Можно ли, занимаясь восточными практиками, просто выполнять физические упражнения, совершенно не вникая в породившие их традиции и учения?
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит
мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире:
похоть плоти, похоть очей и гордость житейская,
не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2: 15–16).
Интернет буквально пестрит объявлениями о занятиях йогой и ушу, дыхательной восточной гимнастикой и цигун. Практически в любом фитнес-клубе есть программы, которые так или иначе связаны с единоборствами, пришедшими к нам из Азии, где православие, увы, не является основной религией. Велик соблазн просто заниматься физическими упражнениями, не вникая в философию. Но, как предупреждает член Комиссии по реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете города Москвы Андрей Солодков, так не получится. Подобные тренировки уводят слишком далеко от Бога, а чтобы вернуться к Нему понадобится много сил.
Когда говорят о том, что можно заниматься, например, йогой как упражнениями для укрепления здоровья, восточными единоборствами как одним из видов спорта и самообороны, то первый вопрос, который нужно задать самому себе, – кто это говорит? Тренер очередного фитнес-клуба или организатор борцовского кружка? Если да, то, наверное, он заинтересован в том, чтобы не вдаваться в подробности происхождения данного вида практик, или же он недостаточно осведомлен о том, что лежит в основе этих языческих традиций и учений.
Заниматься медитацией без руководства опытного гуру и вне традиции буддизма – это «прямой путь к шизофрении»
Мне сложно поверить, что человек, занимаясь той или иной практикой, не вникает в суть ее методов и просто выполняет все упражнения и движения механически. Трудно также поверить и в то, что можно перенести методики и практики, очистив их от языческого мировоззрения. Разве можно, например, в распространенной йоге, одной из философско-религиозных школ индуизма, выполнять лишь физические упражнения или использовать даосскую энергию цигун, просто концентрируя внимание в единоборствах и совершенно не вникая в практику и религию древнего Китая? Любая практика так или иначе несет в себе религиозное мировоззрение, с которым знакомится занимающийся ей человек.
В 1996 году при храме Преображения Господня на Большой Ордынке, в Центре реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова, где я тогда нес послушание священноначалия в качестве консультанта, был диспут с официальным представителем бурятского буддизма Далай-ламой Гишейтен Ли.
Тогда у нас все кому не лень начали заниматься трансцендентальной медитацией и появлялись первые клубы йоги. Ламе был задан вопрос, что он думает по поводу занятия нашими соотечественниками подобными практиками. Его ответ был неожиданным. Лама сказал: «Ваши люди сумасшедшие». По крайней мере, так его слова перевел переводчик. Когда мы спросили, почему, он ответил, что заниматься медитацией без руководства опытного гуру и вне традиции буддизма – это «прямой путь к шизофрении». Не знаю, насколько опытны и находятся ли в традиции тренеры и учителя, предлагающие подобные практики оздоровления и спорта.
Еще один известный человек, имеющий отношение к индуизму и его традиции, – Джавахарлал – занятие йогой рассматривал как проникновение в мир духовный, а не просто как упражнения для тела и писал следующее: «Является ли это неким высшим духовным состоянием, открывающим путь к дальнейшим знаниям, или же это только род самогипноза... Даже если первое возможно, второе, несомненно, случается, и хорошо известно, что… увлечение методом йога… приводило к печальным последствиям для разума человека»[1].
Другой известный йогин Б.С. Айенгар, основатель одной из наиболее многочисленных и известных школ йоги, наставник с 50-летним стажем, признанный авторитет в области теории и практики йоги, чьи книги считаются классическими, на вопрос о том, какова цель упражнения тела в йоге писал: «Как альпинисту, чтобы взбираться на ледяные вершины Гималаев, нужны не только лестницы, веревки и обувь с шипами, но и физическая подготовка, так и адепту йоги необходимы знания и дисциплина Хатха Йоги Сватмарамы, чтобы достичь вершины Раджа Йоги. Путь йоги приносит спокойствие и умиротворенность и подготавливает ум к абсолютному, неограниченному подчинению Богу» [2]. Таким образом, занятия той самой популярной хатха-йогой, о которой сегодня говорят как о просто физических упражнениях для оздоровления, имеют другую цель – подготовить тело к достижению более высокого уровня – Раджа Йоги. То есть человек должен стать винтиком космического механизма, посредством упражнений удалить из своего сознания всякое желание, как доброе, так и злое, достичь состояния отрешенности и, что называется у практикующих оккультизм, выйти посредством медитации в астрал.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла работает Комиссия по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия. Каждый вторник я провожу прием ранее крещеных православных, возвращающихся в лоно Матери-Церкви. Интересно то, что, когда, общаясь с людьми, проходящими реабилитацию после поисков «на стороне далече», зная о методах выхода в астрал (одним из которых является йога), я спрашиваю их: «Есть методика возврата из астрала?», они отвечают: «Нет, там нет». И только по прохождении реабилитации и после присоединения к Церкви они говорят или пишут почти в слово в слово: «Слава Богу, я вернулся».
И снова вопрос: для чего йогину необходимо здоровое тело? Ответ у того же автора: «Физическое здоровье необходимо для ментального развития, поскольку ум функционирует посредством нервной системы. Когда тело болеет или нервная система поражена, ум приходит в беспокойство…, а тогда невозможны концентрация и медитация» [3]. И еще: «Как, освоив алфавит, можно, непрерывно занимаясь, овладеть всеми науками, так, усердно упражняя тело, можно обрести знание Истины (Таттва Джняна), то есть подлинной природы человеческой души, идентичной Верховному Духу, коим исполнена вселенная» (Гхеранда Самхита, гл. 1, стих 5)» [4]. Можно ли после этих нескольких цитат сказать, что йога – это просто оздоровление? Не надо быть специалистом-сектоведом, чтобы понять, что это языческое верование, где нет места Богу – Творцу и Промыслителю мира. Там совсем другое понимание космологии, антропологии и сотериологии.
Даже с точки зрения социальной позиции человек, постепенно формирующий в себе языческое мировоззрение и стремление к восприятию окружающего мира, людей, семьи и даже себя как иллюзии становится мертвым. В общем-то, к этому и ведут своих адептом йогины: к достижению нирваны, к состоянию отрешенности от всего как хорошего, так и плохого, к состоянию «ничего не хотеть и ничего не желать»: ни доброго, ни злого, «что воля, что неволя – все равно». Когда в поездках по епархиям мне устраивают встречи с представителями местной администрации, то я задаю им вопрос: «Будет ли такое мировоззрение после прохождения подобного "оздоровления" формировать в личности активную жизненную позицию? Не сформирует ли оно асоциальный тип мышления, а в дальнейшем и поведения?».
О сахаджа-йоге и говорить не стоит. Нирмала Дэви, основательница этого направления, провозглашает себя мессией и спасительницей мира и рекомендует обращаться к ней «ваше святейшество».
Перейдем ко второму вопросу. Восточные единоборства – это спорт? Кто-то может сказать и даже утверждать, что да. Чтобы ответить на этот вопрос, я предпочитаю не принцип уличного опроса мнений, а изучение мнений специалистов высокого уровня в этой области знаний.
В этой связи интересно мнение профессора А.А. Маслова, являющегося практикующим адептом шаолиньского направления ушу (он – президент Федерации шаолиньских боевых искусств в России с 1996 года). По мнению А.А. Маслова, ушу, переводимое как «боевое искусство», по сути дела является сложнейшим комплексом психофизического воспитания человека. На чем основывается этот процесс воспитания? Маслов отвечает, что ушу является «отголоском, причем вполне "живым", древней магической культуры… Традиционные методы ушу, в отличие от современного спорта и гимнастики ушу, непосредственно связаны с раскрытием духовных сил человека, его внутренним очищением и воспитанием. А методики, используемые для этого, во многом повторяют магические приемы древних даосов и магов, например, дыхательно-медитативная практика (цигун или нэйгун), многократное выполнение комплексов-таолу, некоторые из которых имеют исключительно ритуальный характер. Более того, существуют стили ушу, которые вообще никогда не предназначались для боевого использования и были порождены исключительно народной магической культурой. Они базируются на имитации движений животных, что, в свою очередь, связано с широко известными ритуалами мистического перевоплощения в животных» [6]. И еще: «Ушу, известное нам сегодня, – это далекий, но тем не менее явственный отголосок тех мистерий и культов, которые пришли из глубокой древности. Это прекрасный пример того, как мистическая традиция и закрытые методы духовной практики могут скрываться под внешней оболочкой физической культуры, боя, а сегодня даже и спорта» [6]. Не знаю, нужны ли какие-то комментарии.
Востоковед А. Г. Юркевич в своей статье «Китайские боевые искусства и Православное сознание (к постановке проблемы)» также отмечает неразрывную связь боевых искусств Востока с их практиками цигун с оккультизмом. Он пишет: «Может создаться впечатление, что ушу и сопряженные с ним системы цигун представляют собой, прежде всего, прикладные методики, обогатившие арсенал физической культуры и здравоохранения Запада. Между тем названные явления далеко не столь однозначны. Фрагменты китайских и восходящих к ним восточноазиатских учений и практик, непосредственно связанных с ушу и цигун, закрепились в кругах, занятых астрологией и другими оккультными "науками", практикующих целительство, направленных на развитие паранормальных способностей.
Многие из методик цигун вошли в арсенал последователей как "практического" оккультизма (ориентированного на обретение и усиление паранормальных способностей), так и оккультизма "мистического" (связанного с целями "духовного возрастания" в иерархии какой-либо квазирелигиозной или религиозной системы)» [7]. Достоинства «этого эзотерического искусства владения энергетикой» [8], по мнению китайского мастера цигун Вон Кью-Кита, неисчислимы: «Это молодость и долголетие, внутренняя сила боевых искусств и тренинг чудодейственного сознания» [9]. Высшим достижением цигун декларируется развитие экстрасенсорных способностей человека, слияние с «космическим разумом» и «вселенной», «растворение в Абсолюте» [10].
Прочитав все вышеприведенные цитаты из трудов специалистов, причем не просто теоретиков, но и практиков с большим стажем в вышеобозначенных областях, зададимся вопросом: кому верить? Специалистам или мифам, которые проникли не только в светскую, но, к сожалению, и в церковную среду? Для меня ответ очевиден – специалистам. Будем помнить слова апостола Павла: «Не сообразуйтесь с веком сим, а преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2).