189

Поможет ли вера психически больному человеку? Приходят ли бесноватые к врачу? Психиатрия и психология: что нужнее священнику? Об этом и многом другом — во второй части беседы доктора медицинских наук, профессора, заместитель директора Научного центра психического здоровья Российской академии наук, профессора кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета В.Г. Каледы. 

— Что Вы можете сказать о таком феномене, как беснование?

— То, с чем сталкиваются психиатры, — это непосредственно психические заболевания, психические расстройства, описанные в международных классификациях. Не так давно по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках работы комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии мы провели международную конференцию «Попечение Церкви о душевнобольных: религиозный мистический опыт и психическое здоровье» (2019). Там обсуждался этот вопрос. И участники конференции пришли к мнению, что случаи одержимости бесами — это все-таки случаи единичные, а большинство ситуаций, когда человек говорит о воздействии на себя темных сил и одержимости, относятся к проявлению психических болезней.

— А если, наоборот, человек говорит, что с ним общаются ангелы, святые его наставляют, Богородица ему открывает, Господь ему говорит, что так надо сделать, а так не надо. Как понять — это ангелы или все то же самое нездоровое психическое состояние?

— Здесь нужно обратиться к святым отцам, например, к святителю Игнатию (Брянчанинову), которые четко говорят, что, как только человек почти визуально представляет некий образ того, с кем он общается, — это искушение, состояние прелести, которого человек должен избегать.

— Может ли в этом состоянии помочь психиатр?

— Думаю, что описание, которое есть у святителя Игнатия (Брянчанинова), это по сути описание бредовых психотических состояний. Точно так же, когда человек заявляет, что он является Богородицей, является Спасителем, или, наоборот, антихристом, — понятно, что это все относится к сфере компетенции психиатрии. Когда к священнику приходит очаровательная девушка и говорит о том, что она является Богородицей, находится в состоянии эйфории, говорит, что она пришла в мир, чтобы помочь людям, у священника не возникнет никаких сомнений, что это душевнобольная.

— А если человеку является Богородица, как Она явилась преподобному Сергию Радонежскому?

— Когда придет человек, который скажет, что какое-то время назад вечером у него было какое-то особое состояние, которое длилось короткий промежуток времени, он почувствовал какое-то явление, и это было один раз и длилось несколько минут, и больше никогда не повторялось, понятно, что психиатры найдут некие слова, термины, но это не будет достаточным для того, чтобы говорить, что у человека есть психическое отклонение. Это отдельный феномен, который длился короткий промежуток времени, отдельные минуты.

Другое дело, если человек говорит о том, что с ним постоянно общается Божия Матерь, а исходя из духовного опыта Церкви мы знаем, что явления Божией Матери — это совершенно уникальные чудеса в истории всего человечества, что Божия Матерь являлась всегда особым людям, особым подвижникам, которыми абсолютное большинство из нас не является. И предположить, что мы с Вами в жизни встретимся с преподобным Сергием или с преподобным Серафимом Саровским или с кем-то из подвижников, — очень сомнительно.

Неслучайно многие явления, которые были описаны в XX веке в католическом мире: и Фатима, и явление Божией Матери в Междугорье, в Югославии, когда Божия Матерь являлась в определенное время чуть ли не по расписанию, мы, как люди православные, все-таки ставим под сомнение.

— У меня как священника в связи с этим возникает вопрос не теоретический, а по ситуациям, с которыми приходится сталкиваться в пастырской деятельности. Если вдруг человеку какой-то внутренний голос говорит уйти от жены, перестать причащаться — это скорее всего бесовское искушение или психиатрическое состояние?

— Есть четкие понятия, когда мы говорим про психическую патологию. Все руководства по психиатрии говорят о том, что когда человек говорит, что он слышит некий голос, мы должны у него много-много раз переспросить, что он имеет в виду под голосом, который слышит. Когда человек говорит, что у него есть некий голос совести или у него некое внутреннее ощущение, что нужно менять свою жизнь, голос души говорит ему что-то такое — это наши нормальные переживания. А вот если человек говорит, что слышит некий голос или голоса внутри головы, которые его оскорбляют, дают приказания, комментируют его поступки, то это скорее всего слуховые галлюцинации.

