149

Причина твоих переживаний – ты сам, Господь же дает нам всё самое необходимое для мирной и безмятежной жизни.

Иеромонах Серафим живет в Шотландии, на острове Малл, входящем в состав архипелага Внутренние Гебриды. Он родился, вырос и учился в Румынии, а потом поступил в аспирантуру Даремского университета, в котором изучал богословие великого старца Софрония (Сахарова). Сейчас отец Серафим строит первый более чем за тысячу лет православный монастырь.

Как справляться со стрессом?

Сейчас я строю монастырь, конечно, случаются скорби, трудности, поэтому я часто прихожу на исповедь к духовному отцу, буквально вываливаю на него все свои переживания, жалуюсь. Однажды, когда я пришел к нему, он просто взглянул на меня и, как сейчас помню, сказал: «Да, построить монастырь – и правда непросто, немало искушений. Но причина всех этих искушений и бед – ты сам». Конечно, это совсем не то, что я тогда хотел услышать, едва не взорвался от возмущения. Но в тот же миг я вдруг понял, что мой духовник прав, просто тогда я не хотел слышать правду.

Если сделать шаг назад и постараться не проникаться так сильно своим делом, работой, словно абстрагироваться от нее, будет намного легче.

Если постараться не проникаться так сильно своим делом, словно абстрагироваться, будет намного легче

Просыпаясь каждый день, я знаю, что работа за компьютером займет у меня как минимум один час (может быть, и больше). Нужно ответить на электронные сообщения, что-то опубликовать, записать подкаст, подготовиться к паломничеству, связаться с паломниками. На первый взгляд кажется, что это всё не занимает много времени. В следующем году у нас запланировано восемь паломнических поездок, в каждой по десять человек, всего восемьдесят. У каждого свои переживания, вопросы, у каждого, не знаю, свои болезни и противопоказания, желания, чаяния, у каждого что-то свое. И к каждому нужно относиться внимательно, нельзя просто кем-то пренебречь, ведь люди нам доверяют, любят нас, и нужно отвечать им тем же. 

Вот что я понял: если ежедневно час или два посвящать своей работе, не позволяя ей меня поглотить, завладеть моим сердцем, она и не завладеет. Результат: работа сделана, у меня остались силы и энергия. Нужно научиться не проникаться, просто пришел, сделал свое дело и ушел. Не получится научиться сразу, будем ошибаться и пытаться снова, сначала на несколько минут, потом больше и больше. 

В то же время сегодня очень много лишнего, даже у монахов, тем более у людей в миру. Много всего лишнего, но хочется лучше и лучше.

На эту мысль меня навел случай, произошедший сегодня утром. Я попросил воды. Здесь стоит замечательный фильтр, не сомневаюсь, из него течет очень чистая и вкусная вода. Увидев этот фильтр, я подумал: «Значит, в кране вода плохая». Но мне сказали, что в кране вода хорошая, просто вода из фильтра лучше. А нужна ли лучше? Возможно, если говорить о воде, то нужно пить очень хорошую воду, но я сейчас говорю об отношении к жизни в целом: хорошо, но хочется лучше. Вопрос не в том, можно ли лучше, а в том, нужно ли. Потому что «лучше» всегда влечет за собой дополнительные хлопоты, большую ответственность, стоимость и так далее.

Помню, я был на Горе Афон, мне рассказали чудесную историю о старце Паисии. Тогда я обедал с двумя монахами, мы сидели в каливе. Что сказать о тех монахах… Они не очень чистоплотные, скажем так. Гигиена для них – не самое главное. Чтобы отблагодарить их радушный прием и чтобы нам было чуть более комфортно, я предложил убить пауков и убрать висящую по всей каливе паутину, так я бы мог их видеть. Но монахи возразили: «Нет, святой Паисий говорил, что эта паутина – мое украшение».

Те монахи ничего не делают до тех пор, пока не появится особая необходимость. Келья рушится – ну и ладно, она же еще не разрушилась. Буду переживать, когда она совсем рухнет, кто знает, может быть, я умру раньше, чем рухнет моя келья. У них совсем другое отношение к жизни. Они не думают: «В келье тепло, но хочется, чтобы было еще теплее. Хочется пить более чистую воду, ходить по более роскошным коврам, молиться перед более красивыми иконами». Для тех монахов это всё просто неважно. Если всё необходимое для спасения есть, бери и спасайся. Главное – спасение. Если разбито окно, если рухнула келья, выдели время и почини, восстанови. А если нет, то зачем сейчас переживать? Мы всегда решаем сами. Во-первых, тебе нужно намного меньше, чем ты думаешь. Во-вторых, даже если чего-то не хватает, можно это приобрести, не проникаясь, не зацикливаясь.

Если всё необходимое для спасения есть, бери и спасайся

Каждый наш выбор влечет за собой определенные последствия. Как я оказался в монастыре? Что, Бог создал яйцо, это яйцо упало в монастырь, разбилось, из него вылупился я? Нет, в монастырь я пришел сам. Аналогично с браком. Разве люди просыпаются утром и вдруг понимают, что женаты или замужем? Нет, они сами вступают в брак. Это происходит не за один день, это процесс. Мы все делаем выбор. Именно поэтому важно с самого начала быть честным перед самим собой, честно отдавать себе отчет в том, по какому пути желаешь идти. Если думать о том, что подумает мир, если думать о комфорте или о чем-то другом, можно совершить ошибку, забрести не туда, куда нужно. Я искренне верю, что даже если человек, призванный к монашеству, вступил в брак, или человек, созданный для семьи, поступил в монастырь, Господь его всё равно не оставит. Я думаю, что Бог всегда найдет человека, всегда есть надежда на спасение, поздно будет только тогда, когда мы предстанем перед Богом. Но если ты честен перед собой, если слушаешь сердце, будет только лучше.

Перевела с английского Мария Лицман 

Иеромонах Серафим (Алдеа)