«Собирателем сокровища духовной мудрости», «российским Златоустом» Церковь называет святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца. Пример жизни, поданный святым, служит образцом служения Господу и ближним, а его труды можно назвать бесценными для нас. 26 августа вспоминается день прославления и второго обретения мощей святителя.
Начало духовного пути
Мирское имя будущего святителя было Тимофей. Он родился в 1724 году. Местом его рождения стало село Короцко Новгородской губернии. Отец его – Савва Кириллов – служил псаломщиком в храме. Всего в семье Кирилловых было шестеро детей. Очень рано отец большого семейства умер, поэтому жить им пришлось впроголодь. Однажды мать хотела даже отдать Тимофея на усыновление бездетному соседу, бывшему ямщиком, который обещал оставить мальчику в наследство свое имущество. Однако этому вовремя воспрепятствовал старший сын многострадального семейства. Часто Тимофею приходилось наниматься за кусок хлеба к более обеспеченным соседям: с утра до ночи он обрабатывал чужие угодья.
По ходатайству своего старшего брата, в 14 лет Тимофей поступает в духовное училище в Новгороде. При поступлении он берет фамилию Савельев, очевидно, как давали, по традиции тех времен, представителям бедных семейств – по отцу. Однако руководство училища дало ему другую фамилию – Соколовский. Именно с ней имя Тимофея чаще всего встречается в документации учебного заведения, реже он подписывался фамилией Соколов. Отсюда и появилась путаница относительно настоящей фамилии святителя, который во время своего епископства больше склонялся к последнему варианту, как наиболее русскому. Откуда же взялась, собственно, фамилия Соколов? В первом известном жизнеописании святителя, принадлежащем митрополиту Евгению Болховитинову, указано, что такое прозвище имел отец Тимофея.
В 1740 году училище при архиерейском доме в Новгороде получило новый статус – оно стало семинарией. Здесь юноша, как один из способнейших учеников, продолжил обучение уже на казенном содержании. «Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: ‟Величаем тя, святителю!”» – вспоминал об этом времени будущий Воронежский епископ.
Еще учась на старшем курсе семинарии, Тимофей начал преподавать здесь греческий язык, а по окончании обучения получил место преподавателя риторики и философии. В 1758 году последовал постриг в монахи с именем в честь святителя Тихона, епископа Амафунтского. Этому предшествовало два события, о которых он потом сам вспоминал и которые могли повлиять на решение принять постриг. Одним из них было ночное видение после молитвы, когда перед ним на время «разверзлись небеса». Второе произошло во время каникул в Александровском монастыре, куда Тимофей приехал погостить. Поднявшись на колокольню, молодой человек оперся на перила, желая лучше рассмотреть прекрасные виды монастыря. В тот же момент перила зашатались и упали на землю, а Тимофея как будто кто-то оттолкнул назад. Так чудом он остался жив. Однако последнее событие стало поводом для размышлений о быстротечности жизни и Промысле Божием.
В том же году отец Тихон получил должность префекта духовной семинарии. Вскоре после этого он был рукоположен сперва в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Обе хиротонии были совершены в Петербурге. В 1759 году отца Тихона направили в Тверь, где в сане архимандрита он возглавил Желтиков монастырь. Однако вскоре последовал перевод в Успенский Отроч монастырь, а также назначение ректором Тверской духовной семинарии.
На Воронежской кафедре
Трижды тянули жребий, и трижды доставали имя архимандрита Тихона
Сан епископа архимандрит Тихон получил в возрасте 37 лет. Произошло это 13 мая 1761 года, и также не без Промысла Божия. Когда выбирали епископа в Новгород, решили сделать это с помощью жребия. Кто-то предложил к числу семи других кандидатов добавить имя ректора Тверской семинарии Тихона. Вначале его не рассматривали в качестве претендента из-за слишком молодого возраста, к тому же для архимандрита уже готовилось другое место – в Троице-Сергиевой лавре. Однако решили написать и его. Трижды тянули жребий, и трижды доставали одно и то же имя – архимандрита Тихона.
И еще одно немаловажное событие, предсказавшее ему епископство, предшествовало этому. Во время совместного богослужения епископ Афанасий помянул его пред престолом Божьим именно как епископа, а не архимандрита. Это произошло по ошибке, но вскоре ошибка стала действительностью. Архимандрит Тихон был рукоположен во епископа Кексгольма и Ладоги, с назначением викарием Новгорода. Эту должность он занимал около двух лет.
