Как далеко может заходить связь с духовным отцом? С какими вопросами и проблемами приходить к духовнику, а что решать можешь и должен только ты сам? И как определяется мера епитимии?
Беседа с монахом Пименом (Владом)
– Отец Пимен, горячая тема – отношения с духовником. Как далеко может заходить связь с духовным отцом? Потому что довольно многие сообщают о ситуациях (может, своих личных, а может, только известных им) с некоторыми людьми, мужчинами и женщинами, которые создали, сгенерировали чуть ли не зависимость от духовника, порой даже токсичную. Токсичную потому, что дело доходит до чудных ситуаций, когда мы ничего не сдвигаем с места в доме, пока не позвоним отцу духовнику. Или так сильно считаемся с мнением отца духовника (или же не считаемся, а превратно истолковываем совет отца духовника), что доходим до противостояния с мужем, женой, детьми. Мы не понимаем или не прилагаем ни малейших усилий к тому, чтобы точно истолковать, что же хотел сказать нам отец духовник, который, следует это подчеркнуть, – очень важная фигура для любого человека, считающего себя православным и желающего идти путем Истины.Отец Пимен (Влад) – настоятель афонской келлии Введения во храм Пресвятой Богородицы, относящейся к скиту Лаку.
– У меня запечатлелось в памяти замечательное слово – я слышал его в проповеди одного батюшки: духовник должен быть отцом с материнским сердцем. Вот каким должен быть духовник – отцом с материнским сердцем. То есть духовник не может быть, скажем так, другом и состоять в тесных отношениях с верующим. Надо иметь уважение к отцу. То есть ты идешь к нему как к отцу, как к тому, кто олицетворяет собой твою связь с Богом. И у ученика, и у исповедующегося всегда должно быть уважение к духовнику. Чтобы не было панибратства и мы не позволяли себе чего попало, мол, «он мне обязан» и «если мы что-то делали вместе, то мы же друзья». Не надо, чтобы дело доходило до этого.
К духовнику надо испытывать уважение, воспринимать его как отца. Потому что он, прежде всего, тоже человек и может ошибаться. И если ты становишься для него кем-то вроде друга, ты начинаешь видеть у него разные мелочи и перестаешь испытывать к нему доверие. Нет, не так! Он должен оставаться на своем месте как духовник. Ты пошел, исповедался, открыл ему грехи, попросил у него совета и продолжаешь жить своей жизнью.
К духовнику надо испытывать уважение, воспринимать его как отца – как отца с материнским сердцем
Вернемся к тому, о чем вы сказали: зависимость от духовника. Мы не должны становиться зависимыми, потому что это нездоровая связь. Я видел такие случаи, особенно это касается женщин, когда, если одна видит, что другая долго стоит у духовника, в ней вспыхивает ревность: «А почему она дольше меня стоит на исповеди?» То есть она не думает о ситуации, в которой та, может, оказалась, а думает: как бы к нему не приблизился кто-нибудь другой. Это нездоровые отношения. Нет, не так; надо делать, как я сказал: к духовнику должно быть уважение.
И вернусь к тому, о чем вы сказали. Человек должен брать на себя ответственность за определенные вещи. Нельзя всё сваливать на духовника. Зачем ты идешь к духовнику? Чтобы исповедать грехи. Ты их старательно записал на листочке, пошел, исповедал, духовник дает тебе какие-то советы, говорит, что знает, наставляет тебя. Или дает капельку епитимии, чтобы ты сделал что-то. Вот это связь с духовником. Если у тебя есть более серьезные проблемы, ты просишь у него совета. Но не во всех мелочах.
Например, ты хочешь купить мебель для дома. Что для этого нужно? Пойти спросить духовника? Но он же не имеет к этому никакого отношения, это такое дело, которое ты должен взять на себя. Ты же не бессловесное животное, ты можешь рассуждать обо всем, Бог наделил тебя рассудительностью. Поэтому не надо нагружать духовника всеми этими вещами. Должна быть мера, которую ты берешь на себя.