— Вы уже более 15 лет ведете в Свято-Тихоновском университете семинар «Пастырская психиатрия», однако студенты посещают его по желанию. Как Вы считаете, нет ли необходимости в богословской, пастырской подготовке, в семинарской подготовке этот курс в той или иной мере проходить обязательно, чтобы уметь разбираться с этими явлениями, когда столкнешься с ними в своей обычной повседневной священнической практике?

— Скажу так. В подготовке психологов, то есть тех специалистов, которые направлены на работу с людьми, на работу с решением каких-то проблем даже психически здорового человека, есть специальный обязательный курс — «Клиническая психология». Клиническая психология — это и есть основы психиатрии. Стандартная подготовка психологов во всем мире предполагает, что психолог тоже должен знать, как проявляется патология. Поэтому если священник является человеком, который работает с духовным, с душевным миром человека, точно так же решает и те вопросы, с которыми некоторые люди обращаются к психологу, он должен знать, что является нормой, а что является патологией.

Если мы возьмем руководство по пастырскому богословию архимандрита Киприана (Керна), изданное еще в далеком 1957 году, там есть глава, которая называется «Пастырская психиатрия». Если мы возьмем современное руководство по пастырскому богословию, которое только будет издано в ближайшее время и в издании которого принимает активное участие профессорско-преподавательский состав нашего университета, то там тоже есть приложение, которое называется «Пастырская психиатрия». И курс, который я с 2003 года преподаю в нашем Свято-Тихоновском университете, действительно пользуется высоким рейтингом, посещаемость его высокая, всегда много людей, много слушателей. И отзывы, которые я получаю спустя много лет, говорят, что этот курс реально нужен в пастырском служении.

Мне хочется особо отметить, что в прошлом году комиссией Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии был принят документ, который был одобрен президиумом Межсоборного присутствия, — «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных». В этом документе говорится о необходимости преподавания основ пастырской психиатрии в духовных школах и на курсах повышения квалификации духовенства. Такой опыт уже имеется. Особо хочу отметить, что изданное руководство для священнослужителей одобрено как Издательским Советом Русской Православной Церкви, так и Учебным комитетом.

— Вы упомянули, что в подготовке психологов тоже есть раздел психиатрии. Вы, как психиатр, как относитесь к психологии как дисциплине вообще и ее востребованности для священников, в частности?

— Я к этой дисциплине отношусь с самым большим и глубоким уважением. Да, святые отцы великолепно знали все дуновения души человека, в том числе и многое из того, что разбирает психология. Понятно, что в психологии существуют разные разделы. Существует возрастная психология, существует специальная психология, которая ориентирована именно на определенный контингент людей с определенными расстройства психического спектра или на людей, которые страдают тяжелыми соматическими заболеваниями. Но иметь общее представление о современных наработках в психологии будет для священника нелишним, особенно в области возрастной психологии.

— Василий Глебович, Ваша книга охватывает курс по пастырской психиатрии, который Вы читаете в Свято-Тихоновском университете. Поможет ли она тем, кто не проходил обучение в ПСТГУ?

— Эта книга как раз обобщает мой опыт преподавания пастырской психиатрии в стенах нашего Свято-Тихоновского университета и на курсах повышения квалификации московского духовенства и охватывает весь объем данного предмета. Она основывается также на моем опыте врачебной деятельности и научной работы. Как я сказал, я старался максимально доступным языком изложить основы психиатрии. Сейчас этот курс преподается и в стенах Московской духовной академии, и в Сретенской семинарии, и в Белгородской семинарии, и в Воронежской семинарии, и отдельными фрагментами в других семинариях.

Это руководство для священнослужителей и учебное пособие для студентов. В предисловии митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, председатель экспертного совета по пастырскому попечению о душевнобольных комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии, пишет, что она будет полезна не только священникам и студентам, но также и родственникам душевнобольных и всем, кто интересуется данной проблемой.

