150

Слово на Крещение Господне.

 Да убелится всякое земное естество, от падения ныне на небо возводимо: Имже бо вся соблюдаются, Словом, текущими струями омывшеся, прегрешений прежних убеже, пресветло измовено.

Канон Богоявления. Песнь 8-я
Творение преп. Иоанна Дамаскина

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С праздником!

Сегодня день святого Богоявления – день воспоминания и нашего крещения. Сегодня день покаяния, ибо первое повеление, с каким вышел Иоанн Предтеча к народу, было: «Покайтесь!» Потому что покаяние – это всегда праздник, потому что это – обновление.

После дня праздника Рождества по календарю прошло 12 дней, но в земной жизни Спасителя минуло 30 лет.

Тайна этих лет покрыта молчанием у евангелистов – святых описателей жизни Спасителя, и покров этой тайны есть образ еще неявленности, неизвестности Христа всему миру.

Это были годы смирения, ибо в послушании родителям земным и послушании воле Отца Небесного проведены были они Тем, Кто сказал о Себе: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29).

Слышали мы сейчас слова из Евангелия приходящего к Иордану Христа: «Надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15), а правда – это исполнение всех заповедей Божиих, по которым, в частности, на служение – и государственное, и религиозное – мог быть способен муж, достигший 30-летнего возраста (см.: Числ. 4: 1–3; Лк. 3: 23). И Спас мира начал Свое служение с послушного исполнения этой заповеди, потому что «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 45); для того, чтобы нам быть примером, какое начало должно полагать в любом деле.

Как же свершилось Богоявление?

По велению Божию, великий праведник и первый пророк Нового Завета Иоанн, проводивший от юности годы в пустыне в изнуряющем посте, вышел к народу для возглашения о скором пришествии Мессии, по-гречески «Христа», «Помазанника». Поэтому и именуется он Предтечей – провозвестником пришествия Христова.

Крещение, которое начал совершать Предтеча, не было собственно его установлением. В законе народа израильского существовало крещение, омовение, которое очищало от телесной нечистоты тех, кто прикасался к умершему, вкушал запрещенное, общался с прокаженным. От греха воровства, блуда или другого преступления оно не освобождало (см.: Лев. 15: 5; 22: 4).

Крещение Иоанна было выше, так как призывало к покаянию, к внутреннему омовению, но еще не имело благодати Духа, которая давалась Христом, как сам святой Предтеча и сказал: «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф. 3: 11).

Совершавший крещение Иоанн еще не знал, Кто будет этот Некто, «Которому он недостоин развязать и ремень у обуви Его» (см.: Мк. 1: 7; Лк. 3: 16; Ин. 1: 27), но Глас Божий, пославший его, открыл ему: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1: 33).

Поэтому и пришел к нему Иисус креститься. Не потому, что нуждался в очищении, но потому, что крещение Иоанново совершалось по воле Божией. Это знали все в народе, так как считали Предтечу великим праведником. Даже Ирод, царь, имя которого стало синонимом коварства и злобы, даже он «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой» (Мк. 6: 20). И прийти к Иоанну значило быть послушным воле Божией.

Так Христос, выходя на служение Свое человечеству, начинает его с послушания воле Божией.

Какую кротость и какое смирение пред волей Отца Небесного являет Сын Божий! И как премудро это смирение Спасителя устрояет весть о Его явлении!

Вот как говорит об этом Иоанн Златоуст: «Если бы [Иоанн начал] обходить жилище каждого и, подойдя к дверям, вызывать на улицу и, держа Христа, говорить: это есть Сын Божий, – то это делало бы свидетельство подозрительным… но когда весь народ стекся из всех городов к Иордану и пребывал на берегах реки, то уже то обстоятельство, что и Сам Он пришел креститься и получил удостоверение свыше голосом Отца и наитием Духа в виде голубя, делало свидетельство о Нем Иоанна несомненным» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседа о Крещении Господа и Богоявлении).