Или тебе надо принять какое-то решение в семье – это всегда обсуждают муж с женой: что мы сделаем в этой ситуации, как поступим. И если они дойдут до определенного согласия, но всё равно хотят услышать совет, тогда идут и узнают мнение духовника. Но не по каждой мелочи.
Потому что духовник говорит мужу одно, он приходит домой, а жена, может, исповедуется у духовника, у которого другие понятия, и в доме начинается разлад. А из-за чего? Из-за бытовых мелочей. Нет, не так; ты пошел, исповедался, как я сказал, попросил у него совета. А остальное берешь на себя как человек, делаешь что-то сам, берешь на себя ответственность.
Потому что я у многих встречал вот что. Идут и по любой мелочи спрашивают духовника, чтобы потом было на кого свалить вину: «Но это же мне сказал духовник! Ну что он за духовник после этого? Сказал мне, а вышло всё плохо». Но это же были материальные дела, у духовника, может, и опыта нет в тех вопросах, о которых ты спрашиваешь. Ты хочешь начать какие-то деловые операции? Духовник не может знать всего. Это сфера твоей ответственности, твоя работа, прими и сам хоть одно решение. Ты же в этом деле эксперт, как говорится, учился этому, получил специальное образование. Так что не надо идти и сводить с ума духовника. В жизни есть такие дела, которые мы должны брать на себя.
Но сейчас очень многие уклоняются от ответственности, и отношения становятся нездоровыми. Бывает, что целыми днями простаивают у двери духовника. Исповедуйся чаще, чтобы это помогло тебе во всем, а не стой целыми днями у дверей.
Знаю, что в давние времена в Сихастрии был один брат, он пришел из дому болезненным, были у него кое-какие проблемы. И какие же проблемы были у него, бедняжки? Он целый день записывал свои помыслы. Ну и, конечно же, ты понимаешь, что это было за зрелище, когда он к вечеру являлся с этими бумагами.
Однажды мы несли с ним шкаф, и вдруг ему в голову пришел какой-то помысл, он тут же бросил шкаф чуть ли не мне на ноги, скорей вытащил листок и давай его записывать. Он уже не думал о том, чем сейчас занимается. И однажды я был у духовника и видел, как он погнал его, крича вдогонку: «Если я тебя только поймаю здесь!» Он просто довел его до отчаяния, каждый вечер приходя с перечислением всего, о чем думал.
Нет, не так; ты подвизаешься, в какой-то момент приносишь этот список, а не так, чтобы каждый вечер повторять всё подряд. Раз в месяц идешь к духовнику исповедоваться, может, что-то ты и сделал 100 раз, но ты же не станешь 100 раз повторять это перед духовником. Нет, ты скажешь: «Я сделал то-то много раз».
Или вот что еще. Как я сказал, есть такие вопросы, которые мы берем на себя, а не перекладываем на духовника. Сейчас все жалуются, что у духовников нет терпения. Но дело не только в том, что у духовников нет терпения, проблема в другом. Некоторые верующие доводят духовников до отчаяния. У меня самого были такие случаи, когда люди звонили и слово в слово повторяли одно и то же. Звонят сегодня, а если позвонят завтра, будут повторять то же самое.
Или звонят одновременно 10–20 священникам, монахам или не знаю кому еще по одному и тому же вопросу. Вот в чем еще одна проблема, когда начинают звонить сотне человек, чтобы спросить всех об одном и том же. Чего же ты хочешь тогда на самом деле? Ты ухватился за какую-то идею, захотел чего-то. И поскольку духовник не сказал так, как тебе хочется, ты начинаешь обходить других, пока кто-нибудь наконец не скажет так, как хочешь ты. Ты не говоришь себе: «Боже, положи на ум духовнику сказать то, что будет мне на пользу», нет, ты говоришь: «Я хочу вот этого. И буду ходить по кругу, пока кто-нибудь не скажет мне так, как думаю я».
