Огромное количество психологических проблем так или иначе связано с детством, ведь именно в детстве закладываются основные матрицы поведения, восприятия, способ мышления, стиль коммуникации и так далее.
Сталкиваясь с какими-то конфликтными ситуациями, мы все чаще слышим, что все проблемы из детства. Сложные отношения с родителями, непроговоренные проблемы, обиды, нерешенные конфликты… Все это мешает человеку нормально жить и выстраивать отношения и с самим собой, и с окружающими. Психолог, руководитель направления прикладной психологии Научно-практического института психологии личности при Московской школе христианской психологии, старший преподаватель факультета психологии РПУ святого Иоанна Богослова Наталия Владимировна Инина, автор книги «Испытание детством. На пути к себе», уверена, что чем раньше молодой человек начнет разбираться с тем, что его волнует, тем больше шансов, что он сумеет обрести мир, а вера и религиозность родителей позволяют вовсе избежать многих ошибок.
– Наталия Владимировна, психологические проблемы, которые проявляют себя у людей во взрослом возрасте, имеют корни в детстве? Можно ли от них обезопасить? Есть какие-то базовые, универсальные правила?
– Многие психологические проблемы, как показывает опыт, действительно связаны с детством. Детство – самый уязвимый период нашей жизни. Многие психические функции формируются уже после рождения, и именно семья является гарантом здорового развития психики и личности ребенка.
Если, к примеру, родители ведут себя слишком мягко (а это, как правило, связано с тем, что они сами жили в авторитарных семьях), то ребенок может вырасти избалованным, эгоцентричным, требовательным. Такие дети, вырастая, продолжают ждать уже от посторонних окружающих людей такого же снисхождения и терпения к их капризам, слабостям, которое привыкли получать от родителей. Это часто приводит к обиде на весь мир, а говоря психологическим языком – формирует инфантильную картину мира. В духовном плане такой инфантилизм будет серьезным препятствием на пути возрастания личности.
Можно привести и обратный пример авторитарного воспитания, вследствие которого ребенок становится подавленным, неуверенным, боится раскрыть таланты, дарованные ему Богом. Такой ребенок, вырастая, часто вообще боится жить, теряет контакт с самим собой. Нередко у таких людей постепенно нарастают психосоматические проблемы, страхи, фобии, панические атаки и другие малоприятные атрибуты общего психологического неблагополучия.
Можно вспомнить множество случаев в моей практике, когда, работая над глубинными проблемами детства, мы замечали, что давно мучающие людей симптомы просто исчезали, поскольку являлись всего лишь следствием нерешенных детских травм. Чтобы не уходить глубоко в эту необъятную тему, а попытаться четко ответить на поставленные вопросы, стоит сказать, что условием развития психологически здорового ребенка является психологическое здоровье его родителей. Именно поэтому я радуюсь, когда к нам в Центр приходят молодые люди, желающие разобраться со своими проблемами, поскольку их вклад в собственное душевное здоровье будет одновременно вкладом в будущее здоровье их семьи и детей. Я бы обозначила этот пункт как основное, универсальное, базовое правило.
Условием развития психологически здорового ребенка является психологическое здоровье его родителей
К нему можно прибавить то, что написано во всех учебниках по возрастной психологии, – безусловная любовь, формирование «базового доверия к миру», обеспечение двух важнейших родительских функций, таких как забота и развитие, и так далее и тому подобное. Но, поверьте, можно знать очень много полезной информации, но не делать правильные вещи. Именно для этого и нужно работать над собой, чтобы соединить и то и другое.
|
– Какие методы самые действенные для решения «детских» проблем у взрослого человека?
– Я бы не стала выделять здесь какие-то отдельные методы. Работа с «детскими» проблемами, травмами является достаточно сложной, тонкой и требует высокой профессиональной квалификации, чуткости, человечности. Психолог касается очень глубоких, часто вытесненных в бессознательное, как бы забытых ситуаций и переживаний клиента. И здесь одних инструментов недостаточно, нужен опытный профессионал, работающий в этой области. Но если все же нужно назвать конкретные методы, то я часто работаю с «внутренним ребенком» человека. В своей книге «Испытание детством» я подробно описываю этот подход, его особенности и его эффективность.
