Для большинства православных людей в России почитание мощей святых угодников – данность, основания которой не ставятся под сомнения. Однако что именно считать нетленными мощами – когда сохраняется все тело святого или только кости?
В разных Православных Церквях на этот вопрос отвечают по-разному. Автор статьи рассуждает об основах почитания мощей в России.
«Много скорбей у праведного,
и от всех их избавит его Господь.
Он хранит все кости его;
ни одна из них не сокрушится».
(Пс. 33:20-21)
В Православной Церкви почитаются мощи святых угодников Божьих, которые прославляли Господа своими делами. Такое почитание останков некоторые ошибочно называют язычеством, хотя это совсем не так. Прикладываясь к иконе, мы возносим молитвы и выражаем уважение не краскам и дереву, а тому, кто на иконе изображен. То же самое и со святыми мощами: прикладываясь к святым мощам, мы молимся не костям и одежде, а праведнику, который стоит в Царствии Небесном перед Престолом Божьим и ходатайствует за нас. Данная традиция является ветхозаветной: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13:20-21). В Новом Завете находим упоминание об украшении гробов праведников, когда Сам Господь обличал лицемерное почитание усопших праведников (см. Мф. 23:29-32).
И православные, и далекие от Церкви люди слышали о нетленности мощей святых угодников Божьих. Как себе прихожане и те, кто не посещает храм, представляют это явление? После того как тело праведника после кончины по какой-то причине было обретено из земли (если говорить научно и по-светски – эксгумировано) и состоялось открытие гроба, выясняется, что тело осталось нетронутым тлением, то есть праведник предстает перед глазами таким, как будто только что почил.
Но всегда ли нетленные мощи – это не измененное тело? Или же это обозначает какое-то иное явление? Такой вопрос встает не из-за праздного любопытства. Все помнят, что в начале XX века, когда Русскую землю всколыхнули революционные события и переворот, Православная Церковь стала гонима властями: массово закрывались храмы и монастыри, духовенство и активных мирян расстреливали или отправляли в ссылки (где они нередко погибали). Тогда же многие раки с мощами угодников Божьих были варварски вскрыты. Показывались черепа и кости, при этом власти не забывали говорить: «Ваши попы говорили о том, что это нетленные мощи, а тут просто кости». И под «нетленностью» безбожники подразумевали, говоря светским языком, неразлагаемость тела.
Нужно начать с того, что не все Вселенское Православие считает, что нетленность мощей (подразумеваем неразложившееся тело) является признаком святости. Например, на Афоне считают, что тело праведника не должно быть нетленным. Однажды преподобному Паисию Святогорцу задали вопрос: «Если при извлечении из могилы окажется, что останки усопшего не разложились, то причина этого – грех, в котором человек не покаялся?» На это старец ответил: «Нет, не всегда. Причина, может быть и в тех лекарствах, которые он принимал, или в составе почвы кладбища. Но как бы там ни было, если усопший при извлечении его останков из могилы окажется неразложившимся, то он расплачивается за часть своих грехов. Это происходит потому, что после смерти он становится посмешищем для других»[1]. К нетленности мощей греческие Церкви относятся аккуратно: усопший, тело которого не тлеет, но надувается и чернеет, считается непрощенным кем-то или же находящимся под отлучением священника или архиерея[2]. На Афоне мощи называют «нетленными костями»[3], о которых пойдет речь далее.
На Руси нетленные, то есть неразложившиеся, мощи были признаком святости человека, если от гроба новообретенного праведника совершались чудеса, а само тело не чернело и благоухало[4]. При этом часто канонизация святого проходила при наличии чудотворений, но без обретения мощей. Обличать ошибочное народное мнение «нетленные мощи = святость человека» духовенство Русской земли активно начало в начале XX века, когда прославили в лике святых преподобного Серафима Саровского, святителя Питирима Тамбовского и священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чьи мощи оказались, как говорили люди (порой с презрением), тленными. Из-за возмущения в народе, что прославили «не святых, ибо от них только кости и остались», выступил в 1903 году митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), который сказал: «Православная Церковь называет мощами не только целиком сохранившиеся тела, но и кости, и даже прах, если от них исходит исцеление, то есть мощь, сила благодати»[5]. Как свидетельствует церковный историк Е.Е. Голубинский, мощи не прославленных в лике святых людей если и обретались по какой-то причине, то даже в случае нетленности погребались. Погребение нетленных тел связано, скорее всего, с тем, что или сами люди не почитали почивших за святых, или не происходили чудотворения[6].
В Истории Русской Церкви известен эпизод с деканонизацией благоверной княгиней Анны Кашинской в 1677 году, причиной которой стала борьба со старообрядческим расколом (в то время распространилась информация, что пальцы правой руки святой сложены в виде двуперстия). Интересен тот факт, что одной из причин прекращения почитания княгини стало то, что «мощи святой в различных местах истлели и разрушились, а в житии было написано, будто они непричастны тлению»[7]. Данный факт говорит о некотором заблуждении того времени в отношении почитания святых мощей. Повторная канонизация благоверной Анны стала возможной только в начале ХХ века.
