Библия полна призывов возрадоваться. А как научиться радоваться? И что мешает этому, что убивает радость, уводит от нее?
Второй из плодов Святого Духа, упоминаемый у апостола, – это радость. Библия полна призывов возрадоваться. Псалмопевец призывает: Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием! (Пс. 99: 2); апостол говорит: Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14: 17). Нам прямо заповедано радоваться: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил. 4: 4).
Да, радость есть дело благочестивое, угодное Богу, даже святое. А уныние – грех. Как и с заповедью любить, это может показаться непонятным. Радость – это ведь тоже эмоция, переживание, которое мы и хотели бы испытать, да не можем. Радость нельзя включить какой-нибудь кнопкой, а то мы бы все включили. Люди пытаются сделать это, принимая алкоголь или наркотики.
Однако нельзя сказать и того, что радость совершенно не в нашей власти. Земледелец не может моментально создать зрелые колосья на своем поле, но он получит их, если будет трудиться: пахать и боронить свою землю, сеять и выпалывать сорняки. Радость требует терпения и упорства, ее надо выращивать, как растение, и, что очень важно, ее не надо убивать.
Парадокс нашей падшей природы в том, что мы отчаянно хотим счастья, но делаем все, чтобы сделать себя несчастными. Мы хотим радости, однако в то же время делаем все, чтобы убить ее. Грех убивает радость; пожалуй, наиболее яркий пример – те же алкоголь и наркотики. Они не приносят человеку радости на самом деле, не делают его счастливее: вслед за короткой эйфорией следует еще более глубокий эмоциональный спад. Люди, которые советуют человеку, пришедшему в уныние, «пить с горя», ужасно ошибаются – наибольшее число самоубийств совершается именно под влиянием алкоголя. Он только усугубляет уныние и доводит человека до отчаяния. Но это так и в отношении любого иного греха: человек думает, что он нашел наконец-то радость, что ворованные деньги или блуд сделают его счастливым, но это оказывается обманом. Люди часто говорят, что христианство требует отказаться от «радостей жизни». Это верно с точностью до наоборот: христианство требует отказаться от того, что убивает радость.
Один из грехов, убивающих радость немедленно, прямо и непосредственно, – это ропот: гневные претензии к Богу, к людям, к обстоятельствам, ворчливое недовольство всем, старательно подогреваемое чувство личной обиды и обойденности. Ропотник попадает в замкнутый круг: он ропщет оттого, что несчастен, а счастливым быть не может именно оттого, что ропщет. Никакие перемены обстоятельств не способны ему помочь: человек, который раньше ворчал на слишком жидкую кашу, будет ворчать и на слишком мелкие бриллианты. Радость невозможна без смиренного и благодарного сердца; как говорит апостол, всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (Фес. 5: 16–18).
Один из грехов, убивающих радость немедленно, прямо и непосредственно, – это ропот
Другой убийца радости – гнев, ярость и осуждение других людей. Зайдите в любую социальную сеть – как люди разгневаны! И как они унылы!..
Путь к радости – это покаяние. Осознание своих грехов, их исповедание, усилия, направленные на то, чтобы исправить жизнь. Когда мы негодуем на чужие грехи, мы приходим во все большее уныние; когда осознаём свои и раскаиваемся в них, мы меняемся и делаемся способными к радости. Мы становимся почвой, на которой она растет.
Когда осознаём свои грехи и раскаиваемся в них, мы меняемся и делаемся способными к радости
Но, конечно, мало удаляться от того, что убивает радость, – мы должны обратиться к тому, кто ее созидает, – к Богу Святому Духу. Мы должны искать Его в молитве, личной и церковной, и особенно в Таинствах Церкви.
Радость связана с благодарностью и надеждой. Радость – это когда мы знаем что-то очень-очень хорошее. Нечто настолько прекрасное и утешительное, что мы не смеем в это поверить, но знаем, что это правда. Христос призывает апостолов радоваться тому, что их имена написаны на небесах.
|
В самой глубине нашей личности, той, которой не достигают никакие житейские бури, живут надежда и радость: мы знаем, что является первой и последней истиной о реальности. Бог есть любовь, Его любовь победит, Его Промысл ведет нас в Его Царство. Здесь, на земле, нам может быть доступно предчувствие этой радости. Как говорит святой Серафим Саровский, «однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Вот я был восхищен в эти обители, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает – это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно… Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением… Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания… Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются праведные души».
Ребенок, который знает, что сразу же после конца урока родители придут за ним и повезут его на море, весь уже там – где песок, и волны, и огромные южные звезды. Христианин, который знает, что Господь ведет его в Небесный Иерусалим, мыслями уже там и «со страхом и радостью великою» ожидает своего переселения домой. Преподобный Ефрем Сирин писал так: «Покаяние – это трепет перед вратами рая».
Источник этой радости и благоговейного трепета – сознание близости Бога, Который стал Человеком, чтобы спасти нас, и непрестанно заботится о нашей вечной радости.
В известном стихотворении Владимира Соловьева есть строки:
Он здесь, теперь, – средь суеты случайной
В потоке мутном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.