– А в результате ты не получил ничего.
– Да, не получил ничего. Тогда в действительности не было и смысла ходить: делай себе, как думаешь сам, и всё, ты же все равно сделаешь по-своему.
Итак, надо, чтобы связь с духовником была, как я сказал, «отец–сын», с уважением, не переходя границ. И чтобы не было дружеских отношений круглый день. Потому что если ты будешь очень близок к нему, тебе будет стыдно исповедовать перед ним всё: «Да он же мой друг, как я скажу ему это?»
А так, если есть уважение, ты встаешь перед ним как пред лицем Бога, ведь это же – духовник, он – твоя связь с Богом. То есть через него Бог действует и отрешает тебя от грехов.
– Пока нам удастся преодолеть всё это, мы проходим несколько этапов в духовной жизни и часто ищем самой сильной молитвы, самой действенной епитимии. И вот наши друзья спрашивают вас: а существует ли нечто такое?
– Тут вот в чем дело. Всегда, когда мы начинаем идти путем Божиим, и у нас есть духовник, и мы начинаем исповедоваться, то, когда закончим исповедовать грехи, будем спрашивать его мнения: «Батюшка, а что мне следовало бы сделать ввиду вот этих прегрешений? У меня ведь было то-то и то-то», – и тогда он говорит тебе, дает епитимию, а ты ее с ним немного обсуждаешь. Батюшка скажет: «Клади по столько-то земных поклонов», а у тебя, может, позвоночник прооперирован и ты не можешь наклоняться. Тогда ты по-человечески объясняешь ему, а не идешь домой и начинаешь сокрушаться: «Ой, как же теперь быть? Я же не могу этого сделать», – и впадаешь в отчаяние из-за того, что тебе это сказал духовник. Нет, ты обсуждаешь с ним: «Батюшка, я это могу, а этого не могу». – «Читай по два акафиста или сделай то-то и то-то». – «Батюшка, у меня 10 детей. Я это могу, а этого не могу».
Есть предел, до которого ты можешь действовать как человек, до этого ты и действуешь и обсуждаешь с духовником, чтобы он дал тебе правило. И когда видишь предел, в который вписываешься, который тебе под силу, тогда духовник так тебе и дает.
Он дает нам фиксированную епитимию, но кроме нее было бы хорошо, чтобы с его благословения у нас была и капелька личной молитвы кроме той, которую мы читаем. Ты читаешь молитвы утренние, вечерние, молебен, акафист, и было бы хорошо, чтобы помимо этого ты встал на колени минут на 10, на четверть часа, кто как может, – утром, вечером, – перед иконой Матери Божией. И чтобы высказал Ей там всё, что у тебя на душе, на уме. Ты уединился в тишине и возносишь эту молитву. Так у тебя не отбегает ум.
Хорошо, если будет и капелька личной молитвы – сказать Матери Божией всё, что у тебя на душе
– Своими словами.
– Точно, своими словами. Когда ты много читаешь, у тебя иногда отвлекается ум, потому что ты только следишь за читаемым, а когда говоришь – так же, как говоришь с человеком, тогда ум уже не отбегает. И говоришь Ей всё: «Матерь Божия, посмотри, я того-то огорчил, я сегодня то-то сделал, Господи, – вот так. – Молю Тебя: помоги мне, чтобы я больше этого не делал». Или: «Посмотри, у меня вот эта проблема. Помоги мне». И это уже идет от сердца к сердцу. А значит, идет и к Богу, от Матери Божией.
Поэтому давайте выделим каждый минутку времени, чтобы побеседовать с Богом, с Матерью Божией вот таким образом. Тогда это уже – наше послушание Богу и Матери Божией. Я говорю «Матери Божией», потому что здесь, на Афоне, мы – в саду Богородицы, и больше всего обращаюсь к Матери Божией. Потому что Она относит это прошение дальше, к Богу.
Вопросы монаху Пимену (Владу)
задавал Кристиан Бумбенич