понял, что такое настоящая дружба. На войне я научился молиться, искренне и горячо. Конечно, закалился мой характер – для хороших и добрых дел в будущем.

Конечно же, я получил опыт любви к Родине. Для нашей семьи это были не пустые слова. Отец всегда мне рассказывал о нравственной стороне любви к своей стране. Эти разговоры всегда подкреплялись конкретными примерами. Это помогает мне сегодня в работе с подрастающим поколением, я уже могу о чем-то рассказывать на своем примере.

– Как удалось выстоять и не сломаться потом, на гражданке? Как ты восстановился, вернувшись домой?

– Благодаря отцу, маме и моим друзьям. Друзья – это те, кто помогает мне и по сей день в спорте, а тогда и после войны. Родителям ты все равно не можешь всего открыто рассказать, тем более они и так переживали. С друзьями ты можешь поделиться многим, тем более они тебя понимают с полуслова. Настоящий друг всегда рядом: и в беде, и в радости. Я подчеркиваю в очередной раз, что на жизненных примерах понял слова Бога о настоящей жертвенной любви друзей. Господь неспроста нас свел, мы с детства вместе. Даже наша жизнь в Боге сегодня проходит вместе: мы члены одной церковной общины, молимся, прислуживаем, трудимся вместе на благо Церкви и нашей малой Родины.

Но, конечно, в первую очередь – это вера в Бога. Без молитвы, чтения Священного Писания, наставления отцов Церкви – не справился бы. Выход с войны был очень тяжелым. Первые два года я засыпал под военные песни. Мог сутками не спать без них. Ставил кассету в магнитофон и так засыпал. Через полтора года после войны я познакомился с будущей супругой. Она тоже мне очень помогла, была рядом. А когда родилась дочь, это украсило наш семейный мир, и жить стало еще легче. Послал Господь такого ангела. Говорят, когда девочка рождается, войны не будет.

– Потом была тренерская работа, общественная… Расскажи о ней.

– Да, тренировать я начал, вернувшись из Чечни, сам работал в зале, выступал на небольших турнирах, потом начал ездить по России. Был как раз бум бразильского джиу-джитсу, появился грепплинг и ММА. Хотелось показать, что наш русский рукопашный бой и боевое самбо ничем не хуже. Так я стал участником международных соревнований.

Я, как Илья Муромец, в 33 года «слез с печи». Попал в сборную России, объездил всю Европу, достиг приличных результатов. Я на самом деле слабо верил, что после 33 лет можно вообще чего-то достичь серьезного. Но вот я выиграл трижды Европу по джиу-джитсу, выиграл чемпионат Старого света по грепплингу и стал семикратным (на сегодня уже восьмикратным) чемпионом мира по ММА. Этого всего я достиг после 33 лет.

Я, как Илья Муромец, в 33 года «слез с печи»

– Такие примеры, на самом деле, дают мотивацию людям, причем не только в спорте.

– И слава Богу! В планах установить еще несколько мировых рекордов. Свою карьеру как спортсмен я завершил. Последний свой чемпионат я провел в 44 года, попал в состав сборной, завоевал для команды серебряную медаль, а в общем зачете получили «золото». Боролся с травмой ноги, в финале меня из-за этого сняли, но бой не был проигран, очки мы не потеряли. Все это – благодаря Богу. Тело немощно, а дух бодрствует, как говорил апостол Павел. Я это все на себе испытал. Тело все в травмах, избитое в состязаниях, а дух тянулся к Богу. Молился я не только за себя, но и за своих противников, чтоб никаких травм у него не было, а каждый бы выступил достойно, показав свое мастерство. Я всегда с уважением относился к соперникам. У меня не было злости или ненависти, испытывал только положительные эмоции. Благодаря этому легче проводить бои, в хорошем настроении и с улыбкой. Ты куражишься в бою, тебе хочется показать «молодецкую удаль» и бойцовскую смекалку. Забористо выходишь на бой и показываешь все свое умение, накопленное за 3–4 месяца изнурительных тренировок до этого. Но все проходило с молитвой. Это важно.

– Сейчас список твоих побед внушителен...

– Да, я первый российский спортсмен, которого включили в европейский Зал славы боевых единоборств. Первый в мире спортсмен, который завоевал наибольшее количество медалей в рамках одного чемпионата (рекорд до сих пор не побит). Первый спортсмен, который нанес 12 ударов руками за секунду. Про 51 поединок по борьбе без отдыха я уже говорил.

 3.jpg.jpeg

 

Нужно сказать, что высоки и достижения моих подопечных ребят. Они получают разряды, получают звания мастеров спорта, выходят на международные соревнования. Кто-то свою жизнь связывает со спортом, кто-то использует его как «подручное» средство для профессии. Кому-то спорт нужен, чтобы сформироваться как человеку. Моя задача – добиться того, чтобы плеяда наших спортсменов попала в европейский Зал славы, чтобы ребята представляли нашу страну достойно на международной арене. Я всегда выхожу на бой с флагом Российской Федерации, для меня это тоже очень важно. И важно, чтобы играл гимн нашей страны.

