Трудно строить храм, но еще труднее построить храм сердца человеческого и развить на приходе духовную жизнь.
Жить в небольшом селе, когда все уезжают в город, служить священником, быть главой многодетной семьи. В наше время это как по водам ходить – босиком и против течения. Впрочем, как знают теперь в Покровской епархии, священнику Димитрию Волкову к этому не привыкать. А значит, и большой семье его – по силам.
По водам Иргиза
Случай, описанный ниже, мог быть отрывком из Патерика, зарисовкой из дореволюционного журнала о жизни сельских священников. Но рассказал о нем в наши дни на своей странице Вконтакте епископ Покровский и Николаевский Пахомий:
Отец Димитрий, смущаясь, ответил, что не мог поступить иначе – его ждали люди
«С дорогами, как это у нас водится, есть трудности, но весной эта проблема обостряется как никогда. С большой землёй Краснопартизанский район Саратовской области связывают несколько насыпных дамб через реку Большой Иргиз. Весной в половодье дамбы смывает, и сельчане остаются на ‟острове”. По объездным дорогам ехать несколько часов.
В районе есть старинное село Сулак, а в нем – храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Священник, окормляющий этот приход, является настоятелем ещё двух храмов в сёлах на противоположном берегу Иргиза. По несколько раз в неделю батюшка переезжает с одного берега реки на другой, совершает службы и посещает прихожан.
В один год весной, когда уже Иргиз начал разливаться, в Сулаке священник спешил на литургию. Подъехав к реке, увидел, что дамба, по которой машины переезжают Иргиз, за ночь была размыта большой водой. В объезд – часа четыре, лодку заранее не приготовили. Немного поразмыслив и помолившись, батюшка снял с себя всю одежду, бросился в ледяную воду и поплыл на противоположный берег, толкая перед собой целлофановый пакет с одеждой и облачением. С Божьей помощью переплыв реку, священник облачился, добрел до храма и отслужил литургию».
Пораженный архипастырь, узнав об этом, спросил батюшку, как же он решился на такой безрассудный поступок? Ведь утонуть в кипящей ледяной реке ничего не стоит. Отец Димитрий, смущаясь, ответил, что не мог поступить иначе – его ждали люди. Правда, после этой истории, по совету владыки Пахомия, лодку он все же купил.
Душа тянулась к Господу
О священническом сане сельский паренек из рабочего поселка Возрождение Хвалынского района никогда не думал. После восьми классов отправился в Саратов поступать в техникум железнодорожного транспорта. И плыть бы ему по течению мастера путевого хозяйства, если бы не родная тетушка Светлана Николаевна, у которой Дмитрий поселился в коммуналке.
Именно она приучила племянника к молитве, не смущаясь его полной нецерковностью. Благодаря ей стал будущий батюшка читать Священное Писание, духовные книги:
«Мне в руки попала книга, которая меня вдохновила – духовное наследие Оптинских старцев. Я почувствовал настоящий духовный голод, потому в один из дней зашел в храм. В тишине священники что-то запели, а затем их пение подхватил стоящий вокруг народ. Люди пели что-то, что было совершенно незнакомо и непонятно мне, но знакомо и понятно им. Настолько все показалось необычным, иным, разительно отличающимся от моей повседневной жизни. Меня поразило, что все эти люди, между собой незнакомые, на мгновение стали близкими друг другу. Я почувствовал, что вокруг меня есть особая жизнь, возникло ощущение, что я долго где-то ходил и, наконец, пришел домой».
Мой путь к вере показал, что на Бога надо положиться
Отец Димитрий любит вспоминать, как три месяца провел на послушании в Свято-Никольском мужском монастыре Саратова. Как во время летних каникул после первого курса приехал домой и вместе с односельчанами помогал настоятелю отцу Виталию Колпаченко приводить в порядок административное здание, преображая его в храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Не обошлось и без небольших испытаний на пути новоначального христианина. Но о них он вспоминает сегодня с улыбкой:
«Как-то воскресный день объявили учебным, а я пошел, как всегда, на службу. Вызывают в учебную часть: ‟Пиши объяснительную записку”. И я по-простецки написал: ‟По воскресеньям надо ходить в храм”. Меня не наказали, но ребята от меня не просто отвернулись, а стали открыто издеваться. Но меня это уже не сильно задевало, моя жизнь проходила в храме».
После техникума Димитрий поступил в Саратовскую православную духовную семинарию. Во время учебы определился его жизненный путь – в храме он встретил Марину, свою будущую супругу. Через полтора года они обвенчались, в 2008-м году Димитрий стал пастырем:
«Началась новая насыщенная жизнь. Мог ли я – мальчишка из обычной семьи – предположить, что стану когда-то священником? Конечно, нет. Но мой путь к вере показал, что на Бога надо положиться. С Ним надежно».
