226

«Мы будем Россию и обихаживать, и спасать. И детей учить так, как нам надо. С какой это стати мы все время в таком состоянии, что нам надо оглядываться, что-то там кому-то доказывать, просить…» 

Гнома – нравоучение, образное изречение, выражающее некий философский смысл или правило мудрости. В этом жанре о семье рассказывает Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов.    

…Есть такое русское присловье, что глаза есть зеркало души человека. И вот, действительно, в глазах отражается то, что происходит в человеческой душе. По глазам можно увидеть в человеке злобу, зависть, жадность. Даже есть такое выражение: глаза завидущие. Только под толстыми очками можно скрыть. По глазам можно многое определить при известном навыке. Обычные люди невнимательны, я бы даже сказал, катастрофически. Поэтому столько всяких трагедий на семейной почве – внимательно не смотрят в глаза. От этого происходят всякие семейные трагедии. Не на той женился, не за того вышла замуж, что чаще. А потому что смотрела не в глаза, а еще во всякие другие места, и поэтому случилось то, что случилось.

…Как размышляет каждая мама, которая решает убить собственное дитя? Она размышляет так, что этот ребенок ей не нужен, ей от него неприятности, потому что он, появившись на свет, изменит ее жизнь. Как она думает, что изменит к худшему. Почему? Ну, во-первых, ему надо выделить хотя бы метра четыре квадратной площади из того жилья, которое она занимает. Потом, хотя ребенок и очень мало ест, но все-таки какая-то часть бюджета уйдет на то, чтобы его кормить. А сколько он поглощает времени? И это основное. Потому что ребенок все время требует внимания… Потому женщины убивают младенцев, что они хотят быть счастливыми, а ребенок – это такой объект, который не дает человеку жить так, как ему нравится…

…Мы стали хуже животных. Это совершенно недостойно человека. И эту мысль надо внушать детям, что аборт – это совершенно неприемлемая процедура, что это фашизм настоящий. О таком изменении сознания русских заботился Гитлер. В документах, которые остались после Третьего рейха, написано, что аборт нужно сделать вполне приемлемой процедурой, а беременность считать болезнью. И вот к этому мы сейчас приехали. Получается, страна победившего фашизма. Вот это надо все отмотать назад.

 

    

…Чтобы государство оплачивало убийство своих граждан – это нонсенс. Это происходит только в северных европейских странах и в Швейцарии. Нигде: ни в Америке, ни во Франции, ни в Германии, ни в Италии… такого безобразия нет, чтобы государство убивало своих граждан, тем более в Европе, которая настаивает на правах человека, – везде отменена смертная казнь. У нас в России, если ты террорист, ты будешь жить, пока естественным образом не умрешь, а если ребенок, еще не совершившийся, но тебя почему-то зачали, ты будешь убит… обязательно убит за счет родного государства, гражданином которого ты мог бы являться.

…Разве это хорошо, что богатенькие в любом возрасте и любой сексуальной ориентации теперь могут покупать себе детей? Разве в этом есть что-то хорошее? А эксплуатировать свое тело за деньги – разве это не есть проституция? Разве это не есть худший из видов проституции, потому что в этом оказывается замешано еще невинное дитя? Его об этом спросили? У него есть вообще какие-то права? Или он обречен заранее быть лишенным матери?

…Народ наш – советский. Нужно еще очень долго проповедовать, будить, очищать. Если мы хотим этим заняться как нация, то нужно этим и заняться. А все, кто будет против, им сказать: «Все! Хватит! Поговорили, и будет с вас!» Если вам нравится в чем-то там таком антинравственном упражняться, то делайте это где-нибудь в другом месте. Мы будем наш исторический путь продолжать без вас. Хватит, полиберальничали! Мы уже недосчитываемся полмиллиарда человек из-за вас, вам подобных и ваших, кстати, пращуров. Потому что некоторые потомки прям аж куражатся, какие их предки здесь «подвиги» совершали! Не нужно нам этого! У нас свои дела, заботы. Мы будем Россию и обихаживать, и спасать. И детей учить так, как нам надо. С какой это стати мы все время в таком состоянии, что нам надо оглядываться, что-то там кому-то доказывать, просить… Бесполезно!

