Как только мы перестаем жить по-христиански, торжествуют законы грешного мира.
Беседа с Арно Гуйоном, председателем французской гуманитарной организации «Солидарность за Косово» («Solidarité Kosovo» // https://www.solidarite-kosovo.org/)
Об этом человеке мы рассказывали на наших страницах: во время войны в Косово и Метохии молодой француз Арно Ив Гуйон (Arnaud Yves Gouillon) возмутился звериной антисербской пропагандой, решил собственными глазами увидеть то, что происходит в Косово, а когда увидел, организовал международное движение Solidarité Kosovo, занимающееся оказанием помощи гонимым сербам. Движение продолжает свою работу: десятки тысяч людей по всему миру не остаются равнодушными к страданиям православных в Косово и Метохии. А сам Арно остался в Сербии навсегда: принял Православие, женился, сейчас в его семье двое детей. Мы беседуем с ним о том, каково православному французу в православной Сербии, о лжи и клевете, от которой никто не застрахован, и о том, что нельзя считать Европу абсолютно антихристианской – есть, по его словам, радостные примеры обратного.
– Арно, по вашему мнению, какова сейчас ситуация в Косово и Метохии? Как вы считаете, долго еще продлится история с запретом на въезд в край для неугодных нынешнему косовскому руководству и его хозяев людей, оказывающих помощь православным жителям края, оставшимся там сербам?
– Убежден, что история эта, к сожалению, долгая. Начавшись несколько лет назад, сейчас запреты на посещение колыбели сербского Православия только ширятся, распространяясь на всё новых людей. Знаю – как по себе, так и по другим людям и организациям, оказывающим помощь православным сербам Косово и Метохии, – запрет распространяется как на сербские, так и на международные организации. Посыл понятен: не сметь помогать сербам, любая поддержка их рассматривается как опасность для «независимого Косова».
Не сметь помогать сербам, любая поддержка их рассматривается как опасность для «независимого Косова»
Не очень, правда, понятно, почему помощь страдающим людям – материальная, моральная, культурная – может представлять собой опасность, но оставим это на совести нынешних непрошеных хозяев края. Стремление не допускать в край тех, кто пытается рассказывать о действительном положении в нем, о бедах живущих там сербов, подвергающихся ежедневным унижениям, а то и террору – психологическому или прямо физическому, – красноречиво, на мой взгляд, свидетельствует о лицемерии и подлинных намерениях захвативших власть в Косово.
– И эти намерения, по нашим общим наблюдениям, не предусматривают существования ни Православия, ни сербов на их исторической и духовной родине.
– Абсолютно так. С каждым годом нежелание видеть объективные, честные рассказы, сообщения только увеличивается, раздражение вызывают не только политики, но и всякие неудобные журналисты, общественные деятели, писатели, режиссеры. Не знаю, порадует ли вас, но мы с вами находимся «под санкциями независимого Косова» вместе с такими людьми, как, например, Петер Хандке, лауреат Нобелевской премии по литературе, и Эмир Кустурица, знаменитый наш режиссер, – они также почему-то считают, что правда важнее пропагандистских заклинаний.
Касаясь же сегодняшней жизни сербов в Косово и Метохии, можно смело сказать: главное чувство, сопровождающее их постоянно, – это неуверенность. Я имею в виду, что человек, проснувшись утром, не может быть уверен, что он сам, его семья в течение дня не подвергнутся каким-то нападениям, грабежу, унижениям.
Человек, проснувшись утром, не может быть уверен, что он сам, его семья в течение дня не подвергнутся каким-то нападениям
Понимаете, одно дело испытать такое чувство один раз, три раза в течение жизни – совсем другое дело, когда ты с этим страхом живешь постоянно. С одной стороны, сербы абсолютно беззащитны перед бандитами, которые могут в любой момент ограбить, обокрасть, осквернить храм, кладбище. Это происходит всё чаще, кстати: с начала года количество нападений на сербов, их имущество, святыни увеличилось на 50%. А правоохранительные органы разводят руками: мол, что поделаешь, бывает, «личность злоумышленника не установлена». С другой же стороны, сама система, выстроенная в течение 14 лет албанскими властями и их хозяевами, вообще не предусматривает какого-либо участия сербов в организации жизни Косово. Сербский язык, хоть и значится в «государственных языках «Республики Косова»», но ты не можешь вести на нем делопроизводство, судебные дела и т.п. Официально не будучи запрещенным, он в действительности вычеркнут из общественной жизни, на сербском языке в колыбели сербского Православия не говорят.
– Как знакомо.
– Сербы уж привыкли. Кроме того, не будем забывать, что сейчас преследуется, причем законодательно, любое расхождение с «официальной линией партии». Недавно одного из сербов приговорили к двум годам тюрьмы за то, что он посмел сказать, что в селе Рачак не имело места массовое убийство мирных жителей, а туда были свезены тела участников террористических формирований УЧК, которые погибли в бою с сербскими вооруженными силами. Напомню, этим предлогом воспользовались страны НАТО для начала войны против Югославии в 1999-м году. Начались бомбежки, а позднейшая правда уже никого не интересовала. Так ложь стала догмой, и посмеешь ее оспорить – иди в тюрьму. Это к слову о свободе слова в нынешнем Косово.
