91

Иоаким и Анна приняли бесчестие, а породили Саму Кротость: Пречистую Деву Марию. А в Кротость вселяется Бог, и рождается на земле Сын Божий – Сын Девы, Источник Спасения.

У Иоакима и Анны родилась Мариам, дитя долгожданное, плод долготерпения.

Почему рождение значительных личностей Священной Истории – Исаака у Авраама с Саррой, Иосифа у Иакова и Рахили, Самсона, судьи израильского, Самуила-пророка, Предтечи Спасова Иоанна у Захарии и Елизаветы и, наконец, Самой Пречистой Девы – героев и святых, от которых зависела судьба народа Божьего и само спасение, происходило так трудно, на грани невозможного?

Все эти рождения были выстраданы. Это были плоды не первой горячей любви, не буйной страсти, но последней надежды, крайнего сокрушения, испытанного временем терпения. Им суждено было родиться в изнеможении плоти.

Плоды нашей духовной работы также являются не сразу, но в изнеможении духа. Немало трудов и времени придется положить, прежде чем осознаем мы свою немощь, и в этом неможении, в последнем и решительном сокрушении, явится Божия сила. В нашу истощенность ворвется Божия мощь! Так было и у прп. Силуана Афонского, которому явился Господь в храме из иконы именно тогда, когда духовные силы подвижника были совершенно истощены в борьбе.

Наша вера нуждается в испытании, как глина нуждается в огне, чтобы стать крепкими кирпичами в строительстве дома спасения. Кирпичи в печи помышляют, что они уже погибли, все в огне, но вот, выходят горячими и крепкими. Теперь они могут вынести многое, но брось – расколятся. Так бывают хрупки наши достижения, если мы проявим небрежение, бросим подвизаться.

Как долго пришлось ждать ветхозаветному патриарху Аврааму и жене его Сарре обещанного Богом сына! Обетования Божии повторялись, время шло, и даже Сарра потеряла веру. При последнем возвещении от Трех Божественных Ангелов она уже скорбно рассмеялась, зная свою старческую немощь, неспособность к чадородию.

Но Авраам, друг Божий и отец верующих, не терял надежды и в терпении духа породил не саркастический смех, а ликующую радость – Исаака – источник множественного Божиего народа. А значит, вера зреет в терпении и доверии Богу и рождает радость! Побеждающий уныние радостный смех – Исаак торжествует над безнадежным Сарриным сарказмом, который усмехаясь, печально говорит: «Куда уж мне?..».

В этом смысле, действительно, «Авраам родил Исаака», как мы читаем в родословной Спасителя, не потому только, что патриархат диктует правила родословных, но еще и потому, что терпение и послушание, совершенное доверие Авраама к Богу, сделало невозможное возможным. Не Сарра родила Исаака, ибо она потеряла веру в рождение, а именно Авраам духовно выносил и родил сына, выстрадал зачало Израиля, а значит и начало спасения.

Как часто мы бываем подобны в духовном плане Сарре, а не Аврааму. Не дождавшись быстрых результатов в покаянии и молитве, мы покидаем область выстраданной в терпении радости и переходим в область унылого сарказма, горькой Сарриной усмешки: «Увы мне, увы».

Но как Сарра все же спаслась через мужа, имея послушание, принесла ему сына, так и мы, даже страдая маловерием, спасемся через доверие наставникам нашим, родим послушание. То, что мы не смогли сделать по любви и вере, то сделаем хотя бы через ответственное послушание.

А родители Пречистой Девы, Иоаким и Анна, кроме испытания временем, терпели еще и поношения от соплеменников, ибо отсутствие детей было дурным знаком, признаком богооставленности или даже тайного греха.

Такая простая «справедливая» логика часто бывает вовсе не справедливой, если не жестокой. Как часто мы сами, будучи по-фарисейски «справедливы», убийственно логичны, становимся источником страдания для своих близких… Это с одной стороны. А с другой – принимая поношения, обиды, оскорбления, выстроенные в некой неумолимой логике, имея при этом какую-то свою правду и оправдание, как трудно нам бывает смирится по-настоящему, с миром, отступить сокрушенно, утопить в себе то, что даже не заслужили, и тем самым заслужить награду – плод смиренной любви – просветленную кротость.

Иоаким и Анна приняли бесчестие, а породили Саму Кротость: Пречистую Деву Марию. А в Кротость вселяется Бог, и рождается на земле Сын Божий – Сын Девы, Источник Спасения.

А это значит, что через смиренное перенесение скорби бесчестия и поношения можно спастись! Почему «можно»?! – Несомненно, спасемся! Но для подобного подвига необходима целая сумма духовных усилий. Нужно пройти Златую цепь Христовых блаженств от первой Заповеди до девятой, последней: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословит за Меня».

В Рождестве Богородицы мы видим сверхрациональную победу надежды, долготерпения, веры над всяким холодным, рассудочным, убийственным разумом. Мир все более мыслит и живет этими категориями рационального рассудка, убивая все духовное и божественное, лишая людей надежды. Но через Богородицу Деву приходит Христос, чтобы сказать нам: «ДЕРЗАЙТЕ, Я ПОБЕДИЛ МИР!»

Аминь.

valaam.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15