Деятельная жизнь святых наполнена путешествиями. На то были разные причины. Случалось, что святой путешественник искал среди людей праведности, ходил по миру в поисках духовного совершенства. Иногда святой искал новые знания, совершая учебные стажировки. Бывали и путешествия в один конец — к месту казни.
Путешествие – выход навстречу миру, сопряженный при этом со многими опасностями, рисками, сложностями... Но что-то постоянно заставляет нас выйти за переделы своей комнаты.
Деятельная жизнь святых наполнена путешествиями. На то были разные причины. Случалось, что святой путешественник искал среди людей праведности, ходил по миру в поисках духовного совершенства. Иногда святой искал новые знания, совершая учебные стажировки. Бывали и путешествия в один конец — к месту казни.
Миссионерские путешествия
В 34 году от Р. Х. по дороге в Дамаск, на которой ему явился Христос, убежденный гонитель христианства Павел стал его главным проповедником. Будучи человеком решительным, обладая от природы характером неусидчивым, он не мог не отправиться навстречу миру с проповедью христианства.
Апостол за тридцать лет своего служения побывал на территории современной Турции, на многих островах Средиземного моря, в Македонии, Греции, современной Италии и не только. И повсюду он проповедовал, создавая христианские общины, невзирая на опасности и скорби, перенося побои и аресты. Постоянно передвигаясь из одного города в другой, святой писал послания христианским общинам, укрепляя пока еще не окрепшие в вере сердца.
В Ликонии с Павлом и его учеником Варнавой случился конфуз. Апостол исцелил одного человека, который от рождения никогда не ходил. Местные язычники были так поражены свершившимся, что закричали: «Боги в образе человеческом сошли к нам!» Они решили, что Павел — языческий бог Гермес. Местный жрец уже приготовил волов, чтобы принести их в жертву Варнаве и Павлу, но апостолы, после долгих прений, сумели их остановить.
Примечательным было и посещение Эфеса — одного из центров тогдашнего языческого мира. В этом городе находился огромный храм в честь богини Артемиды Эфесской. Проповедь апостола была настолько ошеломляющей, что местные колдуны повально начали сжигать свои книги и обращаться в христианство.
Путешествие в один конец
Священномученик Игнатий Богоносец (I — нач. II века) был епископом Антиохии — одного из самых крупных городов древности, когда император Траян начал короткое, но очень жестокое гонение на христиан. Игнатий был арестован и приговорен к смертной казни в Риме. Епископ с радостью принял свою участь — стать мучеником во имя Христа — и в сопровождении конвоя отправился в свое последнее путешествие из Сирии в столицу империи.
Крестный путь священномученика пролегал из Антиохии по морю и через западную часть Малой Азии — расстояние огромное. Путь к казни превратился в целое путешествие, в котором Игнатий встречался с христианами и священнослужителями. Епископ укреплял слабых, напутствовал духовенство, просил всех жить в мире и единстве. В дороге Игнатий написал свои знаменитые послания некоторым христианским поместным церквям. Все эти послания, наполненные духом непреклонной веры святого, дошли до наших дней.
Римские христиане со скорбью встретили святого заключенного. Язычники заполнили трибуны величественного Колизея, чтобы насладиться предстоящим зрелищем. Голодные львы возбужденно бегали внутри клетки. В самой середине арены, среди воплей жаждущей крови толпы, священномученик воскликнул:
— Римские мужи, взирающие на настоящий мой подвиг! Вы знаете, что не ради какого-нибудь злодеяния я принимаю казнь и не за какое-нибудь беззаконие осужден на смерть, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят... Я — его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть для Него чистым хлебом.
Путешествие окончилось.
Путешествие в поисках святости
Великие отшельники, достигая в своих подвигах невероятных духовных высот, часто задавались настороженным вопросом: а не в прелести ли я? Не впадаю ли в гордость и самообман, не ставлю ли себя выше других смертных людей? Осознавая надвигающуюся духовную опасность, такие «атлеты духа» отправлялись путешествовать в поисках святости.
Так, например, Антоний Великий узнал, что в одном городе работает врач, который «отдает свои излишки неимущим и ежедневно поет вместе с ангелами», и отправился к нему — учиться.
Одно из самых удивительных таких путешествий совершил авва Зосима, который жил в V-VI вв. Согласно жизнеописанию преподобного, святой на 53-м году жизни задался вопросом: «Найдется ли в пустыне человек, превзошедший меня?» Ответил пустыннику ангел, который предложил святому отправиться в Иорданский монастырь, чтобы там найти ответ на свой вопрос. Преподобный так и поступил.
