Мы с моим супругом поставили перед собой задачу: создать среду общения для самих себя и для собственных детей.
Каждой маме знакомо состояние под названием «день сурка»: однообразные будни, утомительные заботы, ощущение бега на месте. Иногда, чтобы преодолеть это состояние, достаточно выйти из квартиры в новую среду, попробовать новый вид деятельности. Именно с этой целью матушка Елена Мазепа, врач-педиатр и мама двоих детей (3 и 1 года) придумала семейный клуб при московском храме святителя Николая на Трех горах.
– Матушка Елена, организация семейного клуба – это дополнительная нагрузка на женщину, которая и так загружена детьми и бытом. Что дает вам семейный клуб, если вы решились взять на себя эту нагрузку?
– Я затеяла организацию клуба «Мутабор», когда нашему старшему сыну было около полугода. Тогда он еще не нуждался в друзьях – в друзьях нуждалась я. После замужества я переехала из Твери в Москву, и все дружеские связи остались в городе моего детства. Если бы я вышла замуж в Твери, у меня вообще все было бы хорошо: все процессы, ранее налаженные, продолжались бы. После переезда старые друзья никуда не делись, просто сейчас мы общаемся реже. А на новом месте пришлось с нуля все создавать, и это оказалось непростой задачей. Нужно заново все формировать: найти каких-то людей, с которыми тебе интересно, которым с тобой интересно, чтобы вы могли и пообщаться, и сделать что-то полезное вместе.
Мы с моим супругом диаконом Игорем Мазепой поставили перед собой задачу: создать среду общения для самих себя и для собственных детей. Такое явление, как дружба во дворах, теперь утратила актуальность, однако детям по-прежнему нужны единомышленники. И если мы хотим общаться с интересными нам людьми, нужно самим для этого постараться. Вырастить среду радостную, творческую, в которой будет возможна познавательно-образовательная деятельность; чтобы из этого впоследствии, возможно, родилась дружба – как у взрослых, так и у детей.
– Вы сказали, что дружба во дворах утратила актуальность. А если подружиться с соседями?
Те встречи, которые мы организовали при нашем храме, нужны, может быть, взрослым даже больше, чем детям
– Мы живем в подмосковном поселке, здесь у каждого дома своя территория, и жители почти никогда друг друга не видят и не пересекаются. Как-то мы с мужем обратили внимание, что через два дома от нас на повороте живет мамочка с двумя детьми нашего возраста. Мы пошли и оставили ей записку. Как крокодил Гена в мультфильме: «Одинокий крокодил желает познакомиться». Она ответила, что ей тоже очень хочется общаться, ей тоже одиноко, давайте дружить. Люди живут в соседних домах – как им завязать отношения?.. В поселке, где мы живем, есть детский клуб, но там дети постарше. Поэтому те встречи, которые мы организовали при нашем храме, нужны, может быть, взрослым даже больше, чем детям. Это и поддержка – когда основная программа закончена и дети устраивают возню с коробками и бумагой, мамы могут выпить чаю и пообщаться, понять, что у всех одни и те же проблемы, и они решаемы. Мне, как маме неопытной, очень важно услышать от какой-нибудь матери пятерых детей, что вообще все будет хорошо. Это очень греет, потому что иногда тяжело, переживательно, кажется, что только ты с таким сталкиваешься.
– С чего вы начали организацию клуба?
– Сначала я позвала попить чаю в трапезной после службы всех, кого знала, с кем были какие-то отношения, кому это могло быть актуально. Сказала: хочу пригласить вас встречаться, общаться, что-то мастерить. Можно сделать эти встречи регулярными, выезжать вместе в лес, мне вообще нравится идея семейных лагерей и походов. Кому интересно, приходите. Вот так мы начали проводить встречи нашего семейного клуба.
– Из тех, кто пришел в начале, многие ли остались?
Тут дело не в ресурсе – чаще всего у родителей просто нет навыка осознанного общения со своими детьми
– Некоторые ушли, потому что оказалось очень сложно включаться осознанно в собственного ребенка. Очень многим хотелось просто привести его и оставить, чтобы другие люди им занимались; не уйти физически из пространства, но эмоционально отключиться. Кто-то с ними сделает поделку, почитает сказку, поиграет, а я посижу в уголке, потому что у меня нет ресурсов. Но тут дело не в ресурсе – чаще всего у родителей просто нет навыка осознанного общения со своими детьми. У меня и у самой нет такого навыка, его ни у кого нет по умолчанию, он не встроен в прошивку. Его нужно тренировать, и люди, которые к этому были не готовы, уходили, потому что мы сразу заявили наше сообщество как равноправное. Конечно, есть кто-то, кто решает организационные вопросы, но в целом встречи проводят сами родители. Кто-то не подошел по возрасту: у одних были очень взрослые дети, у других слишком маленькие. Сейчас возраст выравнивается, у нас в основном дети от года до шести лет. Наш костяк – пять-шесть семей. Раз от раза состав участников меняется; бывает, многие болеют, и всего пара семей приходит. А иногда собирается и 10 семей. В основном это наши прихожане, но мы приглашаем и просто знакомых, которые тоже нуждаются в таком общении. Вообще нас можно найти через нашу страницу в инстаграме.
