Почему Христос крестился именно в 30 лет? Как соотносятся крещение и крестная смерть Спасителя? Что означает образ голубя? И разве не обитал Дух Божий на Иисусе с самого Его зачатия?
Одним из самых таинственных моментов Евангелия является Крещение Христово. В связи с этим поступком Христа возникает множество вопросов.
- Если Иоанн Предтеча крестил «в покаяние», как мог Христос креститься от него, если Ему не в чем было каяться?
- Как мог больший (Христос) проявить послушание меньшему (Иоанну)?
- Зачем вообще это было нужно, ведь, кажется, если бы Крещения Христова не было, это не повлияло бы на домостроительство нашего спасения?
- Зачем во время Крещения является Дух в виде голубя, и почему звучит голос Отца?
- Кто слышит этот голос – Иоанн или все люди?
- Крещение Христово касается только Его или и нас тоже, и если да, то как?
Попробуем рассмотреть тему Крещения Христова, пользуясь толкованиями святых отцов, церковных писателей и современных христианских библеистов.
I. Почему Христос крестился именно в 30-летнем возрасте?
Святитель Иоанн Златоуст, приступая к толкованию этой темы, прежде всего выясняет, почему Христос крестился именно в 30-летнем возрасте.
«Но почему, скажешь ты, Иисус пришел креститься спустя 30 лет? Потому, что после этого крещения Ему надлежало уже упразднить закон. Чтобы не сказал кто-нибудь, что Он потому отменяет закон, что не мог исполнить его, Он во всей точности исполнял его во все продолжение того возраста, который обыкновенно способен ко всяким грехам».
Причины же Крещения Христа мы находим следующие:
1. «Представление» Христа Иоанном как Мессии
Первую причину объясняет нам сам Иоанн Креститель, говоря: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1: 31). Первая и основная причина Крещения – «представление» Христа Иоанном как Мессии и «Агнца Божиего», т.е. Искупителя мира.
2. Исполнить «правду»
Иисус говорит Иоанну о Крещении: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15). Что значит исполнить «правду»?
Это значит исполнить закон. Иоанн Златоуст называл Крещение Иоанново «последним законным установлением», которое должен был исполнить Христос, ибо Христос вначале исполняет обрядовый закон, а потом отменяет его.
Христос исполняет законную правду также и в том смысле, что, как весь народ, подчиняется пророку, посланному Богом.
«Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде Сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения и таким образом прекратить действие закона. Итак, Мне надлежит исполнить весь закон, потому что Я должен разрешить проклятие, написанное против вас в законе», – пишет Златоуст.
«Дело правды – бесстрастно принявшему на Себя человеческие немощи принять за людей и Крещение, чтобы загладить их грех», – объясняет этот момент преподобный Исидор Пелусиот.
3. Утвердить значение крещения Иоаннова
Крестившись от Иоанна, Христос стремился «утвердить значение крещения Иоаннова» (блаженный Иероним Стридонский). Дело в том, что Сам Христос впоследствии ссылался на Крещение Иоанново и напоминал евреям, что во время Крещения Иоанн исповедовал Его Мессией: «Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине» (Ин. 5: 33).
Получается, Христос крестился в том числе и для того, чтобы иметь авторитетное подтверждение Своего мессианства из уст знаменитого пророка. Это было нужно не Христу, но маловерным иудеям. Свидетельство Иоанна должно было помочь им уверовать во Христа. И Сам Христос, видя духовную немощь евреев, помогал им напоминанием слов Предтечи.
4. Прообразовательное «установление таинства Крещения»
Крещение Христово – это прообразовательное «установление таинства Крещения» (святитель Иларий Пиктавийский).
«Он не нуждался в омовении, но, [напротив], Им должно было освятиться очищение в водах нашего крещения. Своим Божественным примером устанавливает и освящает новозаветное Таинство крещения… Как на Тайной вечере Он совершил и ветхозаветную пасху, и установил взамен нее новозаветное таинство Причащения, так и в Своем крещении: исполнив ветхозаветный обряд, Он положил начало новозаветному Таинству. В Своем крещении Он утопил грех праотца Адама» (Троицкие листки).
5. Христос «освящает водное естество»
В Крещении Христос «освящает водное естество, дарует водам благодатную силу, без которой воды крещения нашего никак бы не были способны очищать грехи человеческие» (Троицкие листки).
