155

Семья – это сообщество людей, которые дополняют друг друга, компенсируют недостатки друг друга.

В семье Осиповых растут 9 детей, и родители стараются оберегать их от влияний внешнего мира. А чтобы контраст между миром церковным и светским, в который дети однажды выйдут, не слишком их травмировал, родители рассказывают им о том, с чем придется столкнуться, и учат вырабатывать свое отношение к разным ситуациям и событиям.

Родители:

  • Иерей Борис Осипов, 44 года, клирик храма Святой Живоначальной Троицы при НИИ Склифосовского
  • Наталья Александровна, 46 лет, преподаватель русского языка и литературы

В браке 18 лет.

Дети:

  1. Павел, 16 лет, ученик 10 класса колледжа редких языков при МГИМО
  2. Анастасия, 14 лет, ученица 8 класса Свято-Петровской школы
  3. Елена, 13 лет, ученица 7 класса Свято-Петровской школы
  4. Иоанн, 12 лет, ученик 6 класса Свято-Петровской школы
  5. Анна, 9 лет, ученица 4 класса Свято-Петровской школы
  6. Мария, 8 лет, ученица 2 класса Свято-Димитриевской школы
  7. Алексей, 7 лет
  8. Татьяна, 5 лет
  9. Андрей, 1 год

Осиповы

Осиповы


Отец Борис:

– Вопрос выбора супруга не зависит от того, чем ты занимаешься, веруешь ты или не веруешь, христианин ты или мусульманин. Мы с моей будущей матушкой работали в одной православной гимназии: я там преподавал английский язык. Первое образование у меня серьезное – я окончил Академию ФСБ, но в конце обучения пришел к вере и уже не хотел оставаться на военной службе. Я хотел служить Церкви, поэтому через год после окончания академии поступил в богословский институт; и поскольку хорошо знал английский, смог преподавать его в гимназии и в институте. Матушка преподавала литературу и русский – она окончила МГУ, русскую филологию. Я обратил внимание на то, как она общается с другими детьми, с другими педагогами; подошел к своему духовнику с вопросом. И мой духовник, и её духовник помогли нам принять решение, и через год мы вступили в брак.

Когда ссоришься с супругой, ты как будто теряешь часть себя, теряешь мир и душевное равновесие

Бытовые сложности не вызывали у нас разногласий. Первое время были проблемы с общением: я её не понимал, она меня не понимала, не умели друг другу объяснить, обижались. Но я чувствую сильную связь с супругой, ведь она – моя вторая половина; и, если я ухожу из дома в состоянии конфликта, у меня ощущение, что в жизни произошёл разлад. Когда ссоришься с супругой, ты как будто теряешь часть себя, теряешь мир и душевное равновесие, поэтому я старался скорее загладить этот пробел, восстановить разрушенное. Для этого нужно пойти и попросить прощения.

К фразе «да убоится жена мужа» я отношусь… никак. Что значит: «жена боится мужа»? В жизни бояться нужно только греха. Супруга мужа должна уважать и любить, и всё. Бояться она его не должна, иначе не будет свободы в отношениях. В любви страха нет. Если супруги любят друг друга, никакого страха между ними не должно возникать. Это отношения равных, свободных в Боге существ.

Если люди не хотят рожать детей, значит, они просто не уверены в своих чувствах

Многодетным отцом быть, конечно, тяжело, но это связано с ограниченностью человеческих возможностей: суток не хватает, чтобы исполнить все желаемое.
А вот любви не может не хватить. Когда ты любишь, то любишь каждого ребёнка, который у тебя есть. Если люди не хотят рожать детей, значит, они просто не уверены в своих чувствах, в наличии у себя любви. Семья – это сообщество людей, которые друг друга дополняют, компенсируют недостатки друг друга. У меня девять детей, и я не могу сказать, что не даю им то, в чем они нуждаются. Если я чего-то не успею дать, это даст супруга, дадут другие дети, школа, друзья. Круг общения семьи тоже в идеале должен помогать растить детей. Мы с супругой следим за тем, с кем наши дети общаются, в каких семьях растут друзья наших детей. Стараемся приглашать в дом разных взрослых, с которыми могли бы общаться наши дети – у каждого есть крестный родитель, они активно участвуют в воспитании. Для православных особенно важны школы, потому что подросткам необходимо благоприятное окружение. Мы своим детям выбрали школы, в которых сами работали, знаем педагогов, знаем, какая там атмосфера. Светские школы мы даже не рассматривали.