Отец для своих прихожан
Сегодня отец Димитрий – настоятель трех приходов. Живет он в селе Малое Перекопное, совсем рядом со старинным Свято-Троицким храмом. К 1903 году храм этот представлял собой внушительное каменное строение, с росписью, теплыми полами, колокольней и тремя престолами. Через 30 лет от этого великолепия не осталось и следа: колокола отправили на переплавку, церковную утварь растащили, а сам храм превратили в зернохранилище.
В 1997-м году усилиями местных жителей началась реконструкция. В 2003-м году был совершен чин положения антиминса, а в 2010-м – чин великого освящения храма, являющегося памятником архитектуры областного значения.
Большая часть современной истории храма и большая часть пастырского пути отца Димитрия связаны неразрывно.
«Когда первый раз зашел, у меня руки опустились – ни иконостаса, ни электричества, стены и полы в негодном состоянии. Начали ремонт, плитку положили, оштукатурили», – вспоминает священник.
«Трудно строить храм, но еще труднее построить храм сердца человеческого и развить на приходе духовную жизнь», – размышляет батюшка. И вспоминает – 4 декабря 2009 года, на его первую службу в храме пришли аж 22 человека, что немало по сельским меркам. Но радоваться было рано: это просто на нового батюшку пришли посмотреть, к частым богослужениям сельчане не привыкли. Но не такой человек отец Димитрий, чтобы унывать:
«Как же так? Ведь каждое богослужение – это встреча с Богом! Потихоньку отношение стало меняться. И сейчас на всех трех приходах и утренние, и вечерние службы раз в неделю обязательно проходят».
Архиерейское богослужение в 2017году
Много ли, мало ли людей пришло на службу, задача пастыря – проповедовать:
«Мы, христиане, поставлены Богу служить. Наша задача – вести праведную жизнь, держаться подальше от всякого зла, соблюдать заповеди, ходить в храм не формально. Бывает, людям неинтересно богослужение, и ты печалишься. А хочется, чтобы прихожанин тоже проявлял инициативу, задавал вопросы, например, спрашивал: ‟Батюшка, читаю Евангелие, а почему первое от Матфея с родословия начинается, а от Марка сразу с Крещения?”. Таких вопросов мало, потому что мало уделяем времени Священному Писанию».
Сегодня на праздничные службы в храм собирается много людей, приезжают даже из Саратова. Особая радость настоятеля – дети в храме, которых в дом Божий позвал он сам.
«Я часто в школу хожу – на уроки, на праздники. Поначалу этому противились, но я человек упорный, не стал ждать, когда позовут, сам стал приходить. Господи, благослови – и вперед!» – делится отец Димитрий «рецептом» успеха.
А он и правда прост – идти к людям с радостным и открытым сердцем.
Семья – источник радости
Даже когда трудно, когда на каждого из чад не хватает сил, супруги Волковы все равно счастливы, в этом не возникает сомнений, когда смотришь на них. И это не повышенная эмоциональность, не попытка показаться «всегда радующимися». Это мирная радость людей, нашедших в жизни свой путь.
Путь супруги батюшки, помощницы на приходе и матери своих деток – это и есть главное дело в жизни Марины. Она активно ведет свой аккаунт в Instagram, он так и называется prosto_matushka. Посвящены посты и сториз радостям и сложностям сельской многодетной семьи.
Одна из главных радостей – новый просторный дом, с интерьером в модном современном стиле. Он кажется Волковым почти дворцом, после барака – их первого дома.
Это мирная радость людей, нашедших в жизни свой путь
«Мы начали строить небольшой деревянный домишко рядом с нашим бараком, – рассказывает отец Димитрий. – Владыка Пахомий приехал, посмотрел и тут же предложил перенести дом в хорошее, удобное место. Благодаря этому решению мы сейчас живем в просторном доме рядом с храмом. Владыка несколько раз приезжал, давал советы по строительству».
Волковы
Но, конечно, главная радость и надежда иерея и его супруги – их дети. Большинство в молодом поколении Волковых – мальчики, и потому неизбежен вопрос: «Отец Димитрий, хотелось бы вам, чтобы сыновья стали священниками?» Он отвечает не задумываясь:
«Конечно! Мы с владыкой на эту тему говорили. Он нам с супругой так сказал: ‟Вы за них молитесь, а они своего Христа найдут”. Забот хватает, но надо успевать и своими детьми заниматься. Духовник нашей епархии протоиерей Валерий Генсицкий рассказывал, что жена называла его квартирантом, детей он видел редко. Теперь он всегда перед Исповедью нам говорит: ‟Батюшки, день-два в неделю обязательно уделяйте семье. Очень это важно”».