– Очень часто возникают обиды на родителей, которые потом не дают жить спокойно. Но вербализировать их дети, как правило, могут, лишь став взрослыми. Получается, что такие травмы, связанные с обидами, неизбежны?
– Да, у многих людей обиды на родителей являются камнем преткновения – «не научили», «не помогли», «не поддержали»… Любой психолог знает, что этого этапа – этапа работы с обидами на родителей – не избежать. Но главное, в этом не застрять, иначе человек так и будет объяснять собственные неудачи ошибками родителей. Однако, подлинное взросление связано именно с тем, чтобы простить и понять своих родителей, увидеть их взрослыми, а не «детскими» глазами, поднимаясь над своими «детскими» обидами в пространство любви, уважения и благодарности.
Подлинное взросление связано с тем, чтобы простить и понять своих родителей, увидеть их взрослыми, а не «детскими» глазами
– Как понять, что психологическая проблема связана именно с детскими травмами?
– Надо сказать, что огромное количество психологических проблем так или иначе связано с детством, ведь именно в детстве (шире – в подростковом возрасте) закладываются основные матрицы поведения, восприятия, способ мышления, стиль коммуникации и так далее. И в этом плане работа с детством, даже если проблема, с которой приходит человек, воспринимается как сугубо актуальная, проясняет ситуацию.
|
У меня было очень много случаев среди моих пациентов, когда за внешней проблемой на самом деле скрывались глубокие детские травматические ситуации, влияющие на всю жизнь и мешающие раскрыть свои таланты и возможности. Более того, могу со всей ответственностью сказать, что эти скрытые, часто забытые детские травмы на поверку оказывались мощным препятствием и в духовной жизни.
– Какие сегодня самые распространенные травмы? Можно ли говорить о «травмах нашего времени»?
– Да, у людей сейчас действительно есть много схожих травм – например, пребывание в детском саду многие вспоминают как сущий ад: насилие, несправедливость, жестокость, с которыми порой сталкивались дети в этих учреждениях, остаются на всю жизнь. У многих людей, обращавшихся за помощью, детство пришлось на 90-е годы, это было время, когда родителям было не до детей, им приходилось выживать, работая на нескольких работах. В результате они «не видели» своих детей, они осуществляли формальные обязательства – кормили, одевали, учили, но эмоционально у них просто не было сил «включаться» в жизнь детей, относиться к родительству творчески. Такое «невидимое» детство порождает довольно много типичных печальных последствий – глубокую неуверенность в себе, тревожность, подавленную агрессию, сложности с коммуникацией и так далее.
Я уже не говорю о травмах, порожденных алкоголизмом одного из родителей, – это вообще отдельная тема поруганного детства, когда родитель фактически не является родителем, не несет никакой ответственности за воспитание ребенка, пытаясь перевалить все возможные трудности жизни на маленькие детские плечи. В результате вырастают люди, лишенные детства, склонные к созависимости и так далее. Это огромный вопрос, ответом на который должна была бы стать целая книга.
|
– Можно ли предположить, что воспитание в православной вере защищает или может защитить ребенка от травм? Почему?
– Да, безусловно, глубокая религиозность родителей, их искренняя вера является огромным ресурсом для настоящего родительства. Это и безусловная любовь, с которой Господь относится к каждому из нас. Это и ответственность перед Богом как за свою жизнь, так и за жизнь ребенка, доверенного Творцом; это и уважение, благоговение перед человеком как образом и подобием Божием.
Весь традиционный религиозный уклад жизни задает устойчивые и глубокие ориентиры настоящему родительству. Но все это касается тех, чья религиозность наполнена смыслом, искренна и глубока. Мы знаем случаи, когда религиозность может быть искажена фанатизмом, суевериями и другими патологическими формами веры. И такая невротическая форма религиозности родителей может оказаться для ребенка большой проблемой.
Весь традиционный религиозный уклад жизни задает устойчивые и глубокие ориентиры настоящему родительству
– К вопросу о воспитании. Мало людей, сведущих в психологии, но ведь и без специальных знаний родители часто воспитывают психологически здоровых дети.
