238

Не будет ли это грубым насилием над ним? Не уничтожат ли ограничения доверие к родителям, а, как следствие, и веру?

Я прекрасно понимаю беспокойство и тревогу родителей, задающих подобные вопросы, но нельзя не сказать и о его абсурдности. Просто продолжите размышления чуть дальше: какими средствами и как долго я планирую ограничивать контакт ребенка с внешним миром? Не будет ли это грубым насилием над ним? Не уничтожат ли ограничения доверие к родителям, а, как следствие, и веру?

Прежде чем браться за подобные инициативы, нужно четко уяснить, что мы, скорее всего, умрем раньше наших детей. И что с ними будет тогда? Более того, если «приковать» своего ребенка «наручниками» к домашней «батарее», то он все равно вырастет, сбежит и тогда уже возьмет всё, чего был лишен сполна. Безусловно, определенные ограничения должны быть, но только в воспитательных целях и с обязательным четким объяснением, как у Маяковского, «что такое хорошо и что такое плохо».

Налагать на ребенка одни лишь ограничения, при этом ничего не давая взамен, также нельзя. Т. е. если мы его чего-то лишаем, то мало того что должны указать, почему так поступаем, но еще и какую-то другую сторону его жизни заполнить. Попробую пояснить свою мысль примером. Сегодня одной из самых больших проблем при воспитании детей является цифровая зависимость, будь-то от соцсетей ли, компьютерных игр ли – не принципиально. Я уже молчу, что здесь родители сами должны быть примером, но, с другой стороны, ограничивая ребенка в пользовании виртуальным миром, высвободившееся время и силы необходимо чем-то наполнять. К сожалению, ни друзья, ни школа, ни вообще какая-либо современная социальная среда, в отличие от недалекого прошлого, эту функцию на себя больше не берет. Вспомните, когда в последний раз вы видели подростков, играющих на улице? Их попросту нет. На детских площадках лишь те малыши, которых родители пока еще выводят на прогулку. Когда они становятся чуть старше, тут же «залипают» в свои «черные зеркала». Виртуальная среда более красочная, она создана в таком виде, чтоб удержать внимание человека как можно дольше, а, по возможности, вообще его не выпускать из своих «лап». Вот почему теперь даже детский досуг полностью ложится на родителей. И здесь в ход идет всё: любая работа руками, какие-либо спортивные игры, маленькие походы в лес с костром и постройкой шалаша, катание на велосипедах или коньках, посещение музеев и театров, совместное чтение и обсуждение книг или хороших фильмов. Для нормального развития ребенка предельно важно насытить окружающую его среду раздражителями, заставить его ум решать различные задачи, сформировать интерес к вещам вне виртуального мира, помочь почувствовать вкус и даже удовольствие от возможности что-то сделать своими руками. К сказанному стоит добавить еще наставления прп. Никона Оптинского: «Чувствительна детская душа, хотя она и бессознательна, но любит Бога. И блаженны те дети, чьи родители учат их молиться, говорят о Боге, читают духовные книги».

Простая «топорная» изоляция ничего не даст. Полностью уберечь ребенка от греха не получится, ведь он, как и всякий человек, носитель поврежденной человеческой природы. Важно не просто любить свое чадо «на расстоянии», но и искренне любить проводить с ним время. Только тогда могут сформироваться доверительные отношения, при которых у родителей будет возможность привить правильные нравственные ориентиры.

Нельзя забывать и том, что наш ребенок, прежде всего, человек и мы воспитываем личность, обладающую такой же степенью свободы, что и мы сами. Растить нужно не прислугу для себя, но будущего сомолитвенника, а там, уже после нашей смерти, и молитвенника о нас, и таковым может стать лишь свободный человек. Если постоянно «закручивать гайки», постоянно «сжимать пружину», то она рано или поздно «выстрелит» и последствия могут быть самыми плачевными.

Да, не всё на сто процентов зависит от родителей, но очень и очень многое. В подавляющем большинстве случаев проблемы, особенно внутреннего, душевного и духовного, характера имеют свое основание в детстве. Внешнее поведение – лишь следствие проблем внутренних. Рано или поздно мы все-таки умрем и нашему ребенку, как бы мы ни старались его оградить от внешнего мира, все равно придется в нем жить. Поэтому предельно важно не «уберегать» его от огреха, а помочь сформировать «иммунитет» против греха там, где это возможно. «Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков», – пишет свт. Иоанн Златоуст.

Ни один человек не убережется от совершения грехов, и отсюда вырастает еще один аспект христианского воспитания – научить своего ребенка распознавать пороки и подталкивать к покаянию. Подчеркну – не выписывать за детей их грехи на листочек бумаги, не выпытывать, что он/она сказали и чего не сказали на исповеди, не заставлять принудительно исповедоваться каждую неделю, а именно подталкивать. И здесь снова стоит вспомнить приведенные выше слова прп. Никона: лучшее средство в этом плане – разговоры о Боге, чтение духовных книг, их обсуждение.

Вообще, если мы обратимся к святоотеческой мысли, нигде не найдем указаний, что детей необходимо ограничивать от внешнего мира. И да, несмотря на новые вызовы нашего времени, в древности искушений было также немало, а потому наставления подвижников веры сохраняют свою актуальность по сей день. Вот еще совет от свят. Василия Великого: «Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех».

Из всего сказанного следуют очевидные выводы: заниматься ребенком нужно с самого раннего детства, вкладывать в него – с самого раннего детства, прививать правильные нравственные ориентиры, нормы христианской жизни – с  самого раннего детства. Необходимо как можно больше разговаривать и объяснять, а, не махнув рукой, спустить всё «на тормозах». В данном случае «пропетлять на гнилой педали не получится» и всё, что будет дано или не дано нашим детям, обязательно отразится как на их личном будущем, так и на наших взаимоотношениях с ними. «Видим, что молодое деревце в любую сторону легко склоняется и куда склонится, в ту сторону и растет, – пишет свят. Тихон Задонский, – так и ребенок: чему научится, к тому и привыкает, чему научится, то и будет творить. Научится ли в юности добру – добрым будет всю жизнь. Научится ли злу – злым будет на всю жизнь. Ребенок может стать и Ангелом, и диаволом».

Помимо уже обозначенного, нельзя забывать о личном примере и молитве за свое чадо. Только тогда есть большая вероятность, что когда наш ребенок подрастет, то и мыслей об ограничении его контактов с внешним миром не возникнет, ведь мы будем видеть в нем созревающего, принципиального, думающего, крепкого христианина (христианку). Тогда не придется «посыпать голову пеплом», «кусать локти», сожалеть об утраченном времени и совершенных ошибках, тогда наше чадо будет нашей радостью, отрадой и утешением.

Протоиерей Владимир Долгих 
 
pravlife.org