Путешествуя по пустыне, он встретил одинокую женщину, которая, как оказалось, вела там строжайшую аскетическую жизнь. Звали ее Мария (Египетская). Она поведала ему о своей жизни и о том, какие подвиги совершала в уединении в течении сорока семи лет. Закончив свой удивительный рассказ, Мария попросила вновь прийти к ней через год, чтобы причастить ее. Зосима исполнил ее просьбу, а затем после ее кончины, со слезами похоронив великую праведницу, он поведал монахам Иорданского монастыря о том, какой пример величайшего духовного подвига он нашел в своем путешествии в поисках святости.
Учебная стажировка
Блаженный Иероним Стридонский, который жил в IV-V веках, был человеком очень любознательным. Он с большим трепетом относился к сочинениям не только христианских авторов, но и светских, языческих. В юношеские годы он очень полюбил классических латинских прозаиков и поэтов. Впоследствии святому пришлось даже раскаиваться в том, что он и после крещения долгое время ставил сочинения Цицерона выше христианского наследия и Священного Писания.
Блаженный Иероним стажировался в Риме, где изучал греческий язык и философию, в Галлии (современная Германия), где начинал свою светскую карьеру. Став монахом, святой отправился в Халкидскую пустыню, где тогда подвизалось множество отшельников. Здесь он искал не только духовного совершенства, но и интеллектуального роста. Углублённо изучая Священное Писание, святой переписывал богословские рукописи на греческом языке. Кроме того, любознательный монах нашел в пустыне обратившегося в христианство монаха-еврея, которого уговорил давать ему уроки по ивриту.
Позднее блаженный Иероним приехал в Константинополь — процветающий интеллектуальный центр империи. Ему нужна была профессиональная консультация для дальнейшей работы с библейскими текстами, и вскоре он познакомился со святым Григорием Богословом, который на некоторое время стал его наставником.
Под конец жизни святой вернулся в Палестину. Здесь, в уединении, вдали от беспокойного мира, Иероним приступил к своему главному проекту — переводу Священного Писания с иврита на латынь.
Весь опыт и знание, приобретенные в многочисленных учебных стажировках святого, реализовались в этом долгом и кропотливом труде, который вошел в историю как Вульгата.
И все-таки Цицерон уступил...
Деловые путешествия
Святитель Алексий Московский (1292/1305—1378 года) стал митрополитом на Руси в тяжелейших для страны исторических обстоятельствах. Стесненные политические условия: зависимость от Золотой Орды, сложная дипломатическая игра на западном направлении. И сам только-только складывающийся государственный организм трещит по швам. Митрополит всю жизнь решал далеко не только церковные вопросы. Он как дипломатическое лицо постоянно участвовал в разрешении различных внешнеполитических конфликтов.
Иными словами, вся жизнь святителя — постоянные деловые поездки.
Несколько раз митрополит Алексий путешествовал в Константинополь, где добивался важных церковных соглашений. Ездил также в Киев и в Литву. Однажды святой чуть не погиб во время бури на Черном море. В другой раз бежал из плена.
Самая сложная дипломатическая поездка митрополита состоялась в августе 1357 года. Жена хана Тайдула тяжело заболела и ослепла. Прослышав о великой духовной силе митрополита Алексия, хан направил посольство в Москву с письмом великому князю, где значилось, что если по молитвам этого святого человека его жена не прозреет, то государство будет подвержено разорению. Ставки предельные.
18 августа 1357 года святитель выехал из Москвы. В Золотой Орде, отслужив над болящей молебен, митрополит Алексий окропил ее святой водой. Болезнь отступила, и глаза снова стали видеть. Цель рискованной поездки была достигнута.
Отдых
24 июля 1864 года протоиерей Иоанн Сергиев, которого ныне мы знаем как Иоанна Кронштадтского, отправился от пристани города Рыбинска в путешествие по Волге «с целью отдохнуть и полюбоваться волжскими видами». Святой взошел на палубу парохода «Отважный», на котором за два года до этого совершил свой вояж император Александр III, и отправился странствовать по главной водной магистрали европейской части России. Но даже на отдыхе Иоанн Кронштадтский не прекращал своего служения.
Протоиерей посетил Кострому, Юрьевец, Саратов, Казань и не только.
И всюду стекались люди, чтобы увидеть путешествующего святого, донести ему свои скорби и тревоги. Особенно примечательной была остановка у села Бор напротив Нижнего Новгорода. Весть о прибытии всеми любимого пастыря в один миг облетела окрестности. Собралась огромная толпа. Пришлось выделить целый пароход, на котором все желающие подплыли к «Отважному». Отец Иоанн взошел на прибывший корабль навстречу верующим.
— Какая красота! — сказал он тогда — какое обилие воды! Я долго любовался Нижним Новгородом и сейчас не могу оторвать от него глаз.
Впоследствии праведный Иоанн Кронштадтский повторил свое водное путешествие еще три раза. И все оставалось неизменным: множество людей, общение с местным духовенством, торжественные литургии, проповеди, посещения монастырей и приютов, приемы у именитых людей.
Тихон Сысоев