– Надо сказать, что мы живем в эпоху резкого возрастания психологических проблем у населения. Очевидно, что повышающийся запрос на психологию не может быть лишь результатом рекламы или моды. Конечно, это связано с ухудшением общей ситуации – усложнение жизни, ее ускорение, цифровая революция и прочие атрибуты нашей непростой эпохи оказывают огромное влияние на психику человека. Но если личность человека способна противостоять этой массовой энтропии, то, безусловно, такой человек сможет воспитать и вырастить прекрасного и совершенно здорового ребенка.
|
– Можно ли говорить о влиянии культурных особенностей, национальных традиций или каких-либо явлений, которые защищают детей от травм?
– Думаю, что в любой традиции сокрыта мудрость родительства, воспитания, правильного отношения между родителями и детьми, защищающая семью от травм и неврозов. При этом, конечно, каждая культура имеет свои особенности, свои нормы и правила, которые не всегда можно понять, находясь вне ее.
– Как формируется инфантилизм, какова его природа? Почему сегодня так много инфантильных людей?
– Мы уже коснулись немного этой темы. Инфантилизм действительно становится проблемой. Эгоцентризм, безответственность, ненадежность, поверхностность, капризность все больше становятся характерными свойствами взрослых с виду людей.
Конечно, такой культ «себя любимого» порожден множеством социальных и культурных изменений, о которых можно много и долго говорить. Отмечу лишь одно – инфантильная модель человека легка и привлекательна, она про «казаться», а не про «быть», она про форму, а не про содержание.
Быть по-настоящему взрослым в наше время совсем непросто, «некомфортно», как бы сказал какой-нибудь инфантильный современный человек. Это всегда связано с личностным усилием, с преодолением. К такой модели жизни бессмысленно призывать, ее можно только показать. Потому именно на родителях, учителях, воспитателях лежит ответственность за то, станут ли их дети, ученики, воспитанники по-настоящему взрослыми, когда вырастут. Сможет ли взрослое поколение показать молодым на своем собственном примере, что быть взрослым есть настоящее творчество жизни, намного более интересное, чем любое инфантильное существование?
Быть взрослым есть настоящее творчество жизни, намного более интересное, чем любое инфантильное существование
– Сепарация в психологии. Что это и почему это важно?
– Сепарация – это неизбежный шаг на пути взросления человека. Ребенок выходит из естественного сибиотического слияния с матерью, когда растет. Уже в 3 года малыш переживает кризис сепарации, который условно можно назвать: «Я сам». Но пока еще речь идет только о том, чтобы самостоятельно осваивать собственные действия и предметы окружающего мира, но уже в подростковый период детское «Я сам действую» превращается в «Я сам решаю».
|
Подросток хочет свободы, хочет самостоятельности в принятии решений, хочет сепарации – отсоединения от родителей. Правда, он еще не вполне готов к настоящей сепарации, настоящей свободе, потому так важно, чтобы родители вели себя мудро и терпеливо в этот непростой период. Ведь то, как подросток пройдет этот этап сепарации, с какими выводами и с каким опытом выйдет из него, в огромной степени зависит от взрослых.
Если сепарация прошла успешно, подросток обретает в результате не только свободу, но и чувство ответственности, он научается выдерживать трудные ситуации не ломаясь, а терпеливо двигаясь к цели. Он научается уважать других людей, их границы, их особенности, их выбор. Иными словами, в этот период очерчивается ценностно-смысловая сфера личности, без которой невозможно представить себе по-настоящему зрелого и нравственного человека.
– Нужно ли сепарироваться молодей семье? Если да, то какие шаги нужно для этого предпринять?
– С одной стороны, факт сепарации молодой семьи, ее отсоединение от родительских влияний, давлений, советов необходимо. Молодым важно почувствовать себя автономно, испытать все радости и трудности свободы. Именно в этих испытаниях они могут проверить чувства друг друга, надежность, верность, любовь. С другой стороны, старшее поколение обладает бесценным опытом, которым может поделиться с молодой семьей. И удержание такого баланса – между близостью, поддержкой, с одной стороны, и признанием свободы и инаковости, с другой стороны – на мой взгляд, является самым ценным и самым трудным достижением большой семьи. Если этот баланс удается удерживать, то передача важнейших семейных ценностей не прерывается, а приумножается с каждым новым поколением.
Беседовал Сергей Витязев