Ложь стала догмой, и посмеешь ее оспорить – иди в тюрьму
Экономический террор. Яркий пример – попытки отнять у монастыря Высокие Дечани 24 га исторически принадлежащих обители земель, где иноки ведут хозяйство. А таких примеров сотни и тысячи – будь то монастырские земли или собственность сербских крестьян. Понятно, что любые обращения в албанские суды с требованием устранить несправедливость встречают либо (в лучшем случае) брезгливое безразличие, либо, и это чаще всего, отметаются с гневом на «оккупантов-сербов, чья историческая вина настолько велика, что…».
– Ой, опять знакомая история.
– Таким образом, сербы в Косово и Метохии сталкиваются постоянно с двумя видами террора: откровенный бандитизм и административный, бюрократический бандитизм. Всеми силами дается понять: вам, православным, тут не место, вы здесь лишние. Nongrata.
– Средства массовой информации на западе и в самой Сербии – как они рассказывают о трагедии Косово и Метохии?
– Западные СМИ сейчас очень редко обращаются к этой теме, к моему большому сожалению. 20 лет назад это было темой, конечно. Правда, освещалась она, если слово «освещалась» здесь можно употребить, крайне предвзято и односторонне: «во всем виноваты злые сербы», «сербские палачи», «несчастные борцы за свободу – воины УЧК» и т.п. – никакой альтернативы этому бесстыдному и крайне непрофессиональному взгляду не давали возможности появиться ни в печати, ни на ТВ, ни в Интернете. Потом, слава Богу, нам, гуманитарным организациям, занимающимся оказанием помощи Косово и Метохии, удалось хоть немного изменить ситуацию: своими репортажами, заметками с места мы показали и доказали, что всё обстоит, мягко говоря, не совсем так, как это пытаются показать неискушенному зрителю. Что, оказывается, существуют не албанские, а сербские гетто, и именно православные подвергаются большей опасности, нежели их мусульманские соседи. Такие наши сообщения публиковались в западной прессе, но со временем она, пресса, перестала проявлять какой-либо интерес к теме Косово – мол, «проехали», «дела давно минувших дней», «новая реальность». Что тут скажешь? «Да, мы немножко ошиблись, когда говорили, что виноваты во всём сербы, и давайте уйдем от этой неприятной темы». Но мы вот не очень уверены, что с такой реальностью нам обеспечена хорошая жизнь, поэтому настойчиво призываем людей к объективности, честности. Иногда нам это удается, но нечасто, к сожалению. Но все-таки есть положительный опыт качественной работы с французскими, испанскими, итальянскими и американскими изданиями. Особняком, конечно, стоят российские издания, такие, как Православие.Ru, и мы благодарны вам за интерес, поддержку и профессионализм. Мы рады, когда в Сербию, в Косово и Метохию приезжают журналисты и рассказывают потом честно в своих газетах или журналах то, что видели своими глазами. Были такие случаи: вместе с добровольцами нашей благотворительной организации «Solidarite Kosovo» приезжали репортеры, которые, побывав там, пообщавшись с сербами, ощутив хоть немного ту типичную для Косово атмосферу вязкого страха, напряженности, в корне меняли свои убеждения. Даже нет: не убеждения, а предубеждения, которыми, по их словам, они были напичканы. Т.е. они не посидели в гостях у дорогих албанских друзей в приштинских кабинетах, а поездили по сербским анклавам, узнали, что такое косовская глубинка, поняли, что значит жить в окружении далеко не всегда дружелюбных соседей – вот когда, на наш общий взгляд, можно говорить, что ты действительно побывал в Косово и Метохии.
Сербские же СМИ, по моим наблюдениям, пытаются давать реальную картину о жизни Косово. Они рассказывают далеко не только о политике, но и о повседневности – чаще, кстати, именно такие рассказы берут за душу, больше говорят о положении сербов, чем самые громкие политические заявления.
– Вы занимаетесь оказанием помощи сербам Косово, боснийским сербам. Организация ваша международная, но большинство ее участников из Франции. Скажите, Арно, общаясь с теми французами, которые также помогают сербам, есть у вас чувство, что христианство в Старом Свете все-таки живо?