– Но вернемся к твоему духовному пути. Ты пришел в Церковь совсем юным, прошел с верой войну… Но в какой-то момент ты отправился к старообрядцам. Как это произошло и почему?

– Произошло это в тот момент, когда я познакомился с Дедом еще в спортивном лагере. Он был единоверцем (православные старообрядцы в лоне РПЦ МП – прим. ред.). Рассказывал о крещении Руси, русских богатырях и сам занимался рукопашным боем. Крестился и двумя, и тремя перстами, кстати. Но тогда я был еще довольно молод и особого значения тому не придал. Позже, уже после армии, начал изучать историю России. Изучая жития древнерусских святых, я увидел их связь с той «старой» традицией. Хотелось молиться так же, как наши святые. Сейчас, конечно, разницы я уже не вижу. Но раз Господь попустил жить в Русской Церкви обеим традициям – слава Богу, так и должно быть. На все воля Божья.

Да, в какой-то момент я пошел к старообрядцам. Потому что о единоверии я еще и не знал. Присоединился к ним… Но для меня после войны очень важным было чувство любви. Скажу честно, я ее испытываю ко всем людям. У старообрядцев я столкнулся с тем, что у них разделение людей проходит очень заметно. А я после войны (где шла телесная брань) искал не новой (в данном случае духовной) брани, а мира и уединения.

Господь указал, что мы будем и должны быть вместе. И впоследствии, когда я узнал о единоверии, сразу же ушел туда, потому что это как раз соединяет нас. Моя задача как православного христианина – сделать так, чтобы мы все жили в мире и любви, в Единой Церкви. Почему еще меня привлекло единоверие – оно стоит на этом разрыве двух частей Русской Церкви, как ниточка, соединяющая одно с другим полотно, которое должно быть единым. Думаю, что со временем все вернется на круги своя и мы со старообрядцами будем вместе.

– Почему ты выбрал тот путь, которым идешь сейчас?

– Если вернуться в прошлое и еще раз прожить жизнь – я прожил бы ее точно так же. Вся моя жизнь – это стояние перед Богом и молитва Ему. Я видел свою жизнь в том, чтобы быть полезным родным и близким людям, городу, обществу, стране. Жизнь Господь дал не для того, чтобы мы ее проедали-пропивали, занимаясь бездельем или карманы набивая деньгами. Он дал жизнь, чтобы мы смогли найти Царство Небесное и постарались прожить жизнь с любовью и добром, во взаимопомощи друг другу. А чтобы найти Царство Небесное, необходима эта самая жертвенная помощь ближнему, своей семье, работе, обращаясь с молитвой к Богу. Потому что только от Бога все результаты, победы и достижения.

Вся моя жизнь – это стояние перед Богом и молитва Ему

– В заключение расскажи немного о своей общественной деятельности.

– Работа с молодежью и общественная деятельность очень широка. Езжу по всей России. Планирую поездки в Сирию и Сербию, по странам бывшего СССР. Провожу мастер-классы, общаюсь с ребятами, в том числе и на духовно-нравственные темы. Такая у меня миссия во благо мира, которую мы проводим с Василием Александровым и фондом «Руспомощь» при поддержке парламентского центра «Комплексная безопасность Отечества», в котором я сейчас работаю в рамках народной дипломатии. Мы обширно занимаемся делами милосердия, рассказываем на личных примерах о духовных и патриотических подвигах нашего народа. Говорим на своих примерах, рассказывая о том, как лично мы преодолевали те или иные личные трудности. Семейные ценности, любовь мужа и жены – это по-настоящему важно в нашем мире, об этом обязательно говорим. Рассказываем о подмене понятий в нашем мире, даже самых простых и понятных на первый взгляд слов, как любовь, доброта и милосердие.

Проектов очень много, и что приятно – они двигаются. Общественная деятельность совместно с парламентским центром, о которой я уже сказал. С режиссером Игорем Яринских участвуем в фильме «Самбист». Фильм неигровой, документальный, про Анатолия Ощепкова, Анатолия Харлампиева и Виталия Спиридонова, основоположников, создателей самбо. Кстати, фильм будет о духовной стороне этого вида борьбы. К слову, на то, чтобы вернуть самбо всему миру, Ощепкова благословил святитель Николай Японский. В съемках фильма об этом я принимаю участие в качестве спортсмена, музыканта и даже алтарника. В общем, чем Господь одарил. Духовная сторона важнее всего. Фильм будет интересный, основанный на архивных съемках, с участием известных священников и даже патриарха Кирилла. Будет сначала закрытый показа, и одним из первых его увидит Владимир Владимирович Путин. Впоследствии планируется снимать и художественный сериал «Самбист», а еще «Русский богатырь». Последняя картина уже обо мне и Вологодском крае.

Еще я лидер волонтерской роты «Боевого братства» при Юнармии. Играю на балалайке, выступаю дуэтом с преподавателем и играю сам. Принял участие в программе «Нота в ноте» митрополита Илариона (Алфеева) и Галины Ивановны Теплых. Надеюсь, что все наши труды дадут хотя бы маленькие росточки во благо нашего Отечества.

Владимир Басенков

monastery.ru