Мы разучились хвалить. Еще худо-бедно мы справляемся с задачей, когда дело касается похвалы детей. Ну а с взрослыми у нас «похвала» почти всегда с оттенком лести или зависти.
Бога мы вообще не хвалим. Мы привыкли Его просить. Многие, и это прекрасно, научились благодарить. Но хвалить Его – это то, что мы явно не умеем. Вряд ли мы слышим часто проповеди о том, что человек призван хвалить Бога. А ведь хвала Богу отнюдь не лесть. Это признание Его Могущества, Мудрости, Святости, Доброты и Любви. Если нет признания, значит, нет и веры в Божию помощь, в Божий Промысл, в спасение от Господа.
Вы удивитесь, но наше православное богослужение построено на хвале. Каждая молитва у нас заканчивается славословием. У нас есть малое и великое Славословие. Малое встречается почти всегда: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков». Это признание величия Святой Троицы сейчас и всегда и в веках. Удивительно, но вся Литургия буквально пропитана духом хвалой и славословием. Первые два псалма «Благослови душе моя Господа», «Хвали душе моя Господа» – это призыв всего своего существа к славе Великого Бога. Уже первый возглас Литургии заставляет человека проснуться и стать перед величием Царствия Божия.
Хвала Богу не включает в себя лесть. Величие Бога невозможно преувеличить. Хвала Богу – констатация Его могущества. Но зачем это надо?
Бог Вседовольный. Он не нуждается в хвале. Другое дело – славословие Господа необходимо для пользы самого человека. Причина в том, что человек склонен быть внимательным к чему-то великому. Мы цитируем классиков и говорим: «Достоевский сказал…» или «Шекспир заметил…» Так вот, если мы внимательны к Богу, как к бесконечно Великому нашему Отцу, то не сможем Его не славословить. Если мы действительно внимательны к Его Слову, то будем руководствоваться им как лучшим советом Отца Небесного.
Мы любим делиться великими достижениями человечества. Это придает нам значимости. Так, мужчинам приятно знать призеров любимых видов спорта. Я даже был свидетелем спора, когда выяснялась личность победителя в той или иной лиге. Как велика будет наша значимость тогда, когда мы осознаем бездну Любви Божией к нам, отдавшей Сына Единородного для нашего избавления! Как не воздать благодарность хвалы после этого Любви Отца и послушанию Сына. Ведь то, что я сейчас дышу, и прощен, и избавлен от смерти, подарил мне Христос ценой собственных страданий, унижения и смерти. Ценой борьбы с силами ада.
Мы призваны к благоденствию в раю, нас ожидает на трапезу Царь Небесный, Он назвал нас детьми. Как тут молчать. Мы хвалим достижения и мудрость Бога в деле нашего спасения. Это лишь предвидел Давид и уже воздавал хвалу: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего Господи, яко да воспою славу Твою» (Пс. 70:8). Свт. Афанасий Великий замечал, что под «Славой Божией» здесь подразумевается дело Боговоплощения и Искупления. Всю землю Бог наполнил через это славой Своей. Мир обойдешь, а такой Любви Бога к человеку ни в одной религии больше не найдешь.
Человек замирает перед величием. Мы удивляемся красоте природы, ландшафту горных хребтов с высоты полета. В языке существуют словосочетания, выражающие наши чувства: «сердце замирает», «я не нахожу слов», «неописуемая красота». Сколько песен мы составили об Отечестве, о полях и дубравах, наконец – восхваляя земную любовь. В связи с этим нам необходимо глубинно понять, что «Аллилуия» – «Слава Богу» –серьезная вещь громадного веса. Что этим словом нельзя бросаться, это слово, которое необходимо для молитвы. «Слава Богу!» – это хвала Творцу миров и Создателю нашего сердца.
Главным врагом хвалы Богу являются суета, зависть и гордыня.
К суете склонен человек, к зависти и гордыне – диавол. Чтобы победить суету, необходимо быть на богослужении, вырывать себя из обыденности. Стоять перед Богом в хвале. Собирать свои мысли на молитву. Ни о чем не думать, а быть пред Лицом Отца.
Всё великое, что нас окружает, нам нравится. Если к этому не примешивается зависть. Только зависть может стоять угрюмо там, где все радуются победе. Она одна не способна признать заслуги. И еще гордость, которая будет хвалить «свое болото», не замечая вокруг прекрасных долин. Сатана, завистник и гордец, не может хвалить Бога. И учит этому всех, кто горд и завистлив. Слово наше о хвале Бога. Лекарство от заразы этих грехов есть в Церкви. Это вера в Промысл Божий о себе и благодарность за то, что есть и у тебя, и у близких.
Великая книга, которая может научить хвале, – Псалтирь. Она имеет и другое название – Книга Хвалебных Песен. Псалтирь – это море хвалы. Тут хвалит Бога всё видимое и невидимое, все силы природы, стихи, всё творение. От снега до полевых животных – всё здесь исполнено славословия.
Чтобы научиться хвалить Господа, необходимо знать псалмы. «Хвалебные псалмы» необходимо глубоко осмыслить. Тут псалмопевец призывает нас уподобиться Ангелам, стать у Престола Божия и воздать Ему хвалу.
Мы знаем: человеку свойственно делиться чем-то потрясающим. Так вот псалмы учат нас делиться хвалой Богу – совместно Его славословить. Евфимий Зигабен в толковании на 148-й псалом пишет, что святым свойственно призывать на хваление Богу всё небо и землю: «Это делали и три отрока, находясь в пещи: они призывали всю тварь с одной стороны для хваления Бога за оказанное им благодеяние и милость, которыми они сохранены без вреда от огня, с другой к прославлению Его, как Владыки твари... Не находя достаточных сил к достойному прославлению Бога, святые обращают посему свое слово ко всем тварям и приглашают оные к принесению хваления Творцу».
Хвала Богу, Который есть Любовь, приносит блаженство. Дело в том, что душа и тело, хвалящие Господа, исполняются радости от Него. Не отпускает нас Господь от Себя с пустыми руками. Человек переполняется жизнью. Как соки из земли делают дерево живым, так хвала, текущая в жилах человека, умиротворяет кости и охватывает душу пламенем любви и счастья.
Когда не хватает мудрости к хвале, необходимо её просить у Бога. Даже пророк Давид прибегал к такой молитве: «Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою» (Пс. 70:8). Свт. Афанасий Великий замечает, что величие Божиих благодеяний такое, что человек не в состоянии воздать достойным образом хвалу, необходимо просить, чтобы «Твоя Господи премудрость исполнила уста мои хваления».
Хвала Господу – это лекарство от уныния. Хвалящий осознает, что Бог так велик, что все трудности можно пройти с Ним, как по воде. Хвалящий, понимает, что нет для Бога ничего невозможного. Давайте вспомним, кто хвалил Господа в Писании в трудных обстоятельствах. Даниил хвалил Бога в львином рву, Иосиф в темнице, Давид в изгнании, Иезекииль в Вавилонском плену.
Церковь учит хвалить Бога. Внимательная жизнь учит хвалить Бога. В утренних молитвах есть слова: «Отверзи наша уста и исполни Твоего хваления». Апостол Павел призывает петь Богу и приносить Ему жертву хвалы. Примеры святых учат хвалить Бога. В хвале Богу нуждаются наше сердце и разум. Да устремится язык мой и воля моя на это сыновнее дело.