Святитель заботился о высоком нравственном и духовном облике пастырей
В 1763 году святитель, по желанию самой императрицы Екатерины II, был поставлен на Воронежскую кафедру. Много пришлось ему здесь потрудиться, поскольку Воронежская епархия была в ту пору одной из самых больших и неустроенных. За четыре с половиной года служения епископу Тихону удалось здесь многое совершить, приводя дела в порядок. Особое внимание святитель уделял просвещению духовенства, он ходатайствовал о доступности духовного образования для детей из бедных семей церковнослужителей. На базе Славяно-Латинской школы им была создана Воронежская семинария. Святитель очень заботился о высоком нравственном и духовном облике пастырей. С этой целью им был написан и разослан по приходам ряд посланий для священнослужителей, написанных в форме руководств и назидательных слов. Так же ревностно епископ следил за духовным состоянием своей пасты. Ему удалось навсегда искоренить ряд языческих обычаев, в том числе глубоко укоренившийся в этой местности культ Ярила. Кроме того, святителю Тихону пришлось бороться со многими раскольническими явлениями в народе.
Жизнь и труды владыки на покое
Многочисленные и самоотверженные труды очень быстро подорвали здоровье святителя, так что в 1767 году он вынужден был просить отпустить его на покой. Правда, прошение это было удовлетворено только после того, как епископ Тихон написал письмо императрице. Ему назначили пенсию и позволили самому выбрать место для проживания. Вначале владыка переехал в Толшевский монастырь под Воронежем. Это место ему очень нравилось, в первую очередь своей уединенностью и исправностью служб. Однако климат здесь был неблагоприятным для его выздоровления. По этой причине в 1769 году святитель переезжает в Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, где проведет последние 16 лет своей жизни.
В Задонске епископ Тихон проводит большую часть времени в молитве и богомыслии, он регулярно посещал богослужения, а также занимался простым физическим трудом: ухаживал за садом, рубил дрова, возделывал землю. Из своего имущества владыка оставил лишь самое необходимое, все остальное он раздал нуждающимся. Иногда епископ посещал Толшевский монастырь, который ему полюбился, а также жил в селе Липовка в имении Бехтеевых. Встречался святитель и с людьми, но больше любил отвечать письменно, чем принимать посетителей или покидать свое уединение. От последнего сильно нарушился душевный покой, который владыка высоко ценил. Он также оказывал разного рода благотворительность, сам посещал заключенных в темницах, беседовал и помогал им, чем мог. Очевидно, что испытанная в детстве острая материальная нужда сделала Преосвященного Тихона более чутким к чужому горю.
Привыкший к активной деятельности, епископ стал сомневаться, правильно ли он поступил, что ушел на покой. Поправив немного свое здоровье, он стал серьезно раздумывать над предложением одного архиепископа возглавить Иверский монастырь на Валдае. Тогда он отправил своего келейника к монастырскому старцу Аарону с вопросом, как лучше поступить, согласно воле Божией. Старец ответил, что «Божия Матерь не велит выезжать из монастыря». Владыка смирился.
Часть времени он проводил за чтением, а также сам писал духовные сочинения и отвечал на письма. Особенно близкими ему были творения Иоанна Златоуста, много схожих черт можно найти в манере письма двух святителей. Свои сочинения Задонский затворник при жизни не публиковал, они распространялись в рукописях. Однако он завещал келейнику после своей смерти передать все рукописи в Священный Синод для рассмотрения. Объем этих трудов достигает нескольких томов. Наиболее известными из сочинений святителя можно назвать книги «Об истинном христианстве» в 2-х томах и «Сокровище духовное, от мира собираемое».
Глубина трудов, важность тем, в них поднятых, а также красота и изящество слога позволили еще при жизни владыки стяжать ему славу «российского Златоуста». Возможно, по этой же причине спустя столетие он станет одним из любимейших и почитаемых святых у таких классиков русской литературы, как Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский. Образы двух старцев в своих произведениях «Бесы» и «Братья Карамазовы» последний напишет именно с Задонского чудотворца.
Он смог настолько смирить себя, что кланялся в ноги келейнику при малейшем признаке раздражительности
Однако, помимо внешних трудов, не менее важна та внутренняя борьба, которую вел владыка со своими страстями. Известно, что от природы он имел чрезвычайно вспыльчивый и раздражительный характер. Некоторое время у него часто менялись келейники, которые не могли привыкнуть и выдержать строгости святителя. Однако со временем он смог настолько смирить себя, что низко кланялся в ноги своему келейнику при малейшем признаке раздражительности.