Освящая символ жизни – воду, Господь освящает и весь тварный мир, ведь и материя участвует в нашем спасении
В самом начале Своего служения Господь входит в воды Иордана, образно говоря, наполненные мертвостью человеческого греха. Освобождая человечество от «работы диаволи и тли смертныя», Господь освящает и весь тварный мир, и – как символ жизни – воду. Он делает ее не мертвой, но живой, освобождая ее от поврежденности и подчиненности тому, кто назван в Писании «князем мира сего».
Этот смысл праздника говорит нам, что материя участвует в нашем спасении (отсюда и православное учение о таинствах). Чудо Великой Агиасмы также является предвестником будущего изменения мира, будущей славы и нетления.
6. Предочищает человечество
Крестясь, Христос «в Своем лице предочищает человечество в водах Иорданских» (Троицкие листки). Данное толкование указывает на то, что в деле нашего спасения Христом стоит различать некоторые этапы.
7. Крещение – явление Пресвятой Троицы
Крещение – это явление Пресвятой Троицы. Бог Отец свидетельствовал о Сыне, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел на Него в виде голубя. Крещение Христово – новозаветная теофания.
8. Крещение Христово – начало восстановления Царства Божия на земле.
Эту точку зрения представим словами протоиерея Олега Стеняева:
«Нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом “и на земле, как на небе” (Мф. 6: 10) мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына… Учитель Церкви Тертуллиан в своем слове “О Крещении” обращал на это внимание: что и первый мир творится при водах и парении Духа Святого, и второй мир Нового Завета творится при водах и действием Духа Святого, Богочеловечеством Иисуса Христа и волею Бога Отца».
Как и при начале первого мира, при начале восстановления Царства Божия мы видим Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сын
Вообще во многих действиях и словах Христа можно увидеть ассоциации с творением мира. Господь пришел, чтобы обновить творение, «прежде падший восставити образ».
9. Крещение Христа на Иордане было образом Его искупительной смерти
Есть также и другой, таинственный смысл Крещения. Уже в преддверии Страстной седмицы Господь отвечает на просьбу двух учеников приобщить их к славе Его следующим образом: «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мф. 20: 22). «Креститься крещением» в данном случае означает погрузиться в страдание и смерть. Таким образом, крещение Христа на Иордане было образом Его искупительной смерти.
Ю.В. Серебрякова, преподаватель ПСТГУ, пишет:
«Общественное служение Христа начинается с крещения водного в Иордане и, если воспользоваться терминологией апостола Павла, заканчивается “крещением в смерть” (Рим. 6: 4) – на Голгофе. Под “правдой” в ответе Христа в таком случае необходимо понимать деятельность Бога, направленную на спасение человека (иначе это называется домостроительством спасения)».
10. Символ возвращения Святого Духа в человечество
Крещение Христово и особенно схождение Святого Духа в виде голубя – символ возвращения Святого Духа в человечество. Мысль принадлежит преподобному Нилу Синайскому:
«И не подумай, что Христос, не имея Духа, принял Его: ибо Сам, как Бог, послал Его свыше, и Сам, как Человек, принял на Себя на земле. Посему от Него снисшел на Него Дух, от Божества Его на Его человечество».
11. Современные библеисты: символизм вхождения в Иордан (новый исход)
Современный библеист Николас Томас Райт предлагает интересное типологическое толкование:
«Это было не просто символическим очищением, а знамением нового перелома в истории Израиля и всего мира. Более 1000 лет до этого дети Израиля перешли Иордан и впервые вступили на землю обетованную, начав ее завоевание. Теперь они были призваны войти в ту же реку снова, готовясь, с Божией помощью, к великим завоеваниям в борьбе со злом – к установлению Царства Божиего на земле, как и на Небесах».
В книге «Ветхий Завет на страницах Нового» предлагается та же мысль: «Место расположения Иоанна символизирует наступление нового исхода».
***
Рассмотрим еще несколько важных деталей Крещения Христова.
II. Что означает фраза: «и се, отверзлись Ему небеса» (Мф. 3: 16)?
«Небеса открываются не через движение видимых составных частей, а для духовного взора; о них и Иезекииль говорит в начале своего свитка, что они были открыты», – поясняет блаженный Иероним.