Я молюсь, чтобы мои дети прежде всего сохранили веру и целомудрие. Очень важно, чтобы они не растеряли целостность. Предсказано, что в последние времена христиан будет становиться все меньше и меньше, наступит дефицит общения. Но этот дефицит можно восполнить общением с Богом. В любой ситуации нужно поступать по-христиански, делами свидетельствовать о вере, хотя это непросто. Моя дочь учится в школе и видит, что её сверстники симпатизируют ценностям нехристианским, приходящим с Запада. Очень многие вещи они считают допустимыми. Но всё равно дочь с ними общается, просто некоторых тем в разговоре избегает. Наши дети растут в тепличных условиях, они не живут в настоящем взрослом мире, и чтобы выход в реальный мир был для ребёнка не слишком травматичным, родители должны ему этот мир описывать. Мы с детьми говорим и о политике, и о процессах, которые происходят у нас в стране и за рубежом: они знают, что такое в мире есть, что с этим нужно жить, вырабатывать личное отношение. Это работа родителей, в школе о подобном почему-то не принято говорить. Но если не говорить с детьми, информацию они возьмут из интернета, а там очень много искаженной информации.

Наталья Александровна:

– Притирок у нас с супругом, мне кажется, не было. Что мне больше всего запомнилось из начала семейной жизни – это книжный шкаф. Я по образованию филолог и к книгам отношусь очень трепетно. Я их расставляю в шкафу по одной системе, а муж – по другой. Когда наши книги оказались в одном шкафу и я обнаружила, что мои книги теперь стоят по-другому, у меня был почти шок. Я очень хорошо помню это ощущение: твоё личное пространство исчезло, и кто-то теперь сортирует твои книжки не так, как ты привык! И как будто так и должно быть! Мне пришлось смириться, но когда спустя сколько-то лет мы переехали в другую квартиру, я попросила выделить мне отдельный шкаф и расставила там свои книги так, как мне хотелось.

Я никогда не была готова становиться многодетной матерью. И сейчас не готова. И, честно говоря, я не встречала женщин, которые говорили бы, что мечтают стать многодетными мамами. Только одна подруга у меня мечтала о большом количестве детей – но именно она стала монахиней. А все остальные мои знакомые многодетные мамы никогда об этом не думали.

Рождение детей – это просто жизнь. Вот ты шел по улице, с тобой что-то случилось. Это данность. И ребенок родился – это тоже данность. Конечно, в какой-то момент это и испытание тоже: места мало, а в семье становится на одного человека больше. Когда мы переехали в более просторную квартиру, следующий ребенок был встречен уже немного с другой интонацией, потому что не было ощущения «шестой ребенок, а мы по-прежнему в одной комнате». Жилищный вопрос очень важен – и сейчас тоже, но на каком-то этапе стоял очень остро.

Самым сложным в браке для меня стал отказ от свободы. Когда ты с детьми, ты не можешь быть свободен

Самым сложным в браке для меня стал отказ от свободы. Когда ты с детьми, ты не можешь быть свободен. Рождается первый ребенок – и тут же ты ее теряешь. Если это единственный ребенок, ты можешь жить ожиданием, что ребенок пойдет в школу, и ты снова обретешь свободу, хотя бы частично. Но если дети рождаются один за другим, то такой свободы, которую ты помнишь, которую ты имела, когда еще была не в браке, её больше не будет. Не будет возможности идти туда, куда хочу, тогда, когда хочу, возвращаться, когда хочу, делать то, что мне удобно. Ничего этого больше не будет. Чтобы просто выйти на улицу, нужно оставлять детей с мужем, с няней, с кем-то договариваться. Я очень благодарна своему мужу, что он дал мне возможность выйти на работу. Последние восемь лет я снова работаю учителем в школе, преподаю литературу.

В целом я могу сказать, что живу во внутренней гармонии и счастье. А из чего они складываются, не знаю. Есть и есть. Если бы я сейчас была не замужем, без детей, просто преподавала литературу в школе в 46 лет, я не была бы счастлива. Это я точно знаю.

 Записала Анна Берсенева-Шанкевич