Хорошо известен и другой пример. Как-то в одном из домов святитель вступил в дискуссию с одним вольнодумным дворянином, обладавшим несдержанным характером. В разговоре дворянин все больше раздражался, а владыка, чувствуя это, старался говорить все тише. Однако такое спокойствие еще более возмущало собеседника, так что он наконец, не выдержав, дерзнул ударить епископа Тихона по щеке. Владыка тут же бросился дворянину в ноги, прося прощения за то, что довел его до такого состояния. И этот дворянин был настолько поражен поведением святителя, что сам упал ему в ноги и стал молить о прощении. Вскоре тот человек, осознав свое заблуждение, сделался христианином.
Как-то святитель слезно просил Господа даровать ему смирение. После этого он повстречал местного юродивого, и тот ударил владыку по щеке со словами «не высокоумь». В благодарность за то, что юродивый смирил его и помог навсегда избавиться от высокоумия, епископ Тихон стал его кормить каждый день и назначил небольшую пенсию. За такое высокое смирение Господь наградил Своего угодника многими духовными дарами, дважды ему даже являлась Сама Пресвятая Богородица с апостолами.
Вечный покой
Как это часто случалось со многими праведниками, о времени своей кончины святитель Тихон узнал заранее. Еще за три года до смерти он точно знал, сколько ему осталось жить. Заранее был приготовлен гроб, хранившийся в чулане. Владыка часто размышлял о том, как предстанет на Суд Божий. Однажды он видел сон, в котором ему было велено подняться вверх по высокой лестнице. Не рассчитывая на свои силы, святитель вначале ощутил страх, но народ, стоявший при лестнице, начал ему помогать, благодаря чему он легко взобрался наверх. После другого необычного сонного видения у епископа Тихона отнялась левая часть тела. Он принял эту посланную болезнь как волю Божию.
В последние дни он часто вопрошал Господа о дне своей смерти и получил ответ, что произойдет это «в день недельный», то есть в воскресенье. Так и случилось. Владыка Тихон почил 13 августа (по старому стилю) 1783 года. Это было воскресенье. Незадолго до этого он составил свое духовное завещание. Похоронить себя епископ просил по дороге к алтарю Владимирского храма в монастыре, чтобы тело его, таким образом, было попираемо ногами. Однако этого, безусловно, сделать не могли: похоронили его под алтарем храма, в специально сооруженном склепе.
Прославление и второе обретение мощей
В 1846 году, спустя 63 года со дня погребения святителя, при строительстве в Задонске нового собора, тело его было обнаружено без следов тления. Прославление святого состоялось в 1861 году. Промыслом Божиим произошло это в день его упокоения – 13 (26) августа.
В 1919 году мощи святителя Тихона, по распоряжению советских властей, были изъяты из храма, долгое время они находились в качестве экспоната в музеях, вначале в Ельце, а затем в Орле. На небольшой срок (1947-1960 гг.) святыню было позволено поместить в Орловском Богоявленском соборе, где она была доступна для поклонения верующим. После этого мощи передали в краеведческий музей города Орла. И уже только в 1988 году, в день памяти святителя, произошло второе обретение мощей – святыня вернулась во Владимирский собор Задонского монастыря.
Избранные изречения святителя Тихона Задонского
О вере
Душа, хотящая принять в себя живую доброту, не должна чинить препятствий Христу в этом важном и спасительном деле, не отвращаться от Него, но всегда на Него взирать и воздыхать о том, и потерпеть для Него все, что ни благоволит ей делать.
Вера таинственно соединяет душу верного со Христом, как невесту с женихом.
Когда солнце зайдет, ночь и тьма бывает. Тогда люди не видят ничего, не отличают одной вещи от другой и ходят, как слепые, в ров падают и не знают, как уклониться от вреда. Таково состояние тех душ, в которых свет Христов не воссиял!
Воля Божия бывает и без нашего прошения. Поэтому не просим, чтобы Бог делал, что хочет, а просим, чтобы мы могли делать то, что воля Его хочет.
О добродетели
Всякая внешность без внутреннего – ничто. Чего внутри, в сердце, не имеется, того и в сути самой нет. Добродетель – не истинная добродетель, если в сердце не поселится.
Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем.
Работающие ради Иисуса и здесь награждение свое имеют. Ибо истинная добродетель сама по себе есть награждение имеющим ее. Ибо где истинная добродетель, там любовь; где любовь, там добрая и спокойная совесть; где спокойная совесть, там мир и покой; где мир и покой, там утешение, радость, веселье и сладость.
О грехе
Иное есть грех от немощи и неведения, которому и богобоязненные люди подвержены, а иное – от произволения, от дерзости и против совести грех, который не бывает иначе, как от сердца непокорного и бесстрашного.