«Адам заключил их, а Христос открывает, чтобы ты узнал, что и ты, когда крещаешься, открываешь их», – говорит блаженный Феофилакт Болгарский.
III. Образ голубя
Что означают слова: «и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3: 16)?
«При крещении голубь явился для того, чтобы и присутствующим, и Иоанну указать, как бы перстом, Сына Божия, и вместе для того, чтобы и ты знал, что и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святой», – говорит Златоуст.
Кроме того, голубь – это очень важный и глубокий образ, который неоднократно используется на страницах Писания (вспомним Ноев ковчег). Прежде всего образ чистоты, кротости, святости.
«Почему же Дух Святый явился в виде голубя? Потому что голубь есть животное кроткое и чистое… И как Дух Святый есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде», – поясняет Златоуст.
Также вселенский учитель проводит смысловую нить от голубицы Ноя к крещенскому голубю:
«Не одного только человека выводит она (голубица) из ковчега, но всю вселенную возводит на небо и вместо масличной ветви приносит усыновление всему роду человеческому».
Важное догматическое замечание: Дух Святой не принял естества голубя, потому и сказано: «в виде голубя»
Важное догматическое замечание того же автора:
«Сын Божий принял естество человеческое, а Дух Святой не принял естества голубя. Потому и евангелист не сказал: в естестве голубя, но – “в виде” голубя».
Евфимий Зигабен замечает еще несколько важных характеристик голубя, помогающих понять использование в Священной истории именно этого образа:
«В виде же голубя Он сошел, потому что эта птица от природы во многих отношениях служит образом Духа Святого. Он любит человека и нелегко возбуждается к гневу, терпеливо переносит лишение детенышей и не нападает на лишающих его. Он есть самая чистая птица и любит благовоние».
Интересна мысль Оригена:
«Ныне Дух приходит в виде, а не в теле голубя, возвещая вселенной милость Божию и одновременно показывая, что духовному [человеку] надлежит быть незлобивым и кротким, простым и бесхитростным».
IV. Разве не обитал Дух Божий на Иисусе
с самого зачатия Его во чреве Девы Матери?
В «Троицких листках» задается вопрос: «Разве не обитал Дух Божий на Иисусе с самого зачатия Его во чреве Девы Матери?»
Ответ звучит следующий:
«По Божеству Своему Сын Божий неразлучен с Отцом и Духом; по человечеству всегда был преисполнен Духа Божия. Для чего же Дух Святый сходит на Него теперь видимым образом? Для того, чтобы исполнилось предсказание, данное Иоанну: “На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Ин. 1: 33). Для того, чтобы в Иисусе познали люди Сына Божия, Спасителя мира. Для того, чтобы в самом начале Нового Завета тайна Пресвятой Троицы, древле сокровенная, явилась и явственно открылась видению и слуху человеческому».
Итак, схождение Духа Святого в виде голубя имело, прежде всего, миссионерское значение. Это знамение предназначалось главным образом святому Иоанну Крестителю.
V. О гласе Бога Отца
Особенного внимания стоит стих:
«И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 17).
Предложение: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» – состоит из двух цитат.
«Сей есть Сын Мой» – цитата из Пс. 2: 7. Каждый иудей видел в этом псалме указание на Мессию;
«в Котором Мое благоволение» – цитата из Ис. 42: 1 (в синодальном переводе: «к которому благоволит душа Моя»). Это описание Страждущего Раба, которое получает свое завершение в Ис. 53.
«“Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” – то есть на Котором Я успокаиваюсь, к Которому Я милостив», – поясняет блаженный Феофилакт.
«“О Немже благоволих”, т.е. в Котором Я нахожу увеселение… Благоволение значит доброе желание, а доброе желание состояло в том, чтобы спасти людей; посему теперь сказал, что это есть Тот, в Котором Я желал людям добра, т.е. через Которого пришло спасение людей», – пишет Евфимий Зигабен.
***
Итак, по творениям святых отцов, церковных писателей и современных христианских библеистов мы сделали попытку экзегетического осмысления одного из самых таинственных эпизодов Евангелия – Крещения Христова.
Впрочем, разнообразие толкований говорит нам о том, что перед нами одна из тайн домостроительства нашего спасения. С ощущением этой тайны и, главное, с радостью о нашем Спасении во Христе встретим светлый праздник Крещения Господня.