259

Создать милую картинку с елочкой, огоньками и клетчатым пледом легко, а вложить в историю душу, оживить неживое – для этого нужен талант и чуткость.

В детстве мы оживляем неживое. Смотрим на стекло и вату, пластмассу и бумагу с блёстками, а представляем существо, которое дышит, говорит, радуется, грустит. Живёт, в общем.

Это качество, фантазия, – первое проявление творческих способностей. Искры, Богом в нас заложенной, как в Его образ и подобие.

Вот человек, ему всего-то пять лет. Он пока многого не знает о мире, а многое представляет неправильно. Но он уже опытный фантазер: пару лет, а то и больше, он создает в играх миры и сюжеты. Оживляет скучное и мертвое, наделяет разумом и чувствами, посылает в путешествия, навстречу приключениям, – выручать и защищать.

Предновогоднее время к фантазиям располагает. Елочные игрушки сами по себе – сказка. Писатели это чувствуют, как и дети. Вспомнить хотя бы Гофмана и его удивительную историю об уродливом, но благородном юноше, которого выручила доброта и самоотверженность юной Мари Штальбаум.

Елочные игрушки сами по себе – сказка. Писатели это чувствуют, как и дети

Рядом с вечными историями всегда много подражаний, большинство из них не стоит внимания. Истории, где есть атрибуты праздника, уютные сюжеты и зимние приключения, но за ними пусто и плоско. Потому что создать милую картинку с елочкой, огоньками и клетчатым пледом легко, а вложить в историю душу, оживить неживое – для этого нужен талант и чуткость.

Я хочу рассказать о двух детских книгах с новогодней атмосферой и глубоким важным смыслом. В них объединилась фантазия талантливого писателя, который внимательно наблюдает и точно выражает увиденное, – и извечная фантазия ребенка, оживляющего неживое. Того, кто ходит вокруг елки, касается рукой игрушек – и фантазирует, представляет их живыми, чувствующими, думающими.

Эти книги – «Приключения новогодних игрушек» и «Страна новогодних игрушек». Их автор – Елена Ракитина, я уже писала о ее сказочной повести «Сережик» https://pravoslavie.ru/128058.html. Елена Ракитина создала истории о елочных игрушках, которые спят весь год и просыпаются в конце декабря. О тех, кто сделан из бумаги, стекла и блесток, пластилина и фольги, ниточек и металла. О тех, кто живет, думает, радуется и грустит, преодолевает сложное в себе и меняется. О нравственном выборе, истинной радости, настоящей дружбе.

Шары

«Приключения новогодних игрушек» – книга, в которой много историй. Каждая – об игрушке, ее судьбе, характере, о том, как она попала именно в этот дом, что пережила. Мне кажется очень важным, что они связаны с людьми, их теплыми ладонями, их памятью, радостью. И если прекрасная Фея с пружинками-завитушками на голове, Пластилиновый ослик или крикливый Попугай – герои, которые сами напрашиваются на истории, то шары – другое дело.

Помнится, мастером историй неодушевленных вещей был великий сказочник Андерсен: у него говорили даже обои из свиной кожи в сказке «Старый дом». Создать такую живую историю может только человек с внимательной душой, тот, кто умеет наблюдать и слушать, подмечать. Хорошая история не рождается из воздуха, она опирается на факты — неважно, сказочные или реальные.

Большой Красный Шар с белой снежинкой на боку – он из маминого детства. Старинный, солидный, уважаемый остальными игрушками. Но не в этом дело. Свою репутацию он заслужил не сияющими боками, не величиной или возрастом. У него есть кое-что поважнее: мудрость и доброта. А они родились там, в советском магазине, много десятилетий назад, где шар лежал на полке рядом с десятками таких же, как он, абсолютно на него похожих братьев и ждал Маму. Именно ее, хотя в те поры она носила пышные бантики на косичках и цеплялась за руку своей мамы…

Удивительная это история. В ней нет искусственности и нет поучения, хотя есть урок. Терпения и любви, нелицемерной скромности и верности предназначению. Большой Красный Шар просто очень любит Маму и хорошо знает свое дело. А за это его уважают и любят остальные игрушки.

Совсем другое дело – история Зеленого Шара. Она – путешествие на фабрику, где дядя Миша, как музыкант, подносит к губам стеклянные трубочки. Так рождаются игрушки. Потом их окунают в краску, потом на них рисуют узоры. А Зеленый Шар радуется своему цвету и прячется от кисточек тети Зои – не хочет, чтобы его раскрашивали.

Эта история – о памяти. О том, что можно быть ярким и сияющим, и блистать на елочном балу, но твои истоки – в простых стеклянных трубочках. В умелых руках дяди Миши они превращаются в чудесные шары. И пока Зеленый Шар помнит об этом – он помнит себя.

Сосулька

Когда Большой Красный Шар с белой снежинкой на боку спал, всеми командовал крикливый Попугай. Вот и над робкой Сосулькой он смеялся, говорил, что не настоящая.

История сосульки – это история сомнений в себе. И это не про то, что нужно амбициозно идти по головам к своей цели. И не про скромность. И не про справедливость – хотя читатели, и большие, и маленькие, радуются, когда Мама берет Сосульку в путешествие, отмывает, вытирает и вешает на елку повыше.