Помни последние четыре: смерть, суд Христов, ад и Царство Небесное. Всегдашняя память и верное размышление об этом отвращает от греха.
О терпении
Победа христианская состоит в мужественном терпении. На брани мира сего тот побеждает, кто гонит неприятеля своего и поражает, но в христианской духовной брани не так бывает, но все противоположно этому. Здесь тот побеждает, кто: гонимый – терпит, обидимый – не мстит, злословимый – благословляет, лишаемый чего-то – не ищет, укоряемый – не укоряет и всякое находящее искушение и злострадание великодушно претерпевает.
Надежда без терпения быть не может. И где истинная надежда, там и терпение, и где терпение, там и надежда, поскольку надежда подвержена многому искушению, как и вера.
Кто в терпении, в благополучии и неблагополучии равно постоянен будет, тот в тишине, покое и мире всегда будет пребывать; и благоприятное, сладкое, Христову житию подобное и сообразное будет иметь житие; и на земле небесную будет чувствовать радость, и во временной жизни вечной жизни сладости вкушать.
Бог не попускает нам искушение выше силы нашей. В хрустальный или стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение.
Как терпение, так и надежда в бедствии познается. Многие думают, что они на Бога надежду имеют, но пришедшая беда открывает надежду их и показывает, на кого они надеются. От кого кто ищет в напасти помощи и избавления, в том и надежду свою полагает.
Как счастье возносит, так и беда смиряет и в познание себя приводит человека.
О любви
Видим, что в зеркале то изображается, к чему оно обращается. Так и душа человеческая: к чему она с любовью обращается и присоединяется, то в ней и изображается. В зеркале, когда оно к небу обращается, видится небо, когда к земле обращается – земля. Так и душа человеческая: когда к небу обращается, небесный образ в ней и изображается, когда к земному прилепляется своей любовью, земной и скотский образ в ней изображается, и тем она губит свое благородство и небесную свою красоту.
Если любишь Бога, то надобно любить и того, кого Бог любит, потому что когда мы любим кого, то любим и того, кого любимый нами любит.
Как без любви всякое дело мертво и непотребно, так любовью всякое дело оживляется и благоприятно всякому бывает. Без любви никакое не может быть добро, а где любовь, там все добро.
Истинная любовь старается с радостью и весельем любимому благотворить и благотворить без всякой пользы для себя. Она в этом уподобляется плодовитому дереву, которое плодами своими не себя, но других питает; уподобляется земле, которая не ради себя, но ради нас плоды производит; уподобляется солнцу, которое не себе, но нам светит и нас согревает; или лучше – следует той вечной и несозданной Любви и Благости, Которая все блага нам подает без всякой Своей корысти.
О вражде
Погрешают те христиане и от должности своей уклоняются, которые друг с другом ссорятся и друг с другом враждуют; а так и с Богом иметь мира не могут, пока во вражде пребывают.
Враг наш истинный один – дьявол, который и людей учит, чтобы нас гнали, и так по большей части он причина злострадания нашего, а не люди; он нас через людей гонит и мучает, и его надо ненавидеть, а людям соболезновать, что его слушают.
Враги гонящие, злословящие и поносящие более делают нам добра, чем зла; ибо хотя телу и причиняют страдание, но душе пользу приносят. Также они смиряют нас, гордость, и тщеславие, и самомнение наше низлагают, приводят нас в познание самих себя и немощи нашей.
Сколь тяжкий грех делают те христиане, которые христиан обижают, поскольку эта обида Самого Христа касается, что и говорить страшно; но так на самом деле и есть.
О красоте
«Чем более душа украшается ныне, тем большей красоты сподобится и тело по воскресении»
Бог есть Красота всех красот, которой Ангелы святые и все Божии угодники насытиться не могут.
Когда рассудишь красоту и бесконечное благолепие величия Божьего, тогда познаешь, сколь великая, дивная красота и благолепие души человеческой, в которой образ и подобие Божие имеется.
Чем более душа украшается ныне, тем большей красоты сподобится и тело по воскресении.
О мудрости
Желающий получить от Христа просвещение непременно должен признать свою слепоту от сердца, иначе как был, так и будет всегда слеп, хотя и все Святое Писание наизусть будет знать, то есть письмена будет знать, а силы не уразумеет.
Премудрость христианская не в одном только познании Бога состоит, но заключает в себе и непорочное житие христианское. Не знает Бога и тот, кто воли Божией не творит, хотя устами и исповедует Его, и много о Нем разглагольствует.
Первый признак мудрости – сознавать свои погрешности.
Желай, христианин, не долгой жизни, как сыны века сего делают, но желай блаженной кончины.