– Почему вы выбрали для клуба такое название – «Мутабор»?
– С латыни оно переводится как «я превращусь». Такая метаморфоза, ведь дети все время играют в придуманный мир и могут превращаться в кого угодно – это часть их восприятия и деятельности. И на занятиях мы постоянно превращаемся в разных персонажей. Но поскольку в Москве есть клуб с подобным названием, в котором курят все подряд, некоторыми оно воспринимается негативно. Говорят, плохое у вас название, мы к вам не пойдем. А мне так нравится это слово, что я пока не могу придумать ему адекватного аналога. А некоторым мультфильм не нравится – есть замечательный советский мультфильм «Калиф-аист», где сюжет строится на слове «мутабор». Говорят, мультфильм страшный, депрессивный; но у меня другой ассоциативный ряд, поэтому я не согласна.
– Как проходят встречи клуба?
Каждое занятие мы разбиваем на блоки: игровой блок, рукодельный блок, кукольный спектакль или сказка
– Мы собираемся раз в две недели. Каждое занятие разбиваем на блоки: игровой блок, рукодельный блок, кукольный спектакль или сказка. Готовить занятия одним и тем же людям очень сложно, поэтому мы делим ответственность на всех. Сначала просто распределили очередность по семьям, но целую встречу одной семье провести трудно, и теперь мы делим их на кусочки: одни родители готовят один блок, другие родители – другой блок. Можете провести с детьми три веселых спортивных игры? Проводите. Можете наклеить шишки на корягу? С вас коряга и шишки, клей я принесу. Получается равномерное распределение ответственности, это проще и легче выполнить каждому.
Вместе с детьми мы делали адвент-календари: домики с окошком, в которых свечи зажигаются. Мастерили картонные храмы, на которые потом вешали пасхальные яйца в ожидании Пасхи. Изучали сотворение мира, но не в том формате, который существует в воскресных школах: мы брали большой медный таз, на нем создавали море из пластилина и красок, потом на нем возникали всякие материки с животными… Церковный годовой круг и природа дают нам темы для встреч. Зимой актуальны птицы и кормушки – чем кормить, чем не кормить. Рождество – это вертеп и украшения на елку, мы ставим рождественские спектакли. Весной – Пасха, садово-огородные работы. В будущем году хотим провести квесты по городу, если позволит погода. Летом обычно у нас лагеря, но мы надеемся устроить вариант семейного лагеря – может быть, не в палатках, но в каком-то доме, если кто-то согласится нас всех пустить.
– Ваша задача – найти друзей – решена?
– Процесс еще идет, все в динамике. Поскольку у нас семейные встречи, у взрослых не очень получается пообщаться друг с другом. Но с кем-то мы уже встречались и помимо занятий клуба, то есть дружеские отношения завязываются. Начало положено.
У нас был спор с мужем: он считает, что нельзя искусственно выстраивать среду, в которой зарождается дружба. А вдруг у нашего сына не сложатся отношения с теми людьми, которых мы собираем на наших встречах? Но я считаю, что дорогу осилит идущий. Надо попробовать предложить общение, а дальше посмотрим. Мы все встречаемся на службе, около Чаши, у нас есть Евхаристическое общение; но в храме не пообщаешься, не поиграешь, друг друга не узнаешь. И вот есть возможность с теми же людьми, с которыми ты причащаешься, вместе что-то сделать. Это все равно богатый опыт, который дает нам возможность выбирать. Не знаю, где дети еще заводят знакомства – наверное, ходят в сад. Но у нас в основном дети не детсадовские.
Очень часто бывает, что ты рядом со своим ребенком просто существуешь. А наши встречи – это тренировка включения друг в друга
Для нас как для семьи, как для одного организма такое общение – очень важный навык взаимодействия. Очень часто бывает, что ты рядом с детьми просто существуешь. Редко-редко включаешься в игру, в совместную деятельность – не как наблюдатель или помощник, но как ее участник. А поиграть всем вместе – папе, маме и детям – вообще редко получается. Не знаю, как в других семьях, но у нас редко – то из-за работы, то кто-то болеет, устал, куча разных факторов. Для того чтобы всем включиться в совместную радостную деятельность, нужен навык, и его необходимо тренировать. У нас на занятиях клуба был один папа, который говорил: «Я не могу, мне сложно включиться, я боюсь этого погружения. Тяжело, не хочу». А включаться в своего ребенка нужно, потому что в процессе этой деятельности вне дома он в тебе нуждается, ведь это новый для него процесс. Такие встречи и являются тренировкой включения друг в друга для того, чтобы вместе сделать что-то интересное и хорошее.