Священномученик Серафим (Чичагов) в своей небольшой заметке о святых мощах, которую он написал в 1920-е годы, когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, объясняет, что такое на самом деле святые нетленные мощи: «Тление всего человеческого тела, плоти и костей, обязательно по смерти, пока не облекутся люди в новое прославленное тело по воскресении из мертвых. Поэтому если сохранятся нетленные кости в том виде, в каком они бывают у святых, то это исключительное чудо; если кроме костей сохранится и большая часть тела в нетлении, причем как высохнет и не нарушатся суставы и связки, то это еще более поразительное чудо для глаз и человеческого ума. Но если в земле будет совершенно нетленное тело, ни одной частью не обратившееся в прах, то это не может быть признано за Божие чудо, а лишь за случайное явление, происшедшее под влиянием почвенных и атмосферических причин или человеческого искусства. Между святыми мощами и мумиями нет ничего сходственного… Требуется хоть частичное тление тела и, главным образом, чудотворения пред останками умерших». Здесь же автор напоминает, что тела святых апостолов и прочих известных и почитаемых святых (например, свт. Николая, архиепископа Мирликийского) были обретены истлевшими, то есть после них оставались только кости, но при этом никто не сомневается в их святости[8]. Далее святитель указывает, что на Руси в XV веке кости святых называли «нетленными костями» или «нетленными мощами»[9], что соответствует православному преданию.
Неужели этого не знали православные и отшедшие от Церкви люди, которые вскрывали раки с мощами святых и говорили, что священники веками их обманывали, утверждая, что там лежит целое тело праведника, а не только кости? Священномученик Серафим указывает, что народ действительно был не образован в этом вопросе: «Столь ложное и обретшее понимание учение о прославлении угодников Божиих сложилось, надо полагать, под впечатлениями бывших за последние два столетия нескольких открытий святых мощей с нетленными частями тел, как свт. Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского и других». При этом автор видел проблему в том, что и сам народ ничего знать не хотел, а также в том, что «плохо велось у нас преподавание об учениях Церкви» и «как невнимательно и равнодушно слушают молящиеся в храмах Священное Писание и сами дома ничего не читают духовного»[10].
На начало ХХ века труд святого Серафима, посвященный нетленным мощам, был не единственным в своем роде. В конце XIX – в начале ХХ вв. была выпущена работа Д.И. Протопопова «О нетлении святых мощей»[11]. Несмотря на то что в этой небольшой книге есть много примеров нетленности останков святых, она не может быть исчерпывающей по теме, особенно по сравнению со статьей священномученика, где даются четкие ответы с разъяснениями.
Нас не должно сильно интересовать, истлели ли останки святых или нет. Нам важно смотреть на пример их праведной жизни и учиться добродетелям. Всякое заблуждение, включая неясность в теме нетленности мощей угодников Божьих, всегда происходило из-за необразованности, суеверий и формализма в вере. Потому, прикладываясь к мощам, будем молиться святым угодникам о том, чтобы духовно возрастать и приближаться с каждым днем к Богу.
Попов Алексей, диакон
Библиографический список
- Андроник (Трубачев), игум. Канонизация святых // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 346-371.
- Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье; Общество любителей церковной истории, 1998 [Репринт]. – 597 с.
- Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь. – Салоники: Монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; М.: Издательский дом «Святая Гора», 2005. – 327 с.
- Серафим (Параманов), иером. О почитании святых мощей. – М.: Развитие духовности, культуры и науки, 2004. – 45 с.
- Серафим (Чичагов), митр. Ленинградский. О святых мощах // Московские епархиальные ведомости. №1 (1996). С. 31-37.
- Сипейкин А.В. Политика советской власти в отношении Русской православной церкви в 1917-1921 годах (на материалах Тверской губернии): Монография. – Тверь: Тверской государственный университет, 2007. – 180 с.
[1] Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь. Салоники: Монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; М.: Издательский дом «Святая Гора», 2005. С. 279.
[2] Серафим (Параманов), иером. О почитании святых мощей. М.: Развитие духовности, культуры и науки, 2004. С. 17-18.
[3] Серафим (Чичагов), митр. Ленинградский. О святых мощах // Московские епархиальные ведомости. №1 (1996). С. 34.
[4] Серафим (Параманов), иером. О почитании святых мощей. С. 17.
[5] Сипейкин А.В. Политика советской власти в отношении Русской православной церкви в 1917-1921 годах (на материалах Тверской губернии): Монография. Тверь: Тверской государственный университет, 2007. С. 142.
[6] Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье; Общество любителей церковной истории, 1998 [Репринт]. С. 522-523.
[7] Андроник (Трубачев), игум. Канонизация святых // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 352.
[8] Серафим (Чичагов), митр. Ленинградский. О святых мощах // Московские епархиальные ведомости. №1 (1996). С. 32.
[9] Там же. С. 35.
[10] Серафим (Чичагов), митр. Ленинградский. О святых мощах // Московские епархиальные ведомости. №1 (1996). С. 30-31.
[11] Книга переиздавалась несколько раз. См. Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. М.: Православное слово, 1997. 93 с.