Святой архиепископ Василий Калика (на кафедре с 1330 по 1352 гг.)
Календарь новостей Епархии
Конструктор сайтов
Бесплатный конструктор сайтов Prihod.ru
Приходы, благочиния и православные организации Новгородской епархии могут создать свои сайты в интернете.
Кто есть кто на иконостасе в православном храме?
214
Сегодня сложно представить православный храм без высокого многоярусного иконостаса, однако в своем нынешнем виде существовал он далеко не всегда. Для чего он нужен, как формировался и приобрел свой классический вид, сколько ярусов может на нем быть и что на них изображено?
01
Зачем нужен иконостас?
Задача иконостаса — отделять алтарь (место особого священнодействия) от остальной части храма. Еще в первые века христианства эту роль выполняли небольшие решетчатые перегородки. Считается, что нужны они были, чтобы сдерживать напор верующих при богослужении. В IV веке святитель Василий Великий добавил к перегородкам еще и разделительную завесу. Поводом стало поведение диакона, который перемигивался со стоявшей у алтаря женщиной.
02
Когда алтарная перегородка начала «обрастать» иконами?
В VI веке в перегородку встраиваются высокие колонны, которые сверху перекрываются деревянной балкой — архитравом. К IX веку в центре архитрава размещают распятие, которое позже заменяется иконой Христа. Потом на архитраве начинают помещать и другие иконы (Богородицы, Иоанна Крестителя, ангелов, апостолов, пророков и новозаветных праздников). Пространство между колоннами оставалось открытым. Такой прототип иконостаса назывался темплоном, и именно в таком виде он появился на Руси после ее крещения. В XIII веке открытые участки между колоннами закрываются иконами, а в центре появляются царские врата.
03
Какие иконы размещались на первых закрытых иконостасах?
К XIV веку на иконостасе начинает выделяться 3 ряда икон: пространство между колоннами заполнили иконы местночтимых (почитаемых в этом месте) святых, а над ними разместились деисусный и праздничный ряды. В таком виде иконостас завершил свое развитие в Византии, а вот в России он продолжил формироваться и к XVI веку пополнился еще двумя рядами икон: пророческим и праотеческим. Такая конструкция из пяти рядов — местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого — дошла до наших дней и считается эталоном иконостасной архитектуры.
04
Почему нижний ряд называется местным?
Потому что по его краям располагаются особо почитаемые в данном храме иконы: справа — икона с изображением святого или праздника, в честь которого освящен храм, а слева — местночтимая. В центре местного яруса — царские врата. Справа и слева от них — иконы Спасителя и Богородицы. Далее, на северных и южных вратах, изображаются два Архангела — Михаил и Гавриил. Северные и южные врата еще называются диаконскими, потому что через них диакон выходит из алтаря во время службы. Поэтому иногда вместо архангелов на них находится изображения святых диаконов — Стефана и Лаврентия.
05
А царские врата — почему царские? И что на них изображено?
Первоначально так назывались главные ворота храма. Через них входили император или епископ. Позже наименование перенесли на центральные врата иконостаса. Царскими они стали называться еще и потому, что через них совершается великий вход, когда хлеб и вино переносятся на престол, где затем происходит их преложение в Тело и Кровь Христа. Символически великий вход — это встреча Самого Христа, Царя царствующих и Господа господствующих. На створках врат изображают Благовещение (символ начала Нового Завета) и либо четырех евангелистов, либо святителей — составителей литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого. Над вратами всегда помещается икона Тайной Вечери, на которой было установлено таинство Евхаристии.
06
Что на иконах праздничного ряда?
События новозаветной истории, связанные с рождением Иисуса Христа и жизнью древней Церкви. Сюда входят иконы двенадцати важнейших после Пасхи праздников Православной Церкви: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица, Успение Богоматери, Воздвижение Креста. Иногда к ним добавляются другие праздничные иконы: Сошествие Христа во ад, Преполовение Пятидесятницы, Покров и др.
07
Что такое деисус?
Это третий ряд — центральный и самый важный. В центре расположена икона «Спас в силах» или «Спас на престоле», изображающая Иисуса Христа в виде Судьи. Справа от Иисуса стоит Божия Матерь, слева — Иоанн Предтеча, далее идут ростовые изображения святых. Все они развернуты ко Христу, их руки сложены в молитвенных жестах. Они обращаются к Творцу с молитвой о спасении человечества в день Страшного суда. Отсюда и название этого ряда — деисус, что в переводе с греческого означает прошение, моление.
08
В пророческом ряду должны быть пророки. Почему там еще и Богородица?
Да, в четвертом ряду находятся ветхозаветные пророки от Моисея и до Малахии (что соответствует временному интервалу от выхода израильтян из Египта и практически до рождения Иисуса Христа). В руках они держат свитки с цитатами своих пророчеств о Христе. А вот в центре пророческого ряда помещается икона Божией Матери «Знамение» — как символ исполнения всех пророчеств.
09
Верхний ряд — праотцы. А кто это такие?
В узком смысле праотцами называют предков Иисуса Христа по плоти. В более широком значении праотцы — это все святые праведники, жившие в эпоху Ветхого Завета и почитающиеся Церковью как исполнители воли Божией в Священной истории до рождения Спасителя. Праотеческий ряд иконостаса обычно формируют ветхозаветные святые от Адама до времен Моисея. Здесь часто помещаются изображения самого Адама, Евы, Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и других. В центре этого яруса обычно расположена икона Троицы в виде трех Ангелов, явившихся патриарху Аврааму.
10
А что находится на самом верху иконостаса?
На самом верху иконостаса обычно находится крест или икона Распятия в форме креста. По сторонам креста могут располагаться иконы или изображения предстоящих Богоматери, Иоанна Богослова, иногда жен-мироносиц и сотника Лонгина.
11
Все ли современные иконостасы состоят из пяти ярусов?
Нет, иконостасы могут иметь разное число рядов. В конце XVII века возникали иконостасы, которые могли иметь шестой и седьмой ярусы. Это ряд страстей апостольских с изображениями мученической кончины апостолов и ряд Страстей Христовых, иллюстрирующий историю осуждения и распятия Христа. Иконостасы в Греции и на Балканах имеют преимущественно по 3 ряда, да и в России некоторые ярусы часто опускаются (чаще всего праотеческий и пророческий). Большие многоярусные иконостасы можно встретить, как правило, в больших соборах и в древних исторических храмах.