Христос только вошел в воды – не для того, чтобы очиститься, так как был безгрешен, но чтобы освятить их по древнему пророчеству: «Ты стерл еси главы змиев в воде: ты сокрушил еси главу змиеву» (Пс. 73: 13–14).

Несомненным, как об этом и поется в тропаре праздника, было по исходе Христа из вод и величественное явление Бога во Святой Троице: Самого Христа Спасителя, схождение с отверзшихся небес «Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И глас с небес, глас Отца, как гром небесный, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 16–17).

Отныне день этот в Церкви и называется Богоявлением, потому что Христос стал известен миру: отныне приходят к нему апостолы, совершаются Его чудеса, отныне звучит слово Нового Завета. Так началось наше возрождение в купели обновления Святым Духом (см.: Тит. 3: 5).

Таково событие этого праздника, и таковы его обстоятельства.

***

Но пройдут времена, и придет час другого Богоявления, второго, которое совершится при конце дней мира. О нем говорит апостол Павел в послании ученику своему апостолу Титу: «Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит. 2: 13).

Что же делать нам, чтобы эта надежда была действительно блаженной, счастливой? Чтобы не прозвучало для нас страшное обличение: «Вы ходили на праздники в храмы, но Бога не знали, Он открылся вам, но сердце ваше было закрыто, и в нем не нашлось места для Него»?

Надо жить в Церкви – этом Богом установленном и освященном союзе единоверцев, жить Законом Божиим и жить в церковных таинствах. Она, Церковь, хранительница светлой, святой воды жизни (см.: Откр. 22: 1).

Она дает человеку благодатную возможность начать вторую жизнь, начать новое, преображенное бытие в таинстве Святого Крещения и продолжить это крещение в таинстве покаяния, о котором первое было слово Иоанна Предтечи: «Покайтесь!»

Это таинство – начало всех таинств, через него открываются врата Царства Небесного уже здесь, на земле. Для каждого из нас это таинство в начале его христианского пути было Богоявлением, явлением благодати Божией, спасительной для каждого человека, научающей, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские желания, чисто, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (см.: Тит. 2: 11–12).

Только однажды в нашей жизни – во время совершения над нами таинства Крещения – священник в молитвах выражает наше желание «быть сраслену (т.е. срастись) и причастнику (т.е. быть участником) Смерти и Воскресения Христа Бога нашего» (Последование Святого Крещения. Дополнительные прошения мирной ектении). Это наше стремление в вере, надежде и любви умереть со Христом, Залогом нашей собственной жизни, и воскреснуть с Ним из мертвых.

Будем помнить эти святые слова.

 

***

Но не только каждый человек, но и каждый народ Божий ведется путем благодати, и каждый народ своим языком выражает свое сознание этого пути.

В Русской Православной Церкви сегодняшний праздник имеет еще второе название – Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В то время как традиция европейская переняла для названия этого праздника слово греческое «баптизио» – погружение – или «епифанио» – «явление», русская традиция, усвоив этому празднику свое название, с особой глубиной раскрыла его сокровенную сущность.

Слово «крещение» в языке русском не только созвучно имени Христову, но оно одного смыслового корня и с ним, и со словом «крест». Крещение – это соединение со Христом, это отдание всего себя, своей воли, пожеланий Христу Спасителю, усвоение себя грядущим неудобствам, отречение от самого себя, приближение к Кресту Христову, готовность нести этот крест с молитвой укрепления, терпения и благодарения. Вера – это всегда крестный путь, но путь со Христом, путь к Воскресению.

Исполним и мы всякую правду – правду закона Христова в послушании и смирении, сохраняя в чистоте одежды нашего крещения, обновляя их покаянием.

Будем благодарны Богу, во Святой Троице Единому, за этот праздник – праздник крещения и покаяния, за то, что через дар веры мы «соделались наследниками света вечной жизни» (Тит. 3: 7).

«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный» (кондак праздника Богоявления).

Аминь.

Иеродиакон Никон (Париманчук)

19 января 2013 г.

pravoslavie.ru