 

    

…У нас народ – хороший. Только он педагогически и церковно запущенный. И церкви не дают тех возможностей, с которых может начаться народное просвещение. Как только мы хотим что-то сделать… «А вот если из Кабардино-Балкарии будет девочка, а вы там будете Закон Божий преподавать…» – говорят. Если родители не хотят, чтобы их детей научили курить в их школе, они переводят детей в другую, где директор за этим следит. Поэтому если родители девочки не хотят, чтобы девочка знала, в чем суть основ православной культуры, переведите вы девочку в кабардино-балкарскую школу. Сделайте, потрудитесь! Я же сделал школу. Уже 25 лет существует. Почему родители девочек и мальчиков из Кабардино-Балкарии не могут создать школу? Есть еще и домашнее воспитание. Пожалуйста! Кабардино-балкарский язык, математика, матанализ, квантовая физика. Пожалуйста! Какие проблемы?! Почему если кому-то что-то там чуть-чуть вдруг стало некомфортно, то русские должны быть сразу же угнетены?!

…Я сейчас выступаю как гражданин, прежде всего как русский человек, для которого русская культура и весь наш тысячелетний путь представляют собой величайшую ценность. Здесь, на востоке Европы, мы создали уникальную цивилизацию, не похожую ни на какие другие. Мы создали и музыку, и литературу, и архитектуру, и что только русские не создали! И что, это все должно просто быть уничтожено, сойти куда-то за ворота истории?

Я бы хотел, чтобы мои правнуки так же наслаждались и Мусоргским, и Анной Павловой, и, на худой конец, даже эстрадой. Вот из чего надо исходить. А наша русская школа не знает, кого она хочет воспитать, до сих пор путается, в чем состоит образование, нет реальной концепции, есть только расплывчатые общие слова, за которыми не стоит ровно ничего…

…Что такое школа сегодня? Курево, наркотики, блуд, воровство. Школа – это место, где молодежь портится. Одна из главных задач сегодня – удержать молодежь внутри семьи как домашней церкви и сохранить ее воцерковленность. Если вы посмотрите педагогическую литературу 100-летней давности, то такого выражения, как «переходный возраст», не встретите. Не было тогда никакого переходного возраста! Дети росли и воспитывались в семье. Переходный возраст – это влияние школьного коллектива, который становится большим авторитетом, нежели семья или Церковь; и то, что принято в этом коллективе – драные джинсы, наушники и т.д., – оказывается для ребенка ценностью, а то, что принято в семье – богослужение, иконы, причащение Святых Христовых Таин, – перестает быть важным.

…Помощь Церкви, семье может заключаться в том, что мы создадим нечто альтернативное во многом деструктивному сегодня школьному коллективу. Например, семейные клубы при храмах. Может же, например, тренер в секции, куда ребенок ходит два раза в неделю, заменить отца. Так и здесь ребенок будет видеть, что есть люди, которые живут иначе, чем в школе; их цель – не подавить, не унизить, не надсмеяться. Наоборот, сверстники могут защитить. Человек из малодетной семьи, где растут один-два ребенка, приобретает тут сразу много защитников, братьев и сестер. Известно же, что дети из большой семьи обычно все умеют, ничего не боятся, вырастают храбрыми, приспособленными, чувствуя себя в безопасности. И эта защищенность для развития человека очень важна.

Если мы попробуем идти по пути создания семейных клубов – храм и семья в сознании ребенка сольются в одно целое, и маленький человечек, воспринимая Церковь как благо, сможет противостоять современным кошмарам, выжить в наше непростое время.

 Протоиерей Димитрий Смирнов