Европа остается христианской – в этом мы убеждаемся постоянно
– И чувство есть, и твердое убеждение. Европа остается христианской – в этом мы убеждаемся постоянно. Желание помочь страдающему, стремление избавиться от лжи, нелицемерные пожертвования и т.д. – на мой взгляд, это признак того, что Христос для страдающей Европы не «культурное прошлое», а цивилизационная черта, реальность, несмотря на все наши беды и вызовы. Здесь я бы предпочел отказаться от черно-белого видения мира. Не всё так просто и однозначно: мол, Европа, весь западный мир полностью во власти апостасии и т.п. Те же слова, кстати, нередко слышишь и о православной России. Впрочем, мы все из Европы, разве что Россия чуть побольше (смеется). Но посудите сами – приведу такой утешительный пример из христианской жизни, совсем недавно это случилось. Сербская многодетная семья, живут в Грачанице, это анклав недалеко от Приштины, там сейчас живут как местные православные, так и съехавшиеся туда, к монастырю, сотни семей со всего края. Несколько лет назад наводнение уничтожило их дом, они жили в ужасающих условиях: своего жилья не было, старый дом, находившийся в другом селе, разрушен, да туда при всем желании не вернешься, потому что все бывшие сербские жилища либо снесены, либо сожжены, либо проданы. Так вот, несколько лет жизни в условиях нищеты. Мы рассказали об этой семье во Франции. Результатом было следующее: одна дама, узнав о том, что происходит, прислала денег на покупку…нового дома, сопроводив послание заверениями в своих молитвах и просьбой молиться о себе, грешной. Как вам такое? Это по-христиански? Дело не в деньгах, не только в них: дело в устроении души человека, воспринявшего чужую боль как свою собственную.
– Мощно.
– И таких примеров много, поверьте. Это не значит, что мы там дома строим на каждом шагу, конечно. Но помощь бытовой, сельскохозяйственной техникой, кормами, книгами, учебными пособиями и многим другим оказываем. Так что есть христиане в Европе. Из рассказов от сербов Косово знаю, что и из России приходит посильная помощь. Нет, отчаиваться не стоит, не тот случай.
– Тем не менее выдавливание сербов из Косово и Метохии продолжается. Знаю, сам видел, как пустеют сербские села и деревни: если пару лет назад деревня еще была цветущей и крепкой, то сейчас подавляющее большинство ее жителей-сербов оставили свои родные дома, уехали – либо в «большую Сербию», либо в ЕС. Главные причины, по их словам: устали жить в условиях террора и отсутствия перспектив для молодого поколения. На работу не устроишься, пособия от государства мизерные – вот и покидают, хоть и с горечью, конечно, родные края. Не кажется ли вам, что в скором времени «сербский вопрос» будет решен окончательно, край станет «стерильно албанским»?
– Нет, не кажется. Более того, я убежден в обратном. Убеждение это не беспочвенное, я не склонен к прекраснодушным мечтаниям. Просто история – как новейшая, так и прежних веков – показывает: сербы – не те люди, которые вот так запросто отдадут свои святыни.
Сербы – не те люди, которые вот так запросто отдадут свои святыни
Те, кто обладает силой духа, останутся, те, кто вынужден был покинуть край, вернутся – тут прямая параллель с Библией. «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» (Пс. 136, 5). Смотрите: и в 1998-м году, когда началась война, и позднее, во время погромов в 2004-м, всё «прогрессивное человечество» было убеждено, что с сербами в Косово покончено, и здесь будет наконец-то построена самая свободная и демократическая страна Европы, а то и мира. Но – нет: несмотря на страдания, на десятки тысяч беженцев, на прямой и косвенный террор, ворох административных проблем, эти упертые сербы остаются на своей земле. Кто-то даже сейчас возвращается – есть уже случаи. Объяснить это логически вряд ли возможно, тут дело в сердечном устроении, мне кажется. Ну, что так тянуло древний Израиль обратно в Иерусалим из вполне себе цивилизованного Персидского царства? Вот точно так же, я считаю, обстоят дела и со стремлением сербов, с их отношением к Косово и Метохии. Некоторые могут назвать это чувство иррациональным, но я считаю, оно сродни библейскому, а в Священном Писании, как и в истории христианства, да и в собственной жизни, думаю, мы найдем массу примеров победы веры над мирской логикой. Ведь никакой логикой не объяснить само существование православных сербов как народа. Впрочем, и русских, по-моему, тоже. У Евангелия своя логика, и нам, по моему твердому убеждению, имеет смысл жить со Христом, чтобы наши поступки согласовывались именно с ней. Как только мы перестаем жить по-христиански, торжествуют законы грешного мира. Возвращаемся к Богу – откуда и силы берутся! Нет, унывать я не могу, когда собственными глазами вижу и «упрямых сербов», и десятки тысяч людей, для которых страдания ближнего – повод для молитвы и помощи.
Бывают и поразительные просто примеры. Жил-был на Сицилии такой Франческо. Лет 15 назад, наслушавшись о том, какие нехорошие сербы в свободолюбивом крае Косово, он решил посмотреть на всё своими глазами, проверить, правдива ли информация. Приехал, посмотрел и …стал монахом Венедиктом в монастыре Драганац в Косовском Поморавье. Он мой кум, кстати. Крестил моих детей. Есть и другие примеры, когда, например, бывшие солдаты КФОР из Норвегии, Германии, других стран возвращаются в Косово и помогают православным, потому что, говорят, «на своем примере убедились, кто на самом деле жертва».
– Так мы видим, что для подлинного христианского чуда супермены не нужны, как я понимаю…
– …совершенно верно. Нужны простые, «обычные» люди, которые чужую боль считают собственной. Пока есть такие люди, не всё пропало. Вот так мы живем.