Мы часто молимся, просим, уповаем… Но даем Богу свободу действий и полагаемся на Его мудрый и правильный Промысл.
Велик Промысл Божий о человеке, всё делает Господь ради нашего спасения, но как же часто мы ропщем, как скорбим, когда воля Творца не совпадает с нашими представлениями о том, как всё в нашей жизни должно быть. Иеромонах Никодим (Бекенев) на очередной Пастырской встрече много времени уделил беседе о том, как не скорбеть в самых сложных жизненных обстоятельствах, как смиряться, как научиться доверять Богу.
– Как пережить потерю взрослого ребенка?
– Это тяжело. Все потери переживаются очень тяжело. И есть, конечно, четкое представление о Царствии Небесном, но это огромная скорбь, большая рана на душе, и надо смиряться. Есть какие-то обстоятельства, перед которыми мы вынуждены смириться, молиться, не опускать руки, не впадать в уныние – это очень важно, чтобы еще и не потерять себя в этот момент.
Правильная деятельность в самые сложные моменты спасает людей. Я смотрел документальный фильм про одну из страшнейших железнодорожных катастроф в Советском Союзе, в Прибалтике. Авторы сравнивали психологическое состояние нескольких людей. Одна женщина в панике убежала в лес. Ее, конечно, спасли, оказали психологическую помощь. А другая женщина в этой сложной ситуации, будучи раненой, начала активно оказывать помощь пострадавшим. Она переборола этот шок, справилась с ним. И в итоге у нее психологических последствий от этой катастрофы-аварии не было, а у той, которая в состоянии аффекта, шока убежала, диагностировали сложное психологическое расстройство. Понятно, что когда мы начинаем впадать в ступор или начинаем как-то излишне унывать и неправильно себя вести, все бывает значительно сложнее. Если мы начинаем совершать какие-то правильные серьезные действия, то нам легче пережить все эти искушения. Поэтому во время похорон любых близких людей спасает похоронная суета. Потом, конечно, мы начинаем молиться, переживать. Всегда очень тяжело от того, что мы начинаем мучиться: правильно ли мы сделали? додали ли мы все этому ушедшему близкому человеку или нет? могли бы сделать так, могли бы сделать по-другому, еще что-то. Начинаем вредное самокопание. Ему действительно поддаваться ни в коем случае нельзя, и мысли нужно эти гнать, как бесовские.
– Почему Бог такие трагедии допускает?
– У Бога Свой замысел о каждом человеке. Мы же верим в Промысл Божий и понимаем, что Богу не так важно, сколько мы денег заработали, сколько мы прожили и в конце концов что мы здесь на земле оставили, как важно состояние человеческого сердца. Господь от нас особенного ничего не требует, просто говорит: «Даждь Ми твое сердце, чадо» (см.: Притч. 23: 26).
Господь от нас ничего не требует, просто говорит: «Даждь Ми твое сердце, чадо»
В этот момент, возможно, человек был наиболее готов к встрече с Богом. Мы не можем понять, не можем узнать. Есть назидательные рассказы по этому поводу. Старец с учеником сидят в келье в женском монастыре, где служил этот старец, и старец говорит ученику, что кто-то из сестер преставился, посылает его узнать. Ученик быстренько добежал до дежурных, разбудили игуменью, проверили всех сестер в монастыре – все живы, никто не преставился. А старец говорит: «Иди узнавай еще, смотри за воротами монастыря. Я видел, как ангелы понесли душу на небо». Вышли, и, действительно, у ворот монастыря лежит гулящая женщина, блудница. И вот в этот момент Господь ее забрал, потому что она шла с покаянием в монастырь, и Господь решил, что в этот момент сердце ее наиболее готово, и забрал.
|
Мы по-своему думаем, но Господь Сам определяет. И если мы верим в Промысл Божий и придаем в руки Его наш дух, то, соответственно, и должны доверять Его Божественному о нас попечению.
Господь не попускал нам смерть. Смерть вошла в этот мир благодаря человеку. Не Господь сотворил смерть, Господь сотворил нас для жизни в Раю, дал нам все для того, чтобы мы жили в вечном общении, в созидательном, творческом процессе. Человек совершил сделку с диаволом, и в результате в мир пришли болезни и смерть. А дальше уже Господь пытается обратить наше зло нам во благо.
– Разве может в этом мире что-то произойти без благословения или попущения Господа?
– Нет. Конечно, мы верим в Промысл Божий. Но Господь дает нам свободу, уважает ее. И поэтому, когда человек по собственной воле совершил этот грех, вошел в диавольский соблазн, фактически в сделку с дьяволом, Господь дал ему эту возможность, и в этом заключается свобода. Самый ценный дар – тот дар, который нам дал Господь: жизнь и свободу. И этим надо уметь пользоваться.
– А скажите, слово может быть от Промысла Божия? Например, проклятье мать изрекла.
– Мы сами себя проклинаем. И все это условные такие вещи. Что касается родительских слов, то много бед от того, что сами родители страдают от глубины и значения собственных слов. И некоторые пытаются этим спекулировать. Прочитали и давай: «Я тебя благословляю, я тебя не благословляю…» Это такой нездоровый момент.
– Человек мог сказать: «Я тебя проклинаю» не говоря серьезно, но навлек беду.
– Это все глупости. Неужели вы думаете, что Ангел Хранитель или Господь это все примут всерьез? Нет! Люди чаще сами себе жизнь ломают.
Давайте не будем переоценивать это, потому что столько трагедий связано с этими родительскими благословениями. Расскажу вам историю, которая была недавно в нашей академии, когда мама благословляла сына на вступление в брак. Молодой человек достаточно долго встречался с девушкой, они взяли родительское благословение на свадьбу. Но материнское сердце было неспокойно, и мама поехала к одному очень духовному человеку и спросила о браке сына. А он ответил: «Как чувствуешь, так и делай». Вернувшись, мать свое благословение – за несколько дней до свадьбы – забрала. Студент звонит: «Я не знаю, что делать. Как вообще в этой ситуации быть? Такая трагедия. Невеста об этом еще не знает». Я говорю: «Давай тогда поговорим с твоей мамой».
|
Начинаем с ней разговаривать. Она рассказывает, что материнское сердце так чувствует и батюшка сказал, что нельзя так делать. А я говорю: «А вы понимаете, что вы делаете? Вы из сына своего подлеца делаете. Человек несколько лет встречался с девушкой, обещал ей жениться, вы назначили свадьбу, и сейчас вы хотите ее расстроить. Представьте, что о вас и о вашем ребенке подумает не только девушка, но друзья и близкие. Они подумают, что он подлец. А виной его подлости будут ваши великие материнские чувства? Лучше если ничего не получится, но, по крайней мере, человек не совершит подлость, даже если этот брак не состоится, даже если им придется пережить какие-то искушения. А так вы его толкаете на негодяйский поступок и на совершение жуткой подлости».
Вот вам родительские благословения. Поэтому если у вас такие вопросы возникают, и если кто-то так делает из ваших близких знакомых, посоветуйте им сходить к священникам и пообщаться с ними.
– Каждую ли молитву слышит Бог?
– Каждую молитву слышит Бог. Но как мы просим: «Вся яже ко спасению прошение», – то есть все, что для нас полезно, дай нам. И мы часто обращаемся к Богу именно с такой просьбой в молитве, чтобы Он нам подал то, что полезно для нас, и мы молимся, просим, уповаем… Но даем Ему свободу действий и полагаемся на Его мудрый и правильный Промысл, то есть на Его Божественное попечение о нас.
– Что делать если сомневаешься, что Бог тебя слышит?
– Не сомневаться.
– Важно не доводить до молитвенного травматизма?
– У всех нас свои какие-то психологические устроения: кто-то более рассудительный, кто-то более чувственный. Поэтому действительно надо советоваться со священниками. Нужно находить мир и компромисс в любом сообществе, где вы находитесь. Например, вы взяли благословение у священника помогать бомжам, а весь подъезд против. И у вас начинается война с подъездом. Или, наоборот, какие-то благочестивые люди пригрели старых больных людей, как-то так устроили, все терпят их и помогают им, а вы начинаете там творить какие-то ужасные вещи и гнать этих людей – тоже неправильно. Тут все относительно, так же, как и с помощью. Вы понимаете, апостолы сказали насчет милостыни: «Пускай она запотеет в твоей руке», – давать ее нужно с рассуждением. Те деньги, которые тебе дал Господь, ты тоже должен правильно тратить.
|
– Батюшка, можно такой житейский, практический вопрос? С той зимы у нас в подъезде живут три бомжа, и люди, причем приличные, хорошие, и соседи, верующие люди, говорят: «Пусть живут, греются, когда лето наступит, они уйдут». У них есть и родители на Украине, и дома. Они пожили и все равно вернулись, и стали вести себя ужасно. Что делать?
– Если люди хулиганят, конечно, надо удалять. А если люди живут прилично, то можно оставить. Терпеть до какого-то момента возможно, а до какого-то – нет. Тут тоже надо понимать, как исполнять заповедь о любви к ближнему, когда он проявляет излишнюю навязчивость либо хочет быть тебе чем-то большим, чем друг. Помните притчу из Евангелия о милосердном самарянине? Человек спускался из Иерусалима в Иерихон, на него разбойники напали. Самарянин в этой притче оказал необходимую помощь, не прошел мимо и, прежде всего, это как раз проявление любви. А некоторые иногда считают, что надо бомжей привести к себе домой, что надо их целовать в губы, положить их рядом с собой в одну постель … Нет, здесь все достаточно разумно. Конечно, есть какая-то особая любовь, но когда человек рыдает над бомжом – это еще не самое большое и главное проявление любви. Мы должны оказать помощь человеку, который в ней нуждается, мы не можем пройти мимо человеческого несчастья. Это не значит, что мы должны кидаться сейчас на первых попавшихся людей, целовать их и проявлять какие-то такие видимые и не весьма адекватные знаки любви. Правильно?
Здесь речь идет именно о помощи. О том, что если мы видим человека, который грешит и что-то другое делает, непотребства какие-то, и в этот момент вы начинаете его целовать… Вы понимаете, что это равносильно тому, что вы видите насильника и жертву, подбегаете и начинаете целовать обоих. Безусловно, это остановит насильника, он будет шокирован, и это неординарное решение проблемы, но дело не в этом. Если вы понимаете и видите, что люди ведут себя неправильно и создают некий дискомфорт, то попытайтесь их устроить куда-то, что-то сделать. Я не домоуправляющий, вам же эту проблему придется решать всем самим, сообща. Но тут действительно люди оказались в такой тяжелой житейской ситуации, и, чтобы не умереть зимой, они греются в подъездах, и если они себя ведут прилично… Все дозировать нужно.
– А что значит познать себя?
– Вообще вся наша жизнь направлена именно на то, чтобы мы познали себя. Мы всегда очень критично и очень серьезно оцениваем других людей со стороны, а себя, как правило, действительно недооцениваем или переоцениваем. У нас нет о себе какого-то четкого правильного мнения. Прийти к нему очень сложно, потому что когда мы совершаем зло – себя оправдываем, а совершаем какое-то доброе малое дело – себя превозносим. Бывают наоборот какие-то крайности у людей, когда они себя недооценивают, но это уже, как правило, ближе к какому-то заболеванию душевному. И действительно, надо критично к себе относиться и уметь события жизни своей как-то правильно оценивать, стараясь приближаться к адекватному, нормальному отношению к самому себе, потому что наше мнение о себе настолько далеко от реальности, что мы даже себе представить не можем.
Мы всегда очень критично оцениваем других, а себя недооцениваем или переоцениваем
– Это же очень сложно.
– Вы понимаете, что даже человек, который совершает преступление, себе в душе никогда не признается, что он плохой. У него всегда есть поводы и четкие причины для того, чтобы оправдать свой поступок. И даже если он идет в этот момент на сделку с совестью, он говорит: «Но это сейчас это так, в этот момент, но вообще я хороший и все делаю, чтобы мамочке и детям было лучше, или еще кому-то, или еще чтобы бомжам помочь».
|
– Каким надо себя считать? Самым грешным? Кому это полезно в наше время?
– Тут тоже нельзя на себя наговаривать. Речь идет о адекватном к себе отношении. Конечно нет, не должно быть какого-то безумия. Самым грешным себя считать – это как в анекдоте. Женщина говорит: «Я самая великая грешница», а про нее говорят: «Господи, пока была неверующей, тщеславилась. Стала христианкой, и тут тщеславится – великая она».
– Если в миру утверждается призыв «Не сомневайся в себе», как христианину к этому относиться?
– Вообще Господь призывает нас к совершению каких-то действий. Насчет того, чтобы не сомневаться в себе, неизвестно, насколько это так, надо бы действительно оценивать себя реально и адекватно. Если мы по своей самоуверенности возьмемся за какое-то дело, которое реально нам не по силам, например, нам нужно перепаять микросхемы в радиоприемнике, а я по образованию художник, а Алексей по образованию богослов. Я думаю, что у нас, скорее всего, не получится, и мы испортим этот приемник. Здесь нужно обращаться к тому, кто это умеет делать. Так же при трудоустройстве. Если вы идете по своему профилю и работа сложная, то дерзайте и учитесь, делайте. Если это не ваша работа и вы не учились, и вам нужно срочно научиться водить автобус по горам, к примеру, чтобы перевезти детскую группу, а вы еще не знаете, где находится сцепление, где тормоз – конечно, в такой ситуации лучше не садиться за руль и не быть самоуверенным. Все должно быть разумно, с рассуждением.
– Как научится принимать хорошие изменения в жизни?
– Радоваться. Если у вас не получается – тортик купите, друзей пригласите. Радуйтесь хорошим изменениям в жизни. С благодарностью и благодушно принимайте испытания. А что еще делать? То, что вы сломали ногу – ничего страшного. Старайтесь ее вылечить, прикладывайте к этому максимальное усилие, будьте аккуратнее, смотрите под ноги. Я думаю так. Вы можете нафантазировать лишнего. Сломали ногу – просто сломали ногу, и все. Бывает такое.
|
– В Евангелии есть момент, когда Бог изгоняет нечистую силу. Господь очищает бесноватого и говорит ему: «Иди и скажи». А во всех остальных случаях, когда Бог помогает, Он говорит не рассказывать об этом.
– Большинство чудес Господь творил видимо, явно, и это является живой проповедью. Если Он сотворил чудо в синагоге при скоплении людей, кому там еще говорить? Почитайте внимательней. Большинство чудес было сотворено на глазах людей явно, и это очень важно, то есть это не было какими-то тайными благодеяниями, Господь действовал явно и открыто.
– Человек ищет взаимности, но с моей стороны это не взаимно, и он слишком навязчив.
– Есть люди, которые съедают наше время. У нас очень много каких-то одиноких, которые действительно ищут возможности пообщаться. Мы не отказываем им во внимании, но даем столько, сколько можем дать. Поэтому и здесь, если это старушка, которая нуждается во внимании, пообщайтесь с ней, утешьте ее, но ограничьте это утешение своей временной возможностью. Если вы должны оставить свои семейные дела и три часа слушать ее рассказы – это неправильно, это будет неверно. Это будет, конечно, по-христиански, очень милосердно, но это неверно. Давайте столько, сколько у вас есть возможности. Сколько вы сами решаете и определяете. Если эта взаимность какая-то другая – тогда здесь уже не о милосердии речь идет, здесь уже вам решать.
– Как научиться верить в то, что Бог простит все грехи, в которых ты исповедовался?
– Святитель Феофан по этому поводу говорит, что надо верить, что Господь простил нам грехи на исповеди. Но это касается тех людей, которые многократно повторно исповедуют один и тот же грех на исповеди. Что он, может быть, в 15 лет случайно раздавил лягушку и до пятидесяти лет каждый день приходит и говорит: «Раздавил лягушку, скорбь меня не отпускает» – верьте, что Господь простил вам грехи на исповеди. Мы не забываем, амнезия выборочная после исповеди не наступает, остается память о грехах. Мы помним о них, смиряемся, молимся – это помогает нам осознавать себя теми, кем мы являемся – грешниками, людьми не до конца праведными, и помним о своем грехе – это тоже такой дар Божий, свойство человеческого ума. Расскажу такую притчу монашескую.
Память о грехах – это тоже дар Божий
Было два брата в монастыре, два монаха, они были дружны между собой. И в какой-то момент их обуяло некое диавольское искушение, и они оба приняли решение уйти из монастыря. Потом к ним пришло покаяние, и они оба вернулись. Друг друга в гражданской жизни, видимо, не потеряли, поддержали друг друга, и оба пришли в монастырь, покаялись игумену и попросили его принять их обратно в братию. Игумен сказал: «Хорошо», – посадил их в затвор, закрыл и сказал: «Будете здесь сидеть на хлебе и воде, пока мне не будет какого-то знака, что вас пора выпускать». И они какой-то неопределенный долгий срок просидели в этом состоянии, и игумен говорит: «Ну надо уже их открывать. Сколько можно их там держать?» Выпустили их, и вышли два человека: один – радостный, румяный пухлячок, а другой – скорбный, с впалыми глазами старец, в глубоком таком покаянном виде.
Братия стала гадать: что? как? почему так произошло? Одного спросили: «А что ты вообще там делал, что толстый такой?» Он отвечал: «Все хорошо было. Я, собственно говоря, сидел, радовался, что Господь меня простил, игумен в братию обратно взял. Так и сидел, ждал, пока все закончится, когда я смогу выйти и опять здесь с вами быть, молиться». Другого спросили: «А ты что делал?», а он отвечал: «Я скорбел о том, что я сотворил, и плакал, и кусок в горло не лез, страдал и переживал». Кто из них прав? В чем правильное или неправильное действо? Непонятно. Обоих Господь простил. И игумену Господь открыл, что они оба прощены.
Поэтому Господь и такой, и такой путь приемлет, у всех есть возможность выбора: покаяние со скорбью и с плачем принимает, и радость о спасении тоже принимает. Так что дерзайте, ищите свои дороги.
К сожалению, многие представляют христианскую жизнь как что-то такое страшное и очень скорбное. Как у второго монаха, который сидел и плакал. И забывают о радости, которая тоже очень важна. Митрополит Антоний, встречаясь с людьми, пытался дарить эту радость, пытался сказать христианам, что с христианством не кончаются радости жизни и полнота жизни не заканчивается. Господь не отнимает у нас ничего и не дает нам жизнь безрадостную только с одним упованием на Царствие Небесное в таком угрюмом состоянии. А Он дает нам и радости, и полноту жизнь тоже не отнимает. В конце концов, жизнь на Небе тоже радость. Радоваться нужно. Желание человека радоваться и не терять этой радости в христианстве вполне оправдано и серьезно. А христианство на самом деле – это радость. И все живые, все правильные вещи из него не исключаются. Нет подлости и предательства в христианстве. Это мы стараемся исключить, а не какие-то жизненные радости.