Психиатрия — такая область, что для постановки диагноза необходимы профессиональное образование, профессиональная подготовка. Задача священника состоит не в постановке диагноза, а в определении состояния человека, насколько оно является патологическим и в каком случае нужно направить больного к психиатру. В каких-то случаях он должен понимать, что это у человека просто патологическая черта характера, тогда он должен каким-то образом выстраивать свои отношения с этим человеком, учитывая его патологические черты. Священник должен понимать, как принимать исповедь у пожилого человека, у которого, например, деменция, как его допускать до таинств и т.д.

Мы хотели в этой книге, с одной стороны, описать основные психические расстройства, с другой — дать некоторые практические рекомендации священнику, как поступать в том или ином случае.

— Мы сегодня поговорили о том, как психиатрия может помочь священнику. А может ли православный священник помочь психиатру в его профессиональной деятельности?

— Мы говорим о том, может ли православный священник помочь психиатру в его личной духовной жизни? Однозначно. Если говорить о его профессиональной деятельности, то и здесь, конечно, тоже. Задача священника не только выявить психическую патологию, направить к психиатру, но и дальше помочь нести это бремя, этот крест болезни у своего пасомого.

Можно привести удивительные примеры, когда священники направляли своих духовных чад в наш Центр, где есть свой храм, где регулярно совершается богослужение, есть свои замечательные батюшки, но при этом все равно считали своим долгом навещать своих чад. Они не просто отправили прихожанина к врачу-психиатру и забыли про него — они идут с душевнобольным по жизни. И мы, психиатры, вне зависимости от своих религиозных убеждений, четко понимаем, что наличие у человека религиозных ценностей является для него стержнем, на который можно опираться.

Хочу особо отметить, что в нашем Центре, который является ведущим научным учреждением в области психиатрии в нашей стране еще с советских времен, больничный храм был открыт в 1992 году по решению Ученого совета. Это был второй больничный храм в нашей стране. То есть уже тогда ведущие отечественные психиатры четко осознавали значение духовных ценностей для наших пациентов.

— Как, по Вашему мнению, вера может помочь человеку с психиатрическим диагнозом?

— Некоторые болезни действительно очень тяжелые, некоторые приводят к инвалидности. Вот, например, молодой человек, 20 с небольшим лет, вроде бы вся жизнь впереди, еще столько должно быть впечатлений, столько должно быть яркого и интересного, а у него все оборвалось. Он оказался пару раз в больнице, он ни на что уже не способен, у него группа инвалидности. И что ему остается? Остается думать о безысходности, о несправедливости жизни, что он оказался подвержен тому, чему не подвержены его сверстники, у которых все успешно и хорошо, которые благополучно идут по жизни, у них семьи и другие достижения. А он обижен судьбой, находится дома.

Но если у такого больного религиозный взгляд на жизнь, он в своей болезни находит некий религиозный смысл. Он понимает, что Господь именно таким образом ведет его ко спасению. Один из пациентов как-то сказал, что Господь дал ему такой крест в виде болезни, благодаря которому он не творит ничего такого, о чем потом бы жалел.

— Василий Глебович, большое спасибо за интересную беседу. Хочется завершить ее более личным вопросом. Вы и сын священника, и брат священников. Как Вам лично вера помогает в работе?

— Должен сказать честно, что я пришел в психиатрию, наверное, выполняя некий завет своего отца-священника, который очень уважал медицину и выделял одну область в медицине — именно психиатрию, где есть тонкие моменты соотношения духовных проблем и проблем душевных. В предисловии к книге Дмитрия Евгеньевича Мелехова «Психиатрия и проблемы духовной жизни» мой отец писал, что надеется на ее завершение, но, увы, она так и не была завершена, в неоконченном виде вышла в самиздате. Поэтому считаю, что работой уже над своей книгой я выполнял завет своего отца.

Психиатру, как и священнику, тоже приходится сталкиваться с большим количеством горестей и проблем, которые есть у его пациента. И здесь есть тонкий момент, когда нужно принимать каждого человека близко к сердцу, но при этом не выгореть. И вера является тем стержнем, который помогает мне не отступать от этой тонкой грани и идти по жизни, выполняя свой профессиональный долг.

Беседовал священник Стахий Колотвин

patriarchia.ru