Эта история – про внимательную душу и сопереживание. Сосулька не отстаивает свои права, не борется, ничего не доказывает елочному народу. Она смотрит и видит главное. И когда за окном тают от дождя ее ледяные сестрицы, Сосулька плачет.

« – Она растает! – ужаснулся Снеговик и сам побежал будить Большой Красный Шар с белой снежинкой на боку.

Попугай закричал:

– Чепуха! Стекляшки не тают! – Но его уже никто не слушал. Все видели, как с Сосульки капают прозрачные капли.

– Она настоящая?! – спросили игрушки шепотом.

– Конечно, настоящая! – подтвердил Красный Шар с белой снежинкой на боку. – Тот, кто переживает о других, всегда настоящий!»

Поросенок

В отличие от Сосульки, Розовый Поросенок не сомневается в себе. Он собой восхищается. Любоваться своей красотой – вот единственное стоящее занятие. Ради него стоит потерпеть даже уродцев вокруг, то есть людей, хозяев.

Поросенок не замечает ничего кругом, в том числе и неостановимо текущего времени. И своей старости он тоже не замечает, пока один из гостей не называет его просто старой тряпочкой.

Мне нравится, что Елена Ракитина не проводит прямых параллелей, не читает нравоучений «в лоб». В книге у нее нет возмездия – зачем? Гораздо доходчивее объяснять через милосердие и любовь, чем через «сам виноват».

Елена Ракитина не проводит прямых параллелей, не читает нравоучений «в лоб»

Любовь Розового Поросенка к такому прекрасному себе ничего не стоила. Зато любовь хозяйки сберегала его долгие годы, она сохранила его от забвения. Поросенка починили, почистили и зашили, нарисовали новую улыбку. Сделали это руки его хозяйки: Поросенок сам вдруг увидел, какие они прекрасные. Вместо наказания за чванство ему дается еще одна жизнь. Только теперь уже с открытыми глазами, которые замечают не только свою красоту.

О елочных жителях можно рассказывать долго. Ворчливая гирлянда, Дождик, Попугай, Доктор Айболит и чудесный пластилиновый Ослик, которого слепил Павлик – у каждого своя история. «Приключения новогодних игрушек» – отличный формат большой истории, причем подойдет он и тем, кто не очень-то любит слушать книжки. Каждая глава – отдельный персонаж, и хотя сквозной сюжет есть, можно прерываться, отдыхать.

Путешествие и возвращение

Во второй книге – «Страна новогодних игрушек» – знакомые герои, обидевшись на своих хозяев, сбегают из дома в поисках лучшей доли. С ними случаются удивительные вещи: то Зеленый Шар украдет ворона, то старинный Картонный Домик окажется у одинокого дворника, то игрушки из детского сада не пускают их дальше. Побеждает, конечно, дружба и взаимовыручка, а еще становятся понятными важные вещи. Например, такая: волшебная страна – она там, где тебя любят. И ты всех любишь.

«Игрушки обрадовались, узнав, что их Страна, оказывается, у Мамы, Папы и Павлика.

– Мы так по ним соскучились! Так соскучились! – говорили они. – Мы даже не думали, что можно так соскучиться!

– Это часто бывает, – кивнул Дедушка Мороз, – многим, чтобы понять силу своей любви, обязательно надо уйти и вернуться».

А потом, дома у Мамы, Папы и Павлика, у себя дома, игрушки загадывают желания. И получается удивительная вещь: все эти желания не о себе, они – о других. О том, чтобы другим было хорошо. Как-то само собой это выходит. Так просто – и сложно одновременно.

Мне кажется, нет никакого смысла поучать детей. Чтобы донести до них что-то важное, нужны примеры. Это и собственные наши поступки, и то, что мы видим в окружающей жизни, и то, что создает фантазия. Внимание к жизни души, ее движениям, трудностям не появляется само по себе. Ему нужно учить, бережно формировать, объяснять. А главное – показывать: никакие слова не заменят живой пример.

Она просто рассказывает истории – но за этим «просто» стоит огромный талант и большая душа

В книгах Елены Ракитиной нет ничего искусственного, наносного, подогнанного под тему или дидактическую задачу. Она просто рассказывает истории – но за этим «просто» стоит огромный талант и большая душа. Дети это чувствуют. Они верят историям о елочных игрушках, радуются и переживают за них. И, путешествуя с ними, учатся смотреть вглубь, разбираться в причинах, замечать чужую боль, радоваться и радовать.

«Приключения новогодних игрушек» и «Страна новогодних игрушек» – тот редкий случай, когда новогодняя атмосфера не является целью. Она – средство. Она обрамляет нечто более важное для человеческой души.

«Приключения новогодних игрушек» и «Страна новогодних игрушек» отлично подойдут для чтения детям от 5–7 лет. А младшие школьники смогут прочитать их самостоятельно: и шрифт крупный, и сюжет интересный, и герои понятные. И иллюстрации Людмилы Пипченко чудесные – яркие и добрые. По-настоящему новогодние.

Мария